Раздел 2. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА
КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
2.8. Правовое регулирование порядка
сохранение
коммерческой тайны при заключении
хозяйственных
договоров, ведении деловых
переговоров.
Проверка деловых партнеров
В условиях рынка является не только
оправданной, но и актуальной ориентация юридических и физических лиц на их
особую ответственность за передачу деловым партнерам или их представителям
экономических, научно-технических и других сведений, которые составляют коммерческую
тайну.
Коллектив авторов разработки
“Рекомендации по организации защиты коммерческой тайны в ИЭС им. Е.А.
Патона” (научный руководитель В.М. Сериков) считает, что коммерческой тайной
договора или контракта могут быть [79]:
• сам факт заключения договора
(контракта);
• предмет договора (контракта);
• условия их выполнения.
При заключении сделок между субъектами
хозяйствования в пределах Украины в тексте соглашения целесообразно отразить:
• конкретные сведения, которые
составляют коммерческую тайну сделки;
• виды материальных
носителей, в которых содержатся следующие сведения (электронные носители, документы, изделия
т.д.);
• требования по
защиты сведений, составляющих коммерческую тайну;
• права сторон на
использование информации, содержащей коммерческую тайну;
• обязательства
сторон о неразглашении (неправомерную передачу) сведений, которые охраняются;
• санкции за
разглашение, неправомерное передачу или использование сведений, составляющих
коммерческую тайну.
В условиях договора целесообразно оговорить
возможность прекращения его действия в случае невыполнения (ненадлежащего выполнения)
требований одной из сторон по защите коммерческой тайны, а также обращения с
иском о возмещении ущерба в судах. [67]
Перед заключением сделок с иностранной
фирмой целесообразно, с привлечением юристов-международников, в совершенстве изучить
национальное законодательство страны, с представителем которой предполагается заключить
соглашение.
В соглашении с иностранной фирмой целесообразно
предусмотреть:
• обязательства
сторон принимать все необходимые меры для предотвращения разглашения коммерческой
тайны;
• документы или
опытные образцы изделий должны рассматриваться сторонами как строго конфиденциальные;
• обязательства
сторон принимать необходимые меры для предотвращения нарушения прав пользования
этими документами или опытными образцами изделий;
• обязательства
сторон не передавать без предварительного согласия другой стороны оригиналов документов
или опытных образцов изделий или их копий третьим лицам;
• обязательства
сторон обеспечить ознакомление с коммерческой тайной предмета и условий сделки
только строго ограниченного круга своих сотрудников.
Практика свидетельствует, что при заключении
сделок с иностранной фирмой не всегда применяется терминология, принятая
международными правилами. По этой причине между партнерами возникают конфликтные
ситуации, которые вызваны тем, что одна из сторон по-своему (нередко намеренно)
понимала договорно-правовые термины и их значение. Эти обстоятельства приводят к
неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств. [67]
► В связи с этим
при заключении внешнеэкономических сделок необходимо руководствоваться положениями
“Международных правил интерпретации коммерческих терминов