РАЗДЕЛ V
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Философия М. Кубанского
Николай Кузанський (1401 - 1464) - один из величайших философов Возрождения, один из родоначальников итальянской натурфилософии. Его философское творчество характеризуется высоким уровнем интеллектуализма.. Многочисленные произведения, написанные им на протяжении всей жизни, в значительной степени посвящены религиозно-богословской тематике. В них он отстаивал мнение о единой религии, о том, что, несмотря на различие церковных обрядов, все религии имеют единый религиозный смысл. Он призвал всех христианских верующих к объединению, к религиозному миру, к веротерпимости. Он также отмечал тесную связь между христианством и исламом, указывая на возможность их объединения в будущем. Церковная деятельность Николая Кузанского, одного из высших иерархов католической церкви, характеризуется антидогматизмом, независимостью суждений, стремлением к реформаторству. В то же время много усилий он прилагает к развитию натуральной философии и естественных наук.
Мировоззрение М. Кузанского в значительной мере сформировался под влиянием гуманистических идей. У него были довольно близкие отношения со многими известными гуманистами того времени. Однако в отличие от многих из них он увлекается не столько риторикой и поэзией, сколько естествознанием, сочинениями Архимеда и Евклида. М. Кузанський один из первых выдвинул принцип методического использования математики в познании природы. Большое значение ма\ы также его космологические идеи.
Одним из важнейших философских произведений М. Кузанского является его труд "Об ученом незнании", в которой он изложил свои основные философские идеи, в частности идею связи, единства противоположностей, идею бесконечности Вселенной и др. По идейному содержанию к ней близки трактат "О предположениях" и "Апология ученого незнания".
Главной проблемой философии М. Кузанского была проблема Бога и его соотношения с миром. Это вопрос, как известно, было стержневым для всей средневековой философии, значительное место оно занимало в философии эпохи Возрождения. Официальной точкой зрения католической церкви на эту проблему был теизм, то есть учение, согласно которому Бог является трансцендентным миру. Создавая этот мир, он находится за ним, а точнее над ним, бесконечно превосходя его своей мощью и совершенством. В то же время многочисленные еретические течения в христианстве пытались опровергнуть такую точку зрения, противопоставляя теїзмові пантеизм, то есть учение, которое отождествляло мир с Богом. В основном это был мистический пантеизм, который сводил сущность этого мира к Богу, растворял его в нем. Еретическая мистика, выдвигала пантеистические идеи, опиралась на неоплатоністську традицию, наиболее известным представителем которой был известный неоплатоник Псевдо-Дионисий. М. Кузанський подвергся значительному влиянию со стороны мистических течений, поэтому неудивительно, что его взгляды на эту стержневую для всей христианской философии проблему в основном отходили от официальной точки зрения. Основной тенденцией в философском творчестве Кузанского было стремление преодолеть разрыв между земным и небесным, сблизить Бога и мир. Пантеистическая тенденция, которая была присуща философии Кузанского, в значительной степени инициировалась его приверженностью к неоплатонизма. Наиболее отчетливо она проявилась в ранних произведениях Кузанского, прежде всего в его "Ученом незнании".
Основу пантеистической онтологии Кузанского составляет его учение о абсолютный максимум и абсолютный минимум и их единство. Абсолютный максимум у него - это одно из названий Бога, который теряет свои антропоморфные черты и выступает как предельно общая философская категория,. Это - абсолют, единое начало, вне которого ничего нет и не может быть. Он характеризуется такими свойствами, как простота, неделимость, единство, бесконечность.
Абсолютный максимум есть то, больше чего ничто не может быть, а это значит, что он один в своем роде и ему ничто не противостоит. Любая мельчайшая частица бытия принадлежит ему. Отсюда Кузанський делает вывод о том, что абсолютный максимум совпадает с минимумом. "Абсолютный максимум есть то единое, которое является всем; в нем все, поскольку он максимум; а поскольку ему ничто не противоположно, с ним совпадает и минимум" [7, с. 51].
Минимум и максимум - противоположности, но, взятые в своем предельном выражении (как абсолютные), они совпадают. Абсолютный максимум по своей природе и является таким совпадением противоположностей. Этот диалектический принцип играет важную роль в философы М. Казанского: его необходимость связана с познанием абсолюта, или бесконечности.
