Модуль 3
ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ФИНАНСОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ И МЕТОДОВ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздил 8
НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА
Ключевые термины:
Ø
налог,
Ø
фискальная
функция налогов,
Ø
регулировочная
функция налогов,
Ø
прямые налоги,
Ø
косвенные налоги,
Ø
общегосударственные
налоги,
Ø
местные налоги,
Ø
система
налогообложения,
Ø
налоговая
система,
Ø
субъект
налогообложения,
Ø
носитель налога,
Ø
объект
налогообложения,
Ø
единица
налогообложения,
Ø
источник уплаты
налога,
Ø
налоговая ставка,
Ø
прогрессивная
налоговая ставка,
Ø
налоговая квота,
Ø
налоговая
политика,
Ø налоговый кодекс.
8.1. Экономическая сущность и функции
налогов
В условиях рыночной экономики
финансовая политика государства основывается на системе финансовых регуляторов.
Такими финансовыми регуляторами являются, прежде всего налоги, которые обеспечивают
изъятие и перераспределение созданного валового внутреннего продукта и формирование
централизованных фондов денежных ресурсов государства.
Налоги - это экономические отношения,
которые возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу
принудительного отчуждения ею части вновь созданной стоимости в денежной форме, ее
изъятия и перераспределения для финансирования государственных расходов. Они являются исходной
категорией финансов, экономической базой функционирования государства и важнейшей
финансовой формой регулирования рыночных отношений. Это - обязательный элемент
экономической системы государства независимо от того, какую модель экономического
развития она выбирает, какие политические силы находятся у власти.
Налоги - это главный финансовый
метод мобилизации государственных доходов. Они составляют 80-97 % доходной части
государственного бюджета.
Под налогом и сбором (обязательным
платежом) в бюджеты и в государственные целевые фонды следует понимать
обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственного целевого
фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, которые определяются законами
Украины о налогообложении.
Налоги - не единственная форма аккумуляции
денежных средств бюджетом и другими государственными фондами. Налогам свойственны определенные
черты, отличающие их от понятий «плата», «платеж», «отчисления» (рис.
8.1).
Рис. 8.1. Характерные признаки налогов
Черты присущи налогов
обязательным платежам:
1) налоговые платежи - это
обязательные сборы, которые взимаются с плательщиков при условии конкретного эквивалентного
обмена между государством и плательщиком (плата за воду, землю);
2) отчисления, взносы - это
обязательные сборы с юридических и физических лиц, которым присущи признаки
целевого назначения.
Основные характерные особенности
налога по сравнению с обязательными платежами:
■ справляется на условиях
необратимости. Возврат налога возможен только в случае его переплаты или
тогда, когда законодательством предусмотрены льготы по этому налогу;
■ имеет односторонний характер
установления. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественных потребностей,
которые в основном обособлены от индивидуальных потребностей конкретного налогоплательщика, то
он является индивидуально необратимым. Уплата налога не порождает встречного
обязательства государства совершать любые действия в пользу конкретного плательщика;
■ может быть оплачен только до
бюджета, а не в другой денежного централизованного или децентрализованного
фонда;
■ не имеет целевого назначения;
■ является исключительно атрибутом государства и
основывается на актах высшей юридической силы.
Характеристику налога следует рассматривать
в таких аспектах:
- по экономической сущности;
- по форме проявления;
- с организационно-правовой стороны.
Экономическая сущность налогов
оказывается в денежных отношениях, которые складываются у государства с юридическими и
физическими лицами по поводу принудительного изъятия части созданной стоимости и
формирование фонда финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения
доли доходов юридических и физических лиц и граждан на общественные
потребности характеризует одностороннее движение стоимости (от налогоплательщика к
государству) без эквивалентного обмена.
Материальной основой налогов является
реальная сумма денежных средств, которые мобилизуются государством.
Конкретными формами проявления категории
налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами
власти.
С организационно-правовой стороны
налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных
законом размерах и установленные сроки.
Налоговым отношениям присущи
отмене черты, позволяющие выделить их из общей совокупности финансовых
отношений. В частности, это обязательность налогов и их относительная необратимость.
Итак, налоги - это обязательные
платежи, которые законодательно устанавливаются государством, уплачиваются юридическими и
физическими лицами в процессе перераспределения части стоимости валового внутреннего
продукта и аккумулируются в централизованных денежных фондах для финансового
обеспечения выполнения государством возложенных на нее функций.
Функции налогов как финансовой
категории вытекают из функций финансов. Таким образом, по экономической сущности
налоги выполняют две функции: фискальную и распределительно-регулировочные. Некоторые
исследователи выделяют еще и контрольную12 (рис. 8.2).
Рис. 8.2. Функции налогов
Посредством фискальной функции
налогов формируются финансовые ресурсы государства. Фискальная функция является основной в
характеристике сущности налогов, она определяет их общественное назначение.
Налоговые поступления должны быть постоянными и стабильными и равномерно
распределяться по регионам.
Постоянство означает, что налоги
должны поступать в бюджет не в виде разовых платежей с неопределенными
терминами, а равномерно в течение бюджетного года в четко установленные сроки.
Поскольку назначение налогов состоит в обеспечении расходов государства, то сроки
их уплаты должны быть согласованы со сроками финансирования расходов бюджета.
Стабильность поступлений определяется
высоким уровнем гарантий того, что предусмотренные Законом о бюджете на текущий год
доходы будут получены в полном объеме. Неуместно устанавливать такие налоги,
которые не дают необходимых гарантий, ведь тогда неопределенной становится вся финансовая
деятельность государства.
Равномерность распределения налогов по
территории необходима для обеспечения достаточными доходами всех звеньев бюджетной
системы. Без этого возникает потребность в значительном перераспределении средств между
бюджетами, что уменьшает уровень автономности каждого бюджета, степень
регионального самоуправления и самофинансирования.
Следовательно, фискальная функция налогов
создает объективные предпосылки для государственного вмешательства в экономические процессы,
происходят в обществе, то есть предопределяет распределительно-регулирующую функцию.
Распределительно-регулировочные функция
заключается в том, что с помощью налогов происходит перераспределение стоимости
национального дохода между государством и его субъектами, и через элементы налога
(объект, субъект налогообложения, ставка налога, налоговые льготы и т.п.) государство
в состоянии регулировать стоимостные пропорции такого распределения. Изменяя пропорции
функционирование ресурсов в экономике, налогообложения существенно влияет на процесс
производства, накопления капитала, инвестирования, платежеспособный спрос и предложение.
Контрольная функция заключается в том,
что налоги являются сигнализатором качественных и количественных пропорций, которые складываются в
социально-экономической жизни общества в результате распределения и перераспределения
ВВП. Это создает возможности для использования налогов в качестве средств контроля.
Общественное назначение налогов
выражается в единстве их функций.
В целом использование налогов как
финансовых регуляторов - очень сложное дело. Здесь не может быть главного и
второстепенного - все главное. Иногда незначительные детали в налогообложении могут
в корне изменить сущность влияния налога: сделать его прямо противоположным по
предполагаемого.
___________________________________________________________________
12Финансы: Учеб.
пособие / В. С. Загорский, А. Д. Волчанка, И. Г. Благун И. Г. Чуй. - К.:
Знания, 2006. - С. 121-122.