Тема 6. Система государственного
регулирования и стимулирования инновационной деятельности
6.5. Правовые аспекты охраны
интеллектуальной собственности
Для успешного функционирования
предприятию наряду с материальными, финансово-кредитными и трудовыми ресурсами
нужны еще и нематериальные ресурсы.
Нематериальные ресурсы предприятия -
это составная часть потенциала предприятия, которая обеспечивает экономическую пользу
в течение длительного времени и имеет ту особенность, что в них отсутствует материальная
основа и неопределенные будущие размеры доходов от его использования.
Понятие “нематериальные ресурсы”
используется для характеристики объектов интеллектуальной собственности.
Интеллектуальная собственность в широком
смысле - это юридическая категория, которая применяется для:
- определение результатов творческой
труда человека ( произведений науки, искусства и других видов деятельности);
- обозначение принадлежности таких
результатов творческого труда соответствующим субъектам творческой деятельности;
- закрепление за этими субъектами
личных неимущественных и имущественных прав, связанных с разработкой и использованием
созданных ими интеллектуальных продуктов.
По происхождению нематериальные ресурсы
возникают или благодаря новым уникальным знанием или за редкости ресурсов.
Подробная схема классификации
нематериальных ресурсов представлена на рис 6.1.
Рис. 6.1 Нематериальные ресурсы
предприятия
В соответствии с Парижской конвенцией по
охране промышленной собственности (1883 г.) к объектам промышленной собственности
относятся изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки
обслуживания, фирменные наименования, указания происхождения товаров, а также
способы защиты от недобросовестной конкуренции.
Стокгольмская конвенция (1967 г.)
включает в понятие «интеллектуальная собственность» права, относящиеся к литературным,
художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио
и телевизионным передачам, изобретениям во всех областях человеческой деятельности, научных
открытий, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания,
фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям, защите против недобросовестной
конкуренции, а также все другие права в отношении интеллектуальной деятельности в
производственной, научной, литературной и художественной областях.
Изобретение - это решение технической
(технологического ) задачи, отличающееся существенной новизной, предполагает
наличие определенной технической признаки и обеспечивает получение положительного
эффекта (практическую полезность).
Предметом изобретения могут быть:
- конструкции изделий
(устройства, машины, механизмы, приборы и т. и.);
- технологии (способы или
процессы их изготовления;
- способы получения новых
материалов и создания новых продуктов;
- вещество (индивидуальные
химические соединения, смеси, растворы, продукты ядерного превращения);
- штамп микроорганизма,
культура клеток растений и животных (бактерии, мікроскропічні грибы, дрожжи,
вирусы, и т.д.).
Промышленный образец - это техническое и
эстетическое оформление изделия, которое обеспечивает его новизну, оригинальность и
пригодность к промышленному изготовлению. Промышленный образец может быть подан
в виде модели (объемный), рисунка (плоский) и их сочетание (комбинированный).
Полезная модель - это модель, которая в
своему строению предусматривает качественные и количественные преобразования, связанные с изменением
формы, внешнего вида, размещением отдельных узлов и деталей (конструкции)
изделия.
Знак для товаров и услуг ( иногда
используют понятие - товарные знаки и знаки обслуживания) - это
оригинальные отметки, с помощью которых товары и услуги одних лиц
отличаются от однородных товаров и услуг других лиц.
Объектом товарного знака могут быть
словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации, выполненные
в любом цвете или сочетании цветов. Товарные знаки подаются в виде
рисунка, имени, термина или их сочетания.
Они используются для
идентификации товара и его производителя на рынке. При этом товарный знак
выполняет две функции: рекламирование товара и обеспечение его качества. Знаки для
товаров и услуг имеют правовую защиту, поскольку подлежат официальной
регистрации.
Размещается товарный знак на самом
товаре или его упаковке с целью рекламы. Если под товарным знаком предоставляются
услуги, то он имеет название знака обслуживания.
Фирменное наименование - это устойчивое
обозначение предприятия (фирмы, компании и т.д.) или лица, от имени которого
осуществляется производственная и другая деятельность.
Фирменное наименование
используется для распознавания предприятия и отделения его от
других. В отличие от знаков для товаров и услуг , фирменное наименование
указывает на предприятие как таковое, без каких-либо ссылок на товары и услуги,
которые оно поставляет на рынок, и характеризует репутацию и положение предприятия
в целом.
