Раздел V
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.
3. Развитие дошкольного воспитания в Галиции
Идеи относительно воспитания маленьких детей появились в Галичине одновременно с развитием общественного дошкольного воспитания в западноевропейских странах. С первой известной предложением о создании украинских дошкольных учреждений выступил крестьянин Иван Залужный из Каменки Волынской на заседании Главной русской рады, еще в 1848 г. Но тогда это предложение не было поддержано.
На то время на украинских просторах уже развиваются польские и немецкие благотворительные общества, которые вместе с церковью, частными лицами основывают сады ангелов, переддошкілля, дошкольного, захоронки (на польском - душицы), ясли (на польском - ловцы), фребелевский огородці для детей из состоятельных семей. Сиротские детские учреждения опеку-валы конечно монахини. Несколько позже, в 60 - 80-х годах XIX ст., польская общественность начинает пропагандировать идею создания дошкольных учреждений для детей, чьи родители работают. В учреждениях для малолетних видят средство утверждения польского языка, культуры. В результате такой политики уже в 1888 г. в Галиции насчитывается 25 захоронок и фребелівських детских садов. Сеть дошкольных учреждений и контингент детей в них растут и в 1892 г. функционирует уже 61 такое заведение. Из них два в Львове.
Созданы для польских детей садики и приюты, воспитывали соответственно в польском патриотическом духе и украинских детей, которых привлекали туда немало. Введенное в этих заведениях обучение за фребелівською системой не меняло ситуацию. Украинский язык, национальные обычаи, обряды нашего народа попирались. Уже с раннего возраста дети подпадали под денаціоналізацінний влияние. Такая же политика проводилась и в области школьного образования. Галицкая интеллигенция, сельские общины, выступая за обучение детей на украинском языке, первым шагом в решении этого вопроса считают открытие национальных дошкольных учреждений и начальных школ.
Австрийские конструктивные реформы 1848, 1869 - 1872 гг. направили деятельность государственных органов школьного образования на распространение во всех регионах Австро-Венгерской империи общественного дошкольного воспитания, которое активно развивалось тогда в Западной Европе.
Демократические процессы в галицком обществе прежде всего стосува лись культурно-образовательной деятельности и эмансипации женщин и противостояли денационализации подрастающего поколения.
Социально-экономические капиталистические преобразования привели к по всюдного вовлечение женщин в производство, что усилило безнадзорность детей. В то же время все более ощутимой становится потребность в образовании и культуре на фоне неграмотности коренного украинского населения. Учитывая образовательную несостоятельность семьи возникает необходимость общественной организации подготовки детей к школе.
Зиновия Ногачевская выделяет пять принципиально важных периодов развития национального дошкольного воспитания в Галиции.
Первый период (1869 - 1890). На фоне роста политической активности интенсивно формируются предпосылки возникновения украинских до школьных учреждений. В это время возникают и активно действуют общества «Просвита», Научное общество имени Шевченко, «Русское педагогическое общество». Немало учебных книг издано усилиями этих общественных организаций. Среди них ежегодный народный календарь, буквари и учебники. Устав общества «Просвита» предусматривал основания бурс, захоронок и огородців для малых детей. Несколько позже общество выдает «Указания, как основывать захоронки для детей в переддошкільному возрасте». В 70-80-е годы государственными документами впервые определяются организационные и правовые основы общественного дошкольного воспитания (закон от 14 мая 1869 г. об устройстве школ, рас рядження Министерства образования и религиозных вероисповеданий Австро-Венгрии от 22 июня 1872 г. об учреждении на всех этнических территориях Габсбургской монархии разных типов дошкольных учреждений (захоронок, фребелівських детских садов, яслей) и высшего органа руководства образовательно-воспитательными делами в Галичине - краевой школьного совета от 25 февраля 1871 г. об открытии учительских семинарий и подготовку на их базе педагогических работников для дошкольных учреждений).
Впрочем публикации культурно-образовательных деятелей этого периода ориентируют украинцев Галичины на семейное воспитание малышей. Ведущие издания «Правда», «Дом и школа», «школьная Газета», «Школьная часопись», освещая цель, задачи и способы воспитания дошкольников, усиливают внимание семей к этому делу. Акцентирование принципа гуманизма и народности, природосообразности и культуросообразности находило отклик в тех семьях, которые сохранили родной язык и народные традиции.
Идеи общественного воспитания в этот период еще не воспринимались украинцами Галичины. К тому же засилье в государственных образовательных органах польских чиновников тормозило развитие украинских дошкольных учреждений.
Второй период (1891 - 1900). Под влиянием демократических процессов в обществе развернулось женское движение, полвека пробуждал национальное сознание украинцев.