Противоположности, отмечает Кузанський, свойственны только вещам, подлежат увеличению или уменьшению, абсолютному максимуму они не свойственны. Он выше все противоположности. Итак, постичь его можно, только преодолевая их и раскрывая их единство. Однако достичь этого обычным умом, что приспособлен для познания конечных вещей, невозможно. Так называемый дискурсивный разум, что является мышлением в пределах противоположного и разделенного, не способен постичь природу абсолютного, единого и бесконечного начала вещей. Отсюда и понятие "ученого незнания", то есть понимание ограниченности рационального мышления, неспособности обычного ума с помощью делах, в удовлетворении необходимым положительных определений постичь бесконечную природу абсолюта. Его бесконечность можно познать с помощью особой способности - интеллектуального созерцания, или символически выразить математическими понятиями.
Математика давала значительный материал для выяснения Кузанським диалектического совпадения противоположностей. Доводя этот принцип, он опирается именно на математические понятия и нередко использует аргументы, заимствованные из математики. Например, многоугольник, количество сторон которого стремится к бесконечности, совпадает с кругом, а кривая с бесконечным радиусом равна прямой.
Понимания абсолюта как бесконечной сущности, устраняет и нераздельно объединяет в себе противоположности, - главный принцип философии Николая Кузанского. Этот диалектический принцип, с помощью которого Кузанський делает попытку выяснить природу единого начала всех вещей, связан у него с пантеїстичними выводами, которые вытекают из такого понимания Бога. Если Бог выступает как единство всех противоположностей, то он также должен находиться в единстве с созданными им вещами. Диалектический принцип понимания Бога требует единства причины и следствия, творца и его творения.
Бог и мир, за Кузанським, взаимопроникают друг в друга, поэтому диалектический принцип единства противоположностей характеризует у Кузанского не только абсолют, или Бога, но и каждую отдельную вещь. Каждая отдельная вещь является определенной единством таких противоположностей, хотя в тварном мире это единство и не является абсолютной. Она относительна, следовательно, дополняется отличием, обоюдным отрицанием, борьбой. "Каждое совпадает и различается с каждым", - утверждает он. "Точное равенство здесь невозможна" [7, с. 230]. Мера единства у разных вещей разная, в каждой из них преобладает какая-то одна противоположность, и этим определяется качество вещи, ее место в мире.
От неоплатоников Кузанський заимствовал представление о мире как о нечто единое и целостное, все вещи которого связаны между собой единым связью, единственным закономерным движением. Диалектический принцип единства противоположностей дополняется у него принципом всеобщей связи. Мысль о связи между всеми вещами мира является второй исключительно важной диалектической идеей Кузанского. Единство или связь Бога с миром, в самом мире проявляется как органическое единство, универсальную связь вещей между собой.
Универсум рассматривается Кузанським как континуум, каждый элемент которого связан со всеми другими и со всем универсумом в целом. "Все во всем" - это известное изречение древнегреческого философа Анаксагора Николай Кузанський неоднократно применяет для объяснения своего понимания мира, свойственного ему диалектической связи. "Сказать, что каждое в каждом, значит то же, что Бог через все - во всем и все через все - в Боге", - такой пантеїстичний вывод делает Кузанець из этого диалектического принципа [7, с. 110].
Свое понимание единства Бога и мира Кузанський конкретизирует в учении о свертывании множественного мира в единстве Бога и о развертывании Бога в мир. Это учение является определенным вариантом неоплатонівської теории эманации, согласно которой Бог создает мир путем самовитікання, самовипромінювання своей сущности. Такое понимание божественного творения уничтожало принципиальное различие между Богом и миром, ведь мир выступает здесь как одна из ступеней в этом процессе, как одна из ипостасей самого Бога. Мир со всеми его различиями и противоположностями согласно учению М. Кузанского является результатом саморазвертывания абсолютного единства Бога. Мир с самого начала присутствует в Боге, но идеальным образом, он свернут в нем так, что все его противоположности и различия сведены здесь к неделимой тождества. Мир же реальных вещей является тем самым Богом, но таким, что развернул свою сущность. То, что в Боге свернуто в абсолютное единство, в мире развернуто в многообразии вещей. их различия приобретают здесь реального существования. "Бог есть згорнутість всякого бытия любой существующей вещи, и, создавая, он развернул небо и землю" [7, с. 27]. Такое понимание происхождения мира противоречило креационизма официального христианства и приобретало признаков теории развития, теории эволюции.
Загальнофілософські взгляды М. Кузанского получили конкретизации в его космологічній теории. Именно в космологии наиболее полно был выраженный прогрессивный характер этой философии.