Указание происхождения товара - это
любое словесное или изобразительное (графическое) обозначение, которое прямо или
косвенно указывает на географическое место происхождения товара. При этом под
географическим местом понимают любой географический объект с официально
определенными пределами : страна, регион как часть страны, населенный пункт,
местность и т.п.
Программное обеспечение - это
совокупность программ, обеспечивающих общение пользователя с компьютерной
техникой (общее программное обеспечение) и ориентированных на решение задач
определенного класса (специальное программное обеспечение). Поскольку на программное
обеспечение в виде прикладных программ или программных модулей распространяются
авторские права, то оно подлежит правовой защите.
Банк данных - это совокупность
программных, организационных и технических средств, предназначенных для накопления и
использование систематизированной информации, сконцентрированной в определенном месте.
Центральным звеном банка данных является база данных, информация которой может
использоваться для решения различных задач.
База данных - это совокупность данных,
материалов или произведений в форме, которую читает машина ( ЭВМ ).
База знаний - это совокупность
систематизированной, основательной информации по определенной отрасли знаний, достаточного для
решения теоретических и практических задач на основе осуществления логических
операций.
Банк знаний - это хранилище знаний, которое
состоит из информации и средств ее накопления, сохранения, обновления и использования.
К объектам интеллектуальной
собственности, связанных с организацией разработки, изготовления и эксплуатации
конкурентоспособной продукции, относятся "ноу-хау", гудвилл,
рационализаторские предложения, коммерческая тайна и т.д.
Ноу-хау (англ. - знать как сделать) -
это разнообразные знания или опыт научно-технического, производственного или иного
характера, которые не являются общеизвестными, не защищены правами промышленной
(интеллектуальной) собственности и могут быть практически использованы.
Ноу-хау включает различные элементы: техническую
документацию, образцы изделий, коммерческие секреты, знания и опыт в области
маркетинга, описания технологических процессов. К ноу-хау относятся также не
запатентованные изобретения. Распространение ноу-хау осуществляется на коммерческой
основе путем заключения лицензионных соглашений, которые предусматривают передачу как
соответствующей документации, так и дополнительной информации (знания и опыт
владельца) по выпуску продукции (организация обучения работников, участие
специалистов в налаживании производства). Время ноу-хау передается на основе
договора о научно-техническом сотрудничестве или договора о поставке
оборудование.
Гудвилл (англ. - доброжелательность,
добрая воля) - это основной капитал фирмы, который не имеет материального вида -
репутация фирмы, опыт деловых связей, престиж торговых марок, маркетинговые
позиции фирмы на рынке, отработанность внутренней технологии деятельности,
стала клиентура, которые способны приносить дополнительную прибыль фирме путем
повышения ее конкурентоспособности. В общем понимании гудвилл является разницей
между рыночной и балансовой стоимостью фирмы.
Рационализаторское предложение - это
новые технические предложения по совершенствованию действующей техники и технологии
изготовление продукции, самой продукции, способов контроля, более эффективного
использование оборудования, материалов, способствующих повышению эффективности
производства.
По своей сути рационализаторские
предложения, как и изобретения, являются техническими решениями, но отличаются от
последних степени новизны. Новизна рационализаторского предложения имеет локальный
характер, то есть, ограничивается данным предприятием. Объектом рационализаторских
предложений является модернизация действующего оборудования и совершенствования технологических
процессов на отдельном предприятии, независимо от того, известно это техническое
решения еще где-нибудь, или нет.
Коммерческая тайна - это сведения,
непосредственно связанные с деятельностью предприятия, которые не являются государственными
тайнами и разглашение которых может нанести ущерб интересам предприятия. В
общем понимании коммерческую тайну составляет совокупность
производственно-хозяйственной, финансово-экономической и научно-технической информации
о деятельности предприятия, разглашение которой может привести к экономическим
убытков.
Система защиты инноваций.
Интеллектуальные ценности как результат
творческой деятельности человека является общественным благом и ими могут пользоваться не
лишь один субъект хозяйствования, как и остальные. Возникает опасность имитации,
копирование и использование этих знаний бесплатно. При таких обстоятельствах никто не
решится вкладывать средства первым в создание новых знаний. Поэтому и возникает необходимость
защитить права собственности автора.
Юридическая защита объектов
промышленной и интеллектуальной собственности заключается в запрете использования
нематериальных активов без разрешения их владельца или их подделка.
Исключительное право использования
объектов промышленной собственности (изобретения, полезные модели и промышленные образцы)
удостоверяется патентами.
