Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ФИНАНСЫ

Раздел 6.

НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

 

6.5. Налоговая политика государства

 

Организация налогообложения имеет значительное влияние на общественную жизнь. Налоги в одних руках управленцев могут быть орудием и инструментом стабилизации и экономического процветания в государстве, а в руках других - средством нестабильности и экономического саморазрушения.

Налоговая политика - это деятельность государства в сферах внедрения, правового регламентирования и организации взимания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных ресурсов государства.

Заботясь о формировании государственных денежных фондов за счет налогов и налоговых платежей и устанавливая новые виды и формы налогообложения, государственные структуры должны осуществлять такую налоговую политику, которая должна оптимально сочетать интересы государства и плательщиков налогов. Об оптимальности с точки зрения плательщиков можно сказать словами французского экономиста Леруа Болье: "Лучший налог-это наименьший налог". Конечно, теоретики не могут воспринимать оптимальность так просто и непосредственно. На их взгляд, она заключается в максимизации ожидаемой индивидуально полезности от различных комбинаций в налогообложении: соотношение прямых и косвенных налогов; дифференциации налогообложения по отдельным секторам экономики (промышленность, сельское хозяйство, жилищно-коммунальная сфера); действия отдельных налогов (подоходного, налога на товары и др.).

Успешное проведение налоговой политики возможно при условии научного сочетание таких критериев:

- фискальной достаточности;

- экономической эффективности;

- социальной справедливости;

- стабильности;

- гибкости.

Рассмотрим их более подробно.

Критерий фискальной достаточности сводится к тому, что, проводя налоговую политику, надо обеспечить такой объем налоговых поступлений, который оптимально желанным соответствии с требованиями провозглашенной экономической доктрины. Исследуя значение этого критерия, можно заметить четкую обратно пропорциональную зависимость между нормой налогообложения и объемом налоговых поступлений: чем выше норма налогообложения, тем выше объемы налоговых поступлений. Эту зависимость можно отразить с помощью простой математической формулы:

где: y - общий объем налоговых поступлений;

А1 - коэффициент регрессии, который характеризует уровень зависимости налоговых поступлений от нормы налогообложения, причем А1 1;

Т - уровень налогообложения в государстве.

Зависимость между объемом налоговых поступлений и уровнем налогообложения в государстве отражается с помощью графика рис. 1.

 

 

Рис. 1. Зависимость между объемом налоговых поступлений и уровнем налогообложения в государстве

 

За нулевого уровня налогообложения, налоговые поступления отсутствуют. С увеличением нормы налогообложения, налоговые поступления в бюджет будут увеличиваться, хотя темпы роста налоговых поступлений будут медленнее, чем темпы роста нормы налогообложения.

Зависимость экономической эффективности деятельности субъектов хозяйствования от уровня налогообложения исследуется по помощью анализа объема чистого дохода (прибыли) субъекта хозяйствования.

Математическая функция зависимости критерия экономической эффективности от уровня налогообложения имеет вид:

где: ЧД - объем чистого дохода;

А2 - коэффициент зависимости чистого дохода от уровня налогообложения;

Т - уровень налогообложения.

Из графического изображения рис. 2. видно - если уровень налогообложения в стране приближается к 100%, то объем чистого дохода согласно гиперболической кривой стремится к 0.

Суть критерия социальной справедливости относительно установления уровня налогообложения определяется двумя аспектами:

- сокращение реальных доходов конкретных плательщиков вследствие уплаты налогов и налоговых платежей;

- возврат доли номинальных доходов в конкретных плательщиков, перераспределенных за помощью налогов через бюджет в виде общественных благ (национальная безопасность, правопорядок, охрана здоровье, образование, благоустройство и другие трансфертные платежи).

 

 

Рис. 2. Функция зависимости критерия экономической эффективности от уровня налогообложения

 

Первый аспект критерия социальной справедливости отражается следующей функциональной зависимостью:

где: РД - реальные доходы плательщиков налога;

НД - номинальные доходы плательщиков налога;

А3 - коэффициент зависимости объема реальных доходов налогоплательщиков от уровня налогообложения;

Т - уровень налогообложения.

Графическое изображение зависимости реальных доходов налогоплательщиков от уровня налогообложения отражается на графику рис. 3.

 

Рис. 3. Зависимость реальных доходов налогоплательщиков

от уровня налогообложения

Из графика видно, что объем реальных доходов непосредственно зависит от величины уровня налогообложения: чем выше уровень налогообложения, тем ниже реальные доходы конкретных налогоплательщиков.

Другой аспект критерия социальной справедливости отражается следующей функциональной зависимостью:

где: СБ - финансируемые из бюджета общественные блага и трансфертные платежи;

Т - уровень налогообложения;

А4 - коэффициент зависимости объема общественных благ от нормы налогообложения.

Графическое изображение этой зависимости на рис. 4.

 

Рис. 4. Зависимость объема общественных благ от уровня налогообложения

 

Между уровнем налогообложения и объемом возврат ранее уплаченных налогов (правда, это возвращение относительное - благодаря получению финансируемых из бюджета общественных благ и трансфертных платежей) существует определенная параболическая зависимость. Причем, увеличение нормы налогообложения в государстве приводит к абсолютному росту объема трансфертных платежей из бюджета. Но темпы роста финансируемых из бюджета общественных благ отстают от темпов роста уровня налогообложения.

В реальной общественно-экономическом жизни критерии фискальной достаточности, экономической эффективности и социальной справедливости взаимосвязаны и взаимозависимы.

Для отдельных государств вероятны различные варианты сочетания критериев осуществления налоговой политики. Все зависит от выбранных зависимостей коэффициентов А1, А2, А3, А4, основой для установления которых является экономическая доктрина государства.

Важное значение в проведении оптимальной налоговой политики в государстве предоставляется и критерия стабильности. Никакой закон, даже самый лучший, не заработает в полную силу, если постоянно принимать к нему поправки и замечания. Стабильность налоговой политики предполагает неизменность правовой регламентации взимания налогов и сборов в течение определенного налогового периода. С помощью этого критерия достигается два положительных фактора:

- субъекты хозяйствования вследствие существование стабильного законодательства, регламентирующего налоговые взаимоотношения с государством, в состоянии правильно выбрать направления финансовой стратегии и получить запланированные прибыли;

- улучшается налоговая работа как налогоплательщиков, так и органов государственной налоговой администрации.

Но надо заметить, что налоговая политика должна быть стабильной только в течение определенного налогового периода Догматичность норм налогового регулирования противоречит реалиям экономического бытия, и неучет определенных социально-экономических изменений в развитии общества может привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому в налоговой политике необходимо учитывать критерий гибкости. Он предполагает, что в результате определенных изменений в социально-экономическом бытии общества надо менять приемы, методы и формы государственного регулирования экономики, в частности в сфере налогов.

Критерий гибкости диаметрально противоположный критерия стабильности. Критерий стабильности связан с налоговой тактикой государственного регулирования, разрабатывается на определенный промежуток времени, тогда как критерий гибкости является налоговой стратегией. Оптимальное учета этих критериев обеспечивает нормальные налоговые взаимоотношения налогоплательщиков и государства.