Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Вступление к философии
Великие философы учебное пособие

Раздел С

ЛИЦОМ К ЧЕЛОВЕКУ

Данте Алигьери

(1265-1321)

«...тот страждет высшей мукой, Кто радостные помнит времена В несчастии, -...»



Как уже отмечалось, главной проблемой философских размышлений мыслителей эпохи Возрождения была проблема человека. Знаковой фигурой, колоссальной фигурой двух эпох - последним поэтом средневековья и первым поэтом Нового времени (Ф. Энгельс) поставь в это время итальянский поэт и философ Данте Алигьери.

Эта оценка довольно точно характеризует мыслителя, который прорывался к фундаментальных гуманистических обобщений, которые разовьются в философии эпохи Возрождения, и в то же время еще сохранял уважительно-трепетное отношение к христианской догматики.

О детские и юношеские годы Данте известно немного. Он родился в состоятельной семье во Флоренции; учился в престижных местных школах; штудировал философию под руководством известного флорентийского писателя и юриста Брунетто Латіні; учился на юридическом факультете знаменитого Болонского университета. Юноша восхищался мудростью Платона и Аристотеля, изучал произведения Августина Блаженного и Фомы Аквинского,

Бернара Клервоского и других мыслителей, которые оставили заметный след в истории философской мысли, религии (теологии) и культуры.

В качестве оригинального самостоятельного мыслителя Данте утвердился как автор «Божественной комедии», за восхождения от Ада к Раю, в котором он провел мысль о вечном приближении к Великой Любви, которая «движет Солнце и другие светила».

Философию Данте понимал, прежде всего, как этику (политику), то есть учение о морали, воспитание, духовное развитие человека. Цель науки, считал философ, - в достижении счастья путем деятельного самоутверждения через развертывание таких добродетелей, как мужество, благоразумие, благородство, доброжелательность, справедливость, мудрость наперекор фортуне. «Небесное счастье», считал Данте, неподвластное человеку; оно дается как благодать, но только как подготовленное добродіяльністю, верой, надеждой и любовью. В общественной жизни, подчеркивал философ, важно достичь единства божественного и человеческого. При этом единстве люди освободятся от тирании, стряхнут пыль истории, искоренят злодеяния и развернут под руководством философа - монарха потенции интеллекта и творчества. Земля, прогнозировал Данте, станет садом.

Оригинальность Данте оказалась в интерпретации божественного и человеческого. Поэт и философ снимает противоречивость этих первнів. Он подчеркивает их органическое единство. Данте не противопоставлял Бога творческим силам человека. В человеке сосуществуют (и детерминируют ее деятельность) два первоистока - божественный и природный. Именно поэтому к «блаженства» ведут два пути: философские размышления, то есть человеческий разум, и «духовные наставления», что исходят от «Святого духа». Указанные начальные Данте рассматривал как рівнодійні, что, безусловно, противоречило схоластически-теологической позиции, разрушало ее.

Центральной темой поэтически-философских размышлений Данте была проблема человека. Это также противоречило традициям средневековья, которые почти без исключения выходили (и возвращались) с (к) «идеи Бога» и «веры».

Данте толковал человека как самоцінну существо, способное обеспечить свое благо собственными силами. Мыслитель не отрицает «идеи Бога». Однако, рассматривая противоречие человеческого бытия, апеллирует не к Богу, а к человеку, ведь она сама ответственна за свое благо. В стремлении к нему решающими факторами предстают именно личные качества, а не богатство или спадкоємно приобретенный социальный статус.

Данте не был профессиональным философом, однако хорошо знал произведения Сигера Брабантского, неоплатоников, Псевдо-Дионисия, Аверроэса и других средневековых философов. Особенно поэт стремился постичь социальный (и моральный) сторону учения своих великих предшественников и современников. Обоснована Данте вера в собственные силы человека скорее всего продолжением тех гениальных находок, которые в средневековой философско-теологической атмосфере основном расценивались как еретические.

Данте стоял «у колыбели» проблемы человека, возрождающейся новой эпохой. «Ступенями» этой проблемы ушла когорта великих гуманистов - Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо, Марсилио Фічіно, Пико делла Мірандолла и Пьетро Помпонацці. Точку над «и» в достаточно общем и противоречивом процессе освобождения философии из объятий теологии поставил современник Леонардо да Винчи, друг Микеланджело, историк, поэт и философ, государственный деятель эпохи Медичи, великий итальянец Николо Макиавелли.