Патент - это выданный государственным
органом ( патентным ведомством) документ об исключительном праве на использование
указанного в нем технического решения.
Патент состоит из двух частей:
патентной грамоты и патентного описания.
1) Патентная грамота содержит имя
патентного владельца и автора, наименование технического решения, характер и
объем исключительного права и передается владельцу патента.
2) Патентный описание должно содержать
достаточный объем информации, чтобы обеспечить практическое использование объекта
патента и в нем приводится характеристика технического решения).
Патент обеспечивает его владельцу:
- исключительное право использовать
изобретение (полезную модель, промышленный образец) по своему усмотрению;
- право запрещать другим лицам
использовать изобретение (полезную модель, промышленный образец) без разрешения
владельца;
- возможность передавать на основании
договора право собственности на изобретение (полезную модель, промышленный образец)
любому лицу, которое становится правопреемником владельца патента;
- право дать любому лицу разрешение
(выдать лицензию) на использование изобретения полезной модели, промышленного
образца) на основании лицензионного договора.
В случае нарушения прав
патентообладателя он может через суд принудительно взыскивать компенсацию убытков.
Нарушением исключительного права считается несанкционированное изготовление,
использование, предложение о продаже, продажу или иное введение в хозяйственный оборот
товаров или их компонентов, созданных по техническому решению, на которое распространяется
действие патента.
Исключительное право, которое вытекает из
патента, существует только на территории той страны, выдавшей патент, и не может
выходить за пределы ее границ.
Право собственности на знак для товаров
и услуг, указания происхождения товара и фирменного наименования удостоверяется
государственным учреждением за помощью свидетельства.
Свидетельство на знак для товаров и
услуг и на фирменное наименование обеспечивает его владельцу:
- исключительное право пользоваться и
распоряжаться знаком по своему усмотрению;
- право запрещать другим лицам использовать
знак без разрешения владельца;
- право дать любому лицу разрешение
(выдать лицензию) на использование знака на основании лицензионного договора.
Владелец свидетельства на указание
происхождение товара не имеет исключительного права на его использование и не может давать
разрешения другим лицам на его использование. Такое разрешение любой другой
юридическому или физическому лицу предоставляет патентное ведомство.
Для оповещения права собственности на
определенный знак на товары и услуги и фирменные наименования используется такая
обозначение - латинская буква Я в круге, что помещается после названия.
Например: Легка хода ®.
Важным признаком ноу-хау, гудвилла и
рационализаторских предложений является их конфиденциальный характер. Эти объекты
интеллектуальной собственности не подлежат правовой защите и, как правило,
относятся к коммерческой тайне предприятия, собственностью которого они являются.
Владельцам объектов интеллектуальной
собственности в области информационных технологий и авторам научных публикаций,
литературных и художественных произведений обеспечивается исключительное право на использование
продукта своей интеллектуальной деятельности через авторское право.
Объекты, охраняемые авторским
и смежными правами - это произведения науки, литературы и искусства независимо от их
объема, жанра, назначения, цели создания, которые могут существовать в письменной,
устной, изобразительной и объемно-пространственной формах.
Авторским правом защищаются также
компьютерные программы, базы данных, микросхемы.
Авторское право не распространяется на
официальные документы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, сообщения
о новостях дня, текущих событиях, имеющие характер обычной пресс-информации,
объекты промышленной собственности, произведения, для которых истек срок действия
авторского права.
Лицо, которое имеет авторское право, для
оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права,
который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы С в окружности, имени (наименования) лица, имеющего авторское
право, и года первой публикации произведения.
Например - © Сидоренко П.А., 2002.
Кроме того лицо, имеющее авторское
право может зарегистрировать авторское право в официальных государственных реестрах. О
регистрации прав автора выдается свидетельство.
Смежные права - это права, которые
примыкают к авторскому праву и является производным от него. Смежные права принадлежат
к нематериальным объектам и делятся на три вида:
1) права исполнителей;
2) права производителей фонограмм;
3) права организаций вещания.
Документом, удостоверяющим авторское
право на интеллектуальную собственность, есть авторское свидетельство, которое выдается
физическому или юридическому лицу, зарегистрировала данный продукт интеллектуальной
деятельности.
Практическое использование права
собственности на нематериальные ресурсы предприятия может осуществляться двумя
путями: через их использования самим предприятием или другим с предоставлением
специального разрешения, которое оформляется лицензионным соглашением.
Лицензия - это разрешение на использование
нематериальных ресурсов в течение определенного срока и за определенную плату.