Понятие Вселенной у Кузанского является вторым по значению после понятия абсолютного максимума. Вселенная он определяет как ограниченный максимум. Это также первичное начало вещей, как и Бог, только конкретно ограничено, и возникает оно из-за эманации абсолютного максимума. Как Вселенная во многом подобен Богу, он единый, целостный, бесконечный и вечный, однако бесконечность Вселенной несколько другого сорта. В отличие от всегда актуальной бесконечности Бога бесконечность Вселенной имеет потенциальный характер. Скорее это - бесконечность, бесконечный процесс, который никогда не может быть завершен. Такое понимание Вселенной, распространение принципа бесконечности на его временные и пространственные характеристики имело чрезвычайно важные мировоззренческие последствия.
Следует отметить, что Кузанський был одним из первых, кто распространил свойственную Богу бесконечность на природу, на материальный мир. Для средневековых философов, так же как и для античных, космос, природа всегда выступали как нечто завершенное. Идея, или форма, рассматривается здесь как и предел, к которой направляются вещи и мир в целом. Взгляд на Вселенную, как на нечто принципиально незавершенное и безграничное, свидетельствовал о существенных изменениях в сознании. Для христианских теологов природа, Земля, небо, звезды имеют свое начало во времени (акт божественного творения), так же как и свой конец (второе пришествие и конец мира). В пространстве Земля и небо также казались ограниченными, а космос в целом имел завершенную форму сферы. Разрушение этих границ, взгляд на Вселенную с точки зрения его бесконечности подрывали основы религиозно-теистического мировоззрения. Бесконечность Вселенной во времени объективно противоречила креаціоністській точке зрения относительно происхождения мира, так же как и эсхатологическим чаяниям. Если этот мир безграничен во времени, то теряет всякий смысл утверждение о его начало или конец. Бесконечный в своем существовании мир всегда был, есть и будет, ибо нельзя определить какую-то окончательную временную границу его бытия. Итак, праздники история, как она изложена в Ветхом и Новом Завете, не имеет ничего общего с реальной историей мира, его безграничным становлением в пространстве и времени. Парадоксальные для средневекового сознания выводы порождала точка зрения и на пространственную бесконечность мира. Как известно, в те времена господствующей во взглядах на строение Вселенной была так называемая арістотелівсько-птоломеївська геоцентрическая система. Эта система была принята и освящена церковью. В соответствии с ней Земля считалась неподвижным центром мира, вокруг которого вращались Солнце, планеты, а также в котором располагалась сфера неподвижных небесных светил.
Сокрушительный удар по этой системе был нанесен в XVI в. видагним польским астрономом Николаем Коперником, который создал гелиоцентрическую систему мира. Это был революционный переворот в науке. Однако за сто лет до Коперника аналогичные идеи выдвинул М. Кузанський. Более того, он пошел значительно дальше Коперника, хотя и выражал свои мысли в несколько абстрактной форме. Исходя из идеи бесконечности Вселенной, он вообще отверг мысль о существовании любого неподвижного центра. Таким центром не может быть ни Земля, ни Солнце, ни любая другая планета или звезда. Вселенная он сравнивал со сферой, центр которой повсюду.
Доказывая относительность любого различия между центром и периферией, верхом и низом, движением и покоем, Кузанський приходит к выводу о принципиальную однородность мира, об отсутствии в нем каких-то привилегированных частей. Конечно, такой взгляд на вещи входил в противоречие с религиозно-теїстичним мировоззрением, который строился на противопоставлении земного и небесного, высшего и низшего, благородного и низменного. Типичными для средневековой Европы были представления о небо, небесные тела как нечто более благородное и высокое по сравнению с Землей. Кузанський считает такое противопоставление неправильным. Поскольку в реальном мире нет абсолютного максимума или минимума совершенства, то неправильным будет считать, что Земля наймізерніша и бессонница. Николай из Кузы утверждает существование единого однородного Вселенной, в разных частях которого действуют одинаковые законы. Все его элементы одинаково близки к Богу, считает он.
Учение о Вселенной неразрывно связано у Кузанского с его учением о человеке. Концепция человека соответствовала загальногуманістичним взглядам на нее и ее место в мире. Человек характеризуется им как личность, стремится к самоутверждению в творчестве и познании окружающего мира. Вопреки традиционным для христианства взглядам на человека как греховное существо Кузанський подчеркивает ее высокую ценность. Человек принадлежит миру, является одной из его частей, но такой частью, которая воплощает в себе целое мира, его бесконечную сущность. Поэтому человек является конечно-бесконечной существом. Она является высшим звеном природы, в которой последняя достигает наивысшего совершенства. Характеризуя человека, Кузанський использует традиционный для христианской религии, взгляд на нее как на образ и подобие Бога. Однако пантеистическое понимание мира придает этому определению совершенно другого содержания. Человек становится у Кузанского земным воплощением божественной сущности, вторым, или земным, Богом. "Действительно, - провозглашает он, - человек есть Бог, только не абсолютно, раз он человек, он - человеческий бог (humanus deus)" [7, с. 259].