Решение проблемы образования женщин, их участия в общественной жизни поставило на повестку дня и вопрос об организации учреждений общественного призрения и воспитания дошкольников. Развитие украинского дошкольного осуществляется усилиями галицких образованных женщин. Возглавила женское движение за национальное дошкольное воспитание в Галичине Наталья Кобринская, которая впервые подняла эту проблему на женском глаза в Стрые (1891). У истоков теории и практики общественного дошкольного воспитания стояли также Константина Малицкая и Иванна Блажкевич. их совместная деятельность начала национальное дошкольное воспитание в Галичине. Оно должно выполнять социальные и воспитательные функции - дать возможность женщине - труженице улучшить свое материальное состояние и оберегать ее ребенка от негативных моральных и физических воздействий, направлять духовное развитие юной личности. Стрыйщина стала колыбелью национального дошкольного воспитания. Как писал альманах «Женская судьба» (1937), «Стрый дал почин для уладжування детских садов в селах, которые становятся образцом для целого края...»
Относительно понятия «украинская охоронка». Как уже отмечалось, в 40-е годы XIX в. в Галичине появились первые польские дошкольные учреждения, которые ополячували украинских детей и обеспечивали естественный переход их к польской школы. Украинская охоронка имела двойную задачу: во-первых, оберегать родной язык ребенка, дать ей национальное воспитание; во-вторых, ухаживать и воспитывать детей, которым матери не могли обеспечить достаточного внимания из-за занятости на производстве и низкий образовательный уровень. Это касалось прежде всего сельскохозяйственных регионов Галичины, поскольку в них проживало подавляющее большинство украинского населения. Русское общество рассматривало дошкольные учреждения как важные факторы развития украинской народной школы.
Первую украинскую охоронку основал в 1892 г. на собственные средства Кирилл Силецкий в с. Шлака Сокальского уезда при Доме сестер-служебниц непорочной девы Марии греко-русского обряда. Охоронки имели целью обеспечить уход за детьми и уберечь их от денаціоналізаційних воздействий. Усилиями галицкого духовенства организовывались и содержались сезонные дошкольные учреждения для детей крестьян.
Идеей национального дошкольного воспитания в Галиции зацікави-лось немало образованных украинцев. Несмотря на трудности, препятствия, непонимание ее постепенно, но неуклонно претворяли в жизнь Мария Белецкая, Нина Селезеночная, Сібілла Рудницкая, Роман Шухевич, Ульяна Крав-ченко, Валерия Кацовська, Мария Грушевская, Евгения Ярошинская, Лев Ясінчук, Петр Биланюк, Роман Савицкий, Константина Малицкая, Иванна Блажкевич, Елена Киселевская, Бланка Баранова, Оксана Суховерська, Ольга - Александра Дучемінська и др.
Создается общество «Охоронка», которое в 1893 г. публикует свой устав в первом выпуске сборника «Наша судьба», подготовленном Натальей Кобринской. Это был первый документ такого рода в Украине. Общество, которое имело единственную цель - создание телохранительниц - могло целенаправленными усилиями сделать значительно больше, чем другие общества, в которых охоронки были не первоочередным вопросом. Деятельность общества популяризируется и в следующих выпусках «Нашей судьбы» (1895, 1896).
1900 г. на съезде женщин в Львове по инициативе Натальи Кобринской и Марии Грушевской было основано и зарегистрировано органами государственной власти общество «Русская охоронка» (с 1901 г. его название - «Украинская захоронка»). Взяв за основу устав, опубликованный в первом выпуске «Нашей судьбы», общество утверждает его в 1900 г. и получает возможность «закладывать по всей Галичине охоронки для детей, что не ходят в школу.., присматривать и заботиться об их умисловий развитие и давать соответствующие возрасту знания».
Уже в этих первых материалах охоронка рассматривается как будущая форма социального воспитания, предназначенная для сохранения и развития родного языка, образования сельского населения. Как отмечалось в уставе, цель общества - создавать охоронки для малых детей, родители которых не в состоянии присматривать за ними и заботиться об их развитии. Организация телохранительниц предполагалась на основе благотворительных взносов и средств, заработанных обществом.
Третий период (1901 - 1918). Усилился революционно-освободительное движение. Образовательные проблемы становятся первостепенными среди национальных дел. Это способствует появлению светских дошкольных заведений, которые систематически работают по воспитательной программе. Начинаются теоретико-методические и организационные основы их работы.