Лицензионное соглашение - это договор, по
которым владелец (лицензиар) передает другой стороне (лицензиату ) лицензию на
использование в определенных пределах своих прав, ноу-хау и т.д.
За использование объекта лицензионного
соглашения уплачивается единовременная (паушальная) выплата или периодические отчисления
(роялти), которые осуществляются на протяжении всего срока действия соглашения.
Роялти - периодические отчисления в
виде определенных ставок к объему чистых продаж, себестоимости производства или
единицы лицензионной продукции.
Пашуальний платеж - фактическая цена
лицензии, которая реализуется единовременно и не зависит от объема производства
лицензионной продукции.
Понятие и оценка нематериальных
активов предприятия.
Нематериальный актив - это
немонетарный актив, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован
и содержится предприятием с целью использования в течение периода больше
одного года ( или одного операционного цикла , если он превышает один год) для
производства, торговли, в административных целях или предоставления в аренду другим
лицам.
В состав нематериальных активов
включаются:
1) права на объекты промышленной
собственности, то есть на те которые появляются вследствие владения предприятием
патентами на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, свидетельствами на знаки
на товары и услуги, фирменное наименование;
2) права, возникающие вследствие
владение предприятием объектами авторского права и смежных с ним прав;
3) права на использование на
предприятии нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности (ноу-хау, гудвилл,
рационализаторские предложения);
4) права на пользование
природными ресурсами (право пользования недрами, другими ресурсами природной
среды, геологической и другой информацией о природной среде);
5) монопольные права на
использования редких ресурсов;
6) права, которые появляются вследствие
заключения с другими субъектами хозяйственной деятельности лицензионных соглашений на
использование объектов интеллектуальной собственности.
Специфика в оценке нематериальных
активов заключается в том, что собственные нематериальные активы оцениваются по их
себестоимости, а приобретенные предприятием в процессе хозяйственной деятельности за
покупной стоимостью. Учет нематериальных активов осуществляется на отдельных
субсчетах. Приобретенные и созданные нематериальные активы зачисляются на
баланс предприятия по первоначальной стоимости.
Первоначальная стоимость приобретенного
нематериального актива состоит из цены (стоимости) приобретения (кроме полученных
торговых скидок), пошлины, непрямых налогов, не подлежащих возмещению,
и других расходов, непосредственно связанных с его приобретением и доведением до
состояния, в котором он пригоден для использования по назначению.
Первоначальная стоимость нематериального
актива, созданного предприятием, включает прямые расходы на оплату труда, прямые
материальные расходы, другие расходы непосредственно связанные с созданием этого
нематериального актива и приведением его в состояние пригодности для
использования по назначению (оплата регистрации юридического права, амортизация
патентов, лицензий и т.п.).
Поскольку нематериальные активы
подлежат моральному износу, предприятия вынуждены начислять на них сумму
износа. Метод амортизации нематериального актива предприятие выбирает самостоятельно,
исходя из условий получения будущих экономических выгод. Если такие условия
определить невозможно, то амортизация начисляется с применением
прямолинейного метода. Расчет амортизации осуществляется в соответствии с Положением
(стандартом) бухгалтерского учета 7 “Основные средства”.
При этом срок полезного
использования актива устанавливается предприятием самостоятельно, но не более 20
лет. При определении срока полезного использования объекта нематериальных
активов следует учитывать :
- сроки полезного использования
подобных активов, моральный износ,
- правовые или другие ограничения относительно
сроков его использования, другие факторы.
При полном износе нематериальных
активов их списание осуществляется на основе акта, а при досрочном списании
определяется сумма доначисленного износа, которая погашается из прибыли
предприятия.
Основные термины и понятия:
инновационная политика государства, изобретение, промышленный образец, полезная модель, знак
для товаров и услуг, фирменные наименования, указания происхождения товара,
программное обеспечение, банк данных, база данных, база знаний, банк знаний,
ноу-хау, гудвилл, рационализаторское предложение, коммерческая тайна, патент,
лицензия, лицензионное соглашение, роялти, пашуальний платеж, нематериальный актив.
Вопросы к разделу 6:
1) Укажите
причины необходимости государственной поддержки инновационных усилий предприятий;
2) Назовите цели и принципы
государственной инновационной политики;
3) Охарактеризуйте инструменты
государственной поддержки инноваций;
4) Какие есть формы и
методы стимулирования инновационной деятельности на предприятии;
5) Дайте характеристику
материальным ресурсам предприятия.