В понимании человека М. Кузанський возрождает античную идею микрокосмоса, подчеркивая единство человека и мира. Человек и Вселенная неразделимы, малый мир является неотъемлемой частью большого, но такой, что в наиболее совершенной форме отражает его строение. В человеке все возвышенно до наивысшей степени. Подчеркивая особое место человека в мире, он видит ее роль в том, что она является связующим звеном между Богом и вещами, между высшими и низшими порядками. Благодаря своей "срединной природе" она соединяет в себе все и поэтому является мерой всех вещей. Стремясь до высочайшего совершенства в своем роде, она возвышается до уровня Бога, оставаясь человеком. Человек есть мир, но свой, личный, человеческий мир.
Философская антропология Кузанского неразрывно связана с его христологией. Христос является предельным выражением человеческого совершенства, тем конкретным максимумом, к которому стремится в своем становлении человеческая природа. Христос у Кузанского не столько спаситель заблудшего рода человеческого, сколько выражение его безграничных возможностей, реальное воплощение человеческого величия и совершенства. Именно в лице Христа приобретает реальности предназначение человека быть конкретным максимумом мира, универсальной мерой всех вещей. Христос у Кузанского - это реализовано человечество, его понятие и сущность. Поэтому он отвечает каждому человеку в его стремлении к максимальной совершенства. Очевидно, что Кузанський смещает акценты, понимая Иисуса Христа не как богочеловека, сколько как человека - бога. По крайней мере, он указывает на равноправие двух противоположных процессов; возвышение человечества через Христа до уровня Бога и воплощение Бога в человеческом облике. Только "приняв в себя человечность", Бог через эту человечность становится конкретно каждой вещью [7, с. 151]. То есть Кузанський всячески подчеркивает значение человека, ее особую роль в мире: только благодаря человеку мир достигает максимума совершенства и соединяется с Богом, а Бог находит пути для единения с миром. Такое понимание человека не имело ничего общего с тем унижением, что пропагандировалось церковью, с тем аскетическим идеалом, который был произведен средневековым христианством. Учение Кузанского о свободной и совершенного человека, что является высшей ступенью в развитии Вселенной, фактически совпадало с гуманистическим идеалом, с воззрениями других философов - гуманистов.
Понимание человека как микрокосма мало у Кузанского важное гносеологічне значение, поскольку трактовка человека как "малого мира" означало, что она по своей природе является отражением большого мира. Поиски истины, стремление к знаниям является естественным свойством человека. Исследуя ее познавательные способности, М. Кузанський подчеркивал особое значение чувственности, чувственного опыта, с которого начинается любое познание.
Внимание чувственного познания является характерной особенностью гносеологии М. Кузанского. Она была вызвана значительным интересом к естественным наукам и, соответственно, к эмпирического познания природы. Кузанський увлекался физикой, астрономией, географией, медициной, отсюда его интерес к чувственного наблюдения, опыта как важных инструментов познавательной деятельности. Одновременно Кузанський видел и недостатки, ограниченность чувственного познания, которое должно быть дополнено силой разума, его способностью к рассуждению.
Деятельность разума основывается на процедуре измерения. По мнению Кузанского, само слово разум (лат. - mens) происходит от измерения (лат. - mensure), Применяя этимологическая близость этих понятий, он подчеркивает связь рационального познания с реальной практикой, опытно-экспериментальной деятельностью человека (определение веса, установление количественных пропорций, обмеры и т.п.), а также с математикой, познавательное значение которой он настойчиво подчеркивал.
Однако высшим уровнем, по мнению Кузанского, в познавательной деятельности разума является интеллект. С одной стороны, он связан с логическим рассуждением, дискурсивним мышлением, а с другой - находится вне всякого рассуждениям и логическим процессом, выступая как интеллектуальное созерцание. Учение Кузанского о интеллект имеет диалектический характер, так как суть его и заключается в способности схватить, постичь единство противоположностей. Именно благодаря интеллекту человек способен возвыситься к бесконечной сущности вещей, к знанию Бога. Интеллектуальное созерцание получается у Кузанского за пределы рационального и открывает новый путь - мистическое видение.
Однако наиболее интересна и содержательна часть гносеологической теории Кузанского посвящена изображению диалектического движения познания, его вечного стремления к истине, попыткам раскрыть диалектику Бога и мира, присущих ему единства и множественности, конечности и бесконечности. Разработка гносеологічних вопросов, так же как и космология Кузанского, его учение о природе, создавала предпосылки развития новой науки.