Первое общее собрание общества «Русская охоронка», которые состоялись в 1901 г. во Львове, избирают председателем организации Марию Грушевскую. Собрание выработали программу организации украинского дошкольного, которую поддержала общественность, и план создания телохранительниц. Были определены конкретные населенные пункты для создания дошкольных учреждений и источники информации (пособия), на основании которых можно было бы организовать содержательную работу в охоронках, а также выяснялись возможные обращения о спонсорскую помощь для создания курсов по подготовке воспитательниц.
В течение 1902 - 1903 гг. усилиями этого общества открыто два детских сада в Львове. Это произошло более чем через десять лет после первого выступления по этому вопросу Натальи Кобринской. Первые львовские охоронки были организованы по системе Фридриха Фребеля на добровольные пожертвования, средства от продажи лотерей и проведения аукционов. Охоронки работали с 9-ти до 15-ти часов. Посещали их дети - 5 лет из бедных семей. Здесь детей ухаживали, кормили горячими блюдами, иногда давали бесплатно одежду. С ними занимались играми, забавами), пением, беседами, учили счета, учили стихи, устраивали спектакли или концерты. Использовали в работе вышивки, рисунки, образки. На праздник елки дети получали лакомство и некоторое теплую одежду. Воспитывали детей в патриотическом духе и готовили их к школе. Учительницы малых детей должны быть соответственно подготовлены.
Не все родители понимали значение украинской охоронки для развития ребенка. Часто выбирали польский, расположенную ближе к дому или ради того, чтобы ребенок овладел польский, а не украинский язык. К тому же местные власти часто отказывали в аренде помещения под украинскую охоронку, освобождала воспитательниц, которые не знали польского языка, и т.д. Требовали обучения польских молитв. Содержание охоронки обходилось в 300 крон ежемесячно, и нечего было надеяться на материальную помощь правительства.
Постепенно определяются направления работы телохранительниц. Требования к открытию этих заведений чрезвычайно скромные, но продуманные: по крайней мере достаточно одной светлой, чистой, сухой комнаты с кухней, желательно с двориком или садом для игр; скамьи, шкафы, другая мебель должны соответствовать росту детей; желательно, чтобы учителя имели семинарское или фребелівську подготовку или по крайней мере были интеллигентные и умные.
После Марии Грушевской обществом «Русская охоронка» руководила Валерия Кацовська. Отдаваясь всем сердцем детишкам, она способствовала популяризации дошкольных учреждений среди мещан. Вскоре под председательством Сібілли Рудницкой открыто третью охоронку.
Матери чувствовали тепло и доброжелательное отношение к детям в украинских охоронках. А дети с удовольствием учили на родном языке молитвы, песни, колядки. Слово, сказанное на родном языке, ребенок понимала и воспринимала гораздо лучше, чем на польском. Дети из этих телохранительниц записывались уже в украинских школ, которых было даже во Львове только две. Другие сохра рігали национальное сознание и в польских школах.
Благодаря содержательной, самоотверженному труду своих коллективов охоронки постепенно убеждают общественность в собственной целесообразности. Женские общества открывают в нескольких районах Галичины новый тип детского учреждения - сельские детские сады. Охоронки постепенно привлекают к себе и интеллигентные семьи, которые начинают отдавать сюда своих детей, чтобы подготовить их к школе. Содержательная работа телохранительниц дает от-слышны результаты. Люди интересуются, чем живут украинские дошкольные учреждения, как там воспитывают будущее нации. О них становится известно и за рубежом. Накануне Первой мировой войны действовало уже 23 дошкольных по-клади. Созданы с целью сохранения украинского языка и культуры в противовес польским и немецким детским садам, охоронки становятся очагами развития ребенка и национального воспитания. Ставится вопрос об открытии этих учреждений при школах. Все это обусловило и специальную подготовку обществом «Русская охоронка» воспитательниц для детских садов - «проводниц». их готовили на двухгодичных курсах при Фребелівському институте (в украинском отделении) на образец государственного обучения. Выпускницы были интеллигентными, идейными учительками. Лекции им читал Орест Левицкий. Практические занятия проходили в детских садах. Создавались практические курсы для переподготовки безработных учительниц на проводниц.
«Союз украинок» устроил пополудневі, или вечерние, курсы для подготовки садівниць с 30-40-дневным сроком обучения. Курсистки проходили практику в детских садах.
Требования к садівниць: «быть доброй бесідницею и организатором, хорошо знать и любить село, понимать его психологию, чувствовать его боли. Она должна иметь хороший характер, национальное сознание и трудолюбие, быть решительной и энергичной, но при этом ласковой к детям».
Формировалась отечественная программа работы с детьми, похожа на про грамму Софии Русовой. Она предусматривала подвижные игры, забавы и песни, чтение стихов и сказок, легких исторических рассказов, которые в основном публиковало специальное издательство «Мир ребенка». А также обучение молитв, письма и счета, плетение, рисование. Развивали детей в беседах, разговорах.
Основывать детские сады имели право «Союз украинок», общества «Просвита», «Родная школа». В итоге определили типы дошкольных учреждений: ясли, защиты (приюты), детские сады, захоронки. Были еще приюты для детей-сирот или из бедных семей и для брошенных матерями младенцев или младенцев, матери которых не могут воспитывать своих детей. До детских садов, в отличие от захоронок, собирали детей на несколько передполуденних часов. В Польше их называли «парками Иордана» от имени профессора Генриха Иордана, который пропагандировал организацию на галицком почве таких садов. В Кракове он подарил под основания детских садов землю.
Деятельность львовского общества «Русская охоронка» привлекла к проблемам дошкольного внимание общественно-культурных, хозяйственных, религиозных организаций Восточной Галиции. Вопросы общественного дошкольного воспитания освещали журналы «Дело», «Учитель», «Цель».
В годы Первой мировой войны (1914 - 1918) прекратили деятельность большинство общественных национальных организаций, школ, бурс, семинарий, общественно-политических и педагогических изданий. Однако вдвое возросло количество дошкольных учреждений, начатых в «Украинском захоронкою». Одновременно выросла сеть учреждений опеки, организованных религиозными объединениями. Возникли сиротские захистки, которые действовали под патронатом сестер-служебниц. Известный общественный деятель митрополит Шептицкий купил хорошую лесную местность «Посич» круг Богородчан для размещения «приют», в котором занимались не только сиротами, но и детьми из малообеспеченных семей. Здесь были дети дошкольного и школьного возраста.
Однако несмотря на поступательное развитие дошкольного дела дошкольные учреждения еще не стали частью неофициальной системы национального образования, которая постепенно утверждалась на Западноукраинских землях.
Четвертый период (1919 - 1931). Окончательно определились ведущие культурно-образовательные организации Западной Украины. Значительную роль в развитии дошкольного дела играли общественные организации - общество «Просвита», Украинское педагогическое общество (с 1926 г. - УПТ «Родная школа»), Краевое общество охраны детей и опеки над молодежью, «Союз украинок». Кроме уже известных типов детских учреждений, общества открывают детские клубы «Детский круг», «Клуб начальной труда». В них проводились занятия по интересам детей: чтение, рисование, физические упражнения, рассказы, труд; организовывались путешествия, экскурсии. Руководили клубами специалисты. Общества активно пропагандировали дошкольные учреждения, утверждали их место и роль в обще-педагогической национальной деле, отыскивали пути размещения сети, змиц-тие материальной базы захоронок и детских садов.
Общества были единственными организаторами дошкольных учреждений в Галичине, поэтому дошкольное воспитание на общественных началах развивалось довольно медленно. В 1923 - 1924 гг. украинские захоронки переходят в подчинение Украинского педагогического общества «Родная школа», в котором была создана комиссия дошкольного воспитания. Такие же комиссии создаются в уездных объединениях педагогов и разворачивают работу по всему краю как организаторы дошкольных учреждений, пропагандисты идей воспитания малых детей.
На первом женском съезде, который состоялся в 1921 г. во Львове было провозглашено один из актуальных вопросов «Союза украинок»: чтобы женщины и женские организации взяли под опеку дело дошкольного воспитания. Женское движение существенно повлиял на мировоззрение женщин, его роль и назначение в обществе, на осознание важности природной функции женщины быть матерью и воспитательницей подрастающего поколения. Дошкольные учреждения рассматривают как составляющую целостной системы воспитания.
Теория и практика дошкольного воспитания развиваются на национальных принципах и общечеловеческих ценностях. Важный вклад в становление национальной системы дошкольного воспитания оказали труды Константины Малицкой, Иванны Блажкевич, Нины Селезеночной, Елены Кисілевської и других общественных и культурно-образовательных деятелей 20-х годов XX ст. В 1927 г. было торжественно отмечено 25 - летие основания первого светского постоянного дошкольного учреждения во Львове.
Наконец в конце 20-х - начале 30-х годов XX в. дошкольное воспитание приобретает статус выходного звена неофициальной системы национального образования.
Пятый период (1932-1939). Украинское дошкольное воспитание окрепло и приобрело популярность, стало достаточно весомым фактором национального возрождения. Поэтому административная власть и официальные органы образования пытаются подчинить украинское дошкольного общегосударственном шовіністичному курса реформирования образования в Польше. Этому противостоит прогрессивная общественность края. Усилиями патриотически настроенных педагогов, общественных деятелей формируется неофициальная система общественного дошкольного воспитания на украинских началах. Она была важной составной частью общественно-педагогического движения Галичины.
Определяются следующие основные типы украинских заведений для детей: постоянно действующие захоронки («дошкілля», «переддошкілля») и «светлицы» и сезонные детские сады и «півоселі». Утверждаются концептуальные основы их деятельности и организационные формы подготовки национальных кадров дошкольных - виховниць (учительниц) захоронок и проводниц (садівниць) детских садов.
С 1930 г. все больше распространяется идея детских садов, медленно, но неуклонно растет их сеть. В 1935 г. насчитывалось 402 украинских детских сада, но большинство из них были пожилыми - действовали в течение 2 - 2,5 месяцев. В 1937 году в 768 детских садах находилось 30000 детей. Захоронки, комнате работали в течение всего года. Во время праздников дети демонстрировали свои достижения в учебе перед родителями. Они пели, водили хороводы, танцевали, выполняли ритмические упражнения, показывали спортивные забавы, фольклорные действа. Все это напоминало казацкую сутки и другие периоды истории украинского народа.
Суть борьбы за душу украинского ребенка высказала украинский посол до Варшавского сейма Милена Рудницкая в своей речи 27 февраля 1932 г.: «Можете нам отобрать землю, можете нам кнеблювати уста, можете до времени относить нам поб в тех участках, в которых решает физическая сила. Но души украинской ребенка нам не отберете: эту борьбу за душу украинского ребенка проиграете».
в 1933 г. при обществе «Украинская захоронка» создается отдельный комитет для организации «півосель» - летних заведений воспитания и отдыха детей дошкольного возраста из числа городской бедноты. Украинские издания того времени дали им высокую оценку, в частности тримісячник «Путь воспитания и обучения» за 1934 г. назвал украинские захоронки важным фактором национальной жизни.
На Украинском женском конгрессе в Станиславе (1934) ставилась задача поднять национальное сознание каждой женщины, ее общественное достоинство, уравнять ее в правах с мужчинами.
Приходилось убеждать семьи в целесообразности детских садов как важного средства воспитания, когда душа ребенка начинает только буди ваться к жизни и учиться воспринимать его умом, когда ребенок входит в возраст, в котором требует особой заботы, чтобы развиваться физически и духовно, чтобы когда-нибудь стать честным и сознательным гражданином своей нации.
Участники конгресса уточнили цель дошкольного - физическое и психическое воспитание. Дошкілля не основывается на систематической науке. Но методы проведения занятий, детские игры и забавы, соответствующие возрасту, заинтересованность ребенка ближайшим окружением способствуют обогащению знаниями. Благодаря своим методам дошкольного развивает и нормирует интерес ребенка к ближайшему окружению.
Надо заботиться, чтобы сад посещали все дети, даже самые бедные. Для таких надо снизить оплату или освободить от нее. Ведь «дети - величайшее сокровище народа».
Первая педагогическая выставка, которая состоялась в 1938 г., была посвященная 36-летию украинского дошкільництва в крае. Там были представлены и материалы дошкольных учреждений общества «Украинская захоронка». С марта 1938 г. это общество начало издания первого на западноукраинских землях ежемесячного профессионального журнала «Українське дошкілля». Но общество не сумело распространить свою деятельность на все регионы Галиции через постоянное давление со стороны властей, запрет родного слова и родной школы, непонимания или неприятия идеи национальных дошкольных учреждений невежественной матерью - галичанкой.
Однако существующие захоронки несли украинской ребенку и украинской семье в целом знания о родном крае, формировали национальное сознание, высокий патриотический дух, лучшие нравственные черты.
Общество «Родная школа» подготовило и издало ряд учебных книг и учебников для школ и дошкольных учреждений. Этот период харак теризується также интенсивной разработкой теории и методики дошкольного воспитания.
Несмотря на все трудности работы на общественных началах и негосударственный статус украинского дошкольного, за рассматриваемый время сделано немало для его развития: расширена сеть дошкольных учреждений, создано теоретико-методические и организационные основы для их деятельности, опреде-лены систему подготовки кадров для учреждений дошкольного воспитания.
Педагогические основы воспитательной работы первых дошкольных учреждений вырабатывались под влиянием западной теории и практики сус-пильного воспитания, которая преимущественно впитала наследие Фридриха Фребеля, Марии Монтессори, Овіда Декролі и использовала их положения о цели дошкольного воспитания. В то же время реализовался наследие и достояние национального опыта семейного воспитания, которое основывалось на украинской етнопедагогіці и моральных принципах христианства.
Теоретической и методической базой служили также образовательно-воспитательные идеалы, взгляды и культурно-просветительская деятельность Михаила Грушевского, Ивана Франко, Александра Духновича, Натальи Кобринской, Константины Малицкой, Емельяна Партицького, Григория Врецьони, Ивана Негребицького, Ивана Петришина и других прогрессивных деятелей.
Наталья Кобринская 1851-1920) - основательница женского движения в Галичине, активная участница общественной и литературной жизни, организатор женских периодических изданий. Поставила перед австрийским парламентом требование о право женщин учиться в университетах, об открытии украинской женской гимназии. Среднее и высшее образование дали бы возможность женщинам принимать активное участие в общественной жизни, грамотно воспитывать детей, осуществляя свое естественное призвание. Первоосновой воспитания ребенка является семья, образование и педагогическая культура родителей. Наталья Кобринская пытается улучшить состояние воспитания детей в семьях путем создания ряда периодических изданий - женских альманахов «Первый венок» (1887), «Наша судьба» (1893) (всего вышло три книги), издание серии «Женская библиотека», альманаха «Женская судьба». В женщине - матери Кобринская видела первую образованную воспитательницу ребенка. Женщина, которая имеет образование, владеет родным языком, уважает свой народ, сумеет воспитать у детей любовь к родному краю, народных обычаев, украинского языка. Образование разовьет природные педагогические способности, которые проявляются у каждой женщины в период материнства.
В числе первых Наталья Кобринская выступила с идеей общественного воспитания украинских детей, которое она считала общенациональным делом. Активный организатор женского движения, она собрала украинок на первое женское вече 1-го сентября 1891 г. в г. Стрые. Среди других злободневных проблем женщин Наталья Кобринская ставит вопрос о создании общественных украинских дошкольных учреждений. Именно она на женском глаза выступила с идеей «телохранительниц» («захоронок») и «фребелівських огородців» {детских садов). Идею Натальи Кобринской горячо поддерживает передовое женщины.
Рассуждения Натальи Кобринской и ее сподвижниць изложенные в проекте «Устава общества «Охоронка» (1893) и «Воззвании к русскому женщин в деле телохранительниц» (1896). В этих документах определены организационно-правовые и педагогические основы деятельности общественных детских учреждений. Они получают название «охоронки». Дело организации телохранительниц Наталья Кобринская возлагала на интеллигентных женщин, сознательных украинок.
Н. Кобринская правильно рассчитала, ища поддержки и понимания именно среди женщин. И от предложения, воспринятой с пониманием, до появления первых общественных дошкольных учреждений на Галичине прошло десятилетие упорного труда, просветительских мероприятий, убеждения украинской интеллигенции в необходимости этого дела.
Аркадий Животко (1890-1948) - общественно-политический деятель, педагог, публицист. В 1917-1918 гг. член Украинской Центральной Рады от Вороніжчини. Преподавал в Украинском высоком педагогического ном институте им. Драгоманова в Праге. Статьи по вопросам образования и, в частности, дошкольного воспитания печатал в сборнике «Луч». Писал также стихи и пьесы для детей.
Активно работал в области дошкольного воспитания с 1918 г. Организовывал детские клубы и сады, национальные по языку и содержанию работы. Эти заведения были направлены на обеспечение всестороннего развития личности ребенка. Здесь занимались детьми в возрасте от 4-х до 9-ти лет.
Идею детского сада Аркадий Животко обосновал интересами национального образования, потребностями народа, его мировоззрением. Только просвещенный народ может создать школу для своих детей. Он определяет такие типы дошкольных учреждений: приют для младенцев, или ясли (для детей от рождения до 3 - 4 лет); детский сад (для детей 3 - 7 ро ков); захоронка, дневная и суточная; детская площадка; детская колония. Захоронки (захистки, приюты) дневного пребывания, были рассчитаны на детей из бедных семей, которым не могли обеспечить должного воспитания дома. Круглосуточные захоронки ухаживали и воспитывали детей - сирот. Летом эти заведения лучше было удерживать в селе в форме детской колонии. На летнее время открывали и площадки.
Выбор типа учреждения, за Аркадием Животком, зависит от ее значения, материальных условий и намерений заинтересованного в том человека. Для каждого типа учреждений Аркадий Животко определяет цель, задачи, предлагает образцы планов работы в течение года. Педагогическая работа должна строиться, во-первых, с учетом конкретных условий существования данного учреждения, во-вторых - с учетом сезонных особенностей. Вместе с тем Аркадий Животко считает, что каждый педагог должен самостоятельно и творчески выбирать, ставить и решать педагогические задачи. Предлагая определенную программу работы, автор не определяет ее разделения для определенных возрастных групп детей. Это должен решать сам воспитатель, ориентируясь на возрастные возможности и особенности детей. Через все труды Аркадия Животка проходит идея демократизации работы педагога.
Основой развития и воспитания ребенка он считает чувственные восприятия. Поэтому, по его убеждению, с помощью специальных упражнений с детства следует развивать анализаторы. Ведь именно они являются средством познания действительности. Аркадий Животко подчеркивает чрезвычайно важную особенность ребенка дошкольного возраста - активность. Удовлетворить ее может разнообразная деятельность: игра, труд, обучение. Он замечает немало общего между детской игрой и трудом, поэтому предъявляет определенные требования к детской игрушке («игрушки»). Прежде всего, она должна отвечать интересам, возрасту ребенка, быть простой и привлекательной.
Немалое значение Аркадий Животко предоставлял труда, подчеркивал ее развивающий влияние на детей. Среди видов труда он выделяет труд для удовлетворения потребности в игре. Дети с удовольствием изготавливают изделия из глины, дерева, других природных материалов. Практическое значение имеют хозяйственная и ручной труд, что составляют безусловно органическую часть трудовой жизни семей воспитанников и не могут быть для них обременительными. Так, рядом с матерью ребенок может учиться шить или вышивать.
Материалом для игры, труда, изготовления игрушек служит прежде всего то, что есть под рукой - природный и искусственный материал в остатках. Работа с ним чрезвычайно развивает восприятие, творчество ребенка, удовлетворяет ее активность. К труду Аркадий Животко относил и рисования, предоставлял ему чрезвычайно важное значение в воспитании чувства прекрасного.
Изучать родной язык Аркадий Животко предлагал на материале украинской литературы, фольклора, народных обычаев, традиций, национальных праздников и т.д. Это способствует не только сознательному овладению науки чтения и приобщению ребенка к наследию своего народа и усвоению мудрых житейских установок, заложенных в ней. В труде «Дошкольное воспитание» (1926) Аркадий Животко обобщил материалы лекций, читаемых в течение 1923 - 1924 гг. в Украинском высоком пе дагогічному институте им. М. П. Драгоманова в Праге.
Анализ трудов известных педагогов Ф. Фребеля, В. Джемса и др., а также собственный опыт работы в отрасли образования, и в частности дошкольного воспитания, дает Аркадию Животку научные основания утверждать, что воспитание детей - это дело народа, поэтому педагогика должна быть национальной по своему содержанию.
Концепция дошкольного воспитания, обоснована Аркадием Животком в его трудах, многогранная. Она содержит обще-педагогические положения и одновременно имеет национальное направление. Ее значение в период становления и развития дошкольного воспитания трудно переоценить. Идеи, теоретические педагогические положения Аркадия Животка актуальны и сегодня, в период возрождения национального дошкольного воспитания.
«Українське дошкілля» (1936) - это один из первых учебников для проводниц (воспитательниц), выданный обществом «Родная школа» в Львове. Он базируется на исходных положениях концепции национального детского сада Софии Русовой. Его авторы - известные в то время деятели образования - Лев Ясінчук, Иванна Блажкевич, Нина Селезеночная, Петр Білашок и др.
В разделе «Детский сад» Лев Ясінчук с общественно-исторических позиций обосновывает потребность в дошкольных учреждениях.
Петр Биланюк в разделе «Воспитание ребенка» рассматривает возрастные периоды развития и изменения в интересах и миропонимании ребенка; определяет методы воспитания в соответствии с особенностями раннего и дошкольного детства.
Учебник содержит раздел «Гигиена в детском саду», подготовленно ный врачом - гигиенистом В. Фелес. Здесь речь идет о гигиене детей, о соблюдении санитарных требований к помещению, оборудованию, организации питания, об оказании первой медицинской помощи.
В разделе «Методы занятий в детском саду. Кузьмив и М. Козловская развивают идею плановых организационных форм, методов, приемов, средств обучения с ориентацией на самостоятельную творческую активность детей. Каждое занятие подчинено общей воспитательной цели, имеет свое место среди других занятий в течение дня, месяца, года, соответствует возрасту детей, природе, времени года, современным событиям, явлениям. В ежедневных занятий включены молитвы. Учебно-воспитательный процесс предусматривал также занятия, которые производили у детей повседневную культуру, развивали движения. Это работы срезными материалами, различные виды упражнений по развитию речи, воспитательные игры. Речь шла, очевидно, не только о авторские находки, но и обобщенный мировой опыт. Поэтому многие из них сохранилось и поныне.
Раздел «Песня и забава», подготовленный Г. Терлецким, содержит м зычный репертуар, в частности немало народных песен, и методические рекомендации для его изучения.
В разделе Августина Домбровского «Детское развлечение» подано мате-риал для беседы (разговоры), труда, воспитания любви к родному краю, к матери.
Детские развлечения автор прежде всего рассматривает как воспитательное мероприятие. Широко используя фольклорное действо, он надеется приобщить детей к народной наследия. Много материала можно использовать в кругу семьи. Детские развлечения направлены на развитие речи, духовности ребенка. В учебнике есть также практические советы по подготовке детского сада. Ценным является список тогдашней методической литературы, а также сборник песен. Этот учебник сыграл существенную роль в подготовке национальных кадров. Сейчас он является интересной и поучительной страницей в развитии педагогической мысли.
Проблемы национального воспитания на всех уровнях образования поднима-лись на Первом украинском педагогическом конгрессе в г. Львове в 1935 году. В его работе отражены идеи ряда работ, в частности Ярослава Кузьмива «Направления национального воспитания», Ивана Стешенко «О украинскую национальную школу», В. Паговського «Украиноведение в воспитании молодежи» и др.
Речь шла о школе, национальную по содержанию и форме: о обучение на родном языке, углубленное знакомство с родным краем, историей, географией, о воспитание на основе национальных праздников, народных традиций, обычаев и обрядов. Ставился вопрос, чтобы все детские сады, захоронки, горнице были украиноязычными. Школы, как и дошкольника, должны быть проникнуты национальным духом ради любви к своему народу, а не ради вражды к соседям.
Юлиан Дзерович (1871 - 1943) - галицкий педагог, образовательно-культурный деятель, преподаватель Львовского университета, деятельный член многочисленных обществ, в частности «Родной школы», «Просвещения», Учительской общины. Писал на педагогические и религиозные темы.
В своем фундаментальном труде «Педагогика» (Львов, 1937) с религиозно-демократических позиций освещает вопросы национального воспитания детей дошкольного возраста. Педагогику он рассматривает в единстве и связи с другими науками, в частности, с этикой, психологией, философией, эстетикой, историей педагогики, а также религией и философией. Юлиан Дзерович - человек религиозный, поэтому его взгляды на воспитание часто связаны с библейскими постулатами, христианской моралью.
Его понимание процессов, целей и задач воспитания является чрезвычайно современным. Высоко поднимает он роль воспитательницы. Считает, что она должна знать законы детской души. Воспитательница должна быть высоконравственным, образованным человеком, она должна любить детей. Пример ее личной жизни должен служить образцом. К профессиональным рис Юлиан Дзерович относит педагогический талант и личные качества воспитателя: отзывчивость, терпеливость, кротость, трудолюбие, любовь и уважение к воспитанникам, патриотические чувства и религиозность.
Цель воспитания - сформировать индивидуальность, способную принести пользу обществу. Цель достигается с помощью конкретных средств: пример, слово, приказ, надзор, просьба, выговор, угроза, наказание. Воспитатель, зная душу ребенка, сам выбирает нужные средства.
При этом он должен знать, что возраст от рождения до 5 лет - это период интенсивного развития. Поэтому надо удовлетворять потребность ребенка в деятельности, чтобы закрепить привычку к действию. От 5 до 7 лет - пере хидний период: интересы ребенка меняются и воспитатель должен ей помочь, сориентировать на полезные дела.
Подчеркивая роль примера в формировании личности, автор особенно подчеркивал его значении в период с 7 до 11 лет, когда происходит интенсивное психическое развитие; 11 - 14 лет - возраст упрямства, переходный; 14 - 17 - время созревания; 17 - 21 год - период гармонизации, человек становится зрелым.
Юлиан Дзерович дает советы относительно использования религиозности в семейном и общественном воспитании: обучение религии, молитвы, исповедь, Праздник причастие, участие в Службе Божьей, соблюдение поста, культ героев святости. Религии он придает важное значение в формировании личности, поскольку христианское учение считает критерием нравственности.
Сегодня, когда во всем мире школа, образование отделены от церкви, можно критически оценивать педагогическое наследие Юлиана Дзеровича. Но в целом его педагогический труд представляет собой оригинальную и интересную страницу в истории педагогики.
Итак, українське дошкілля в Галичине развивалось в общеевропейских традициях общественного воспитания маленьких детей и в то же время имело свои национальные особенности. Оно сумело противостоять государственному шовіністичному давления. Путь его развития, содержание и направления работы принципиально отличались от дошкольного воспитания на территории Украины, которая находилась в составе Российской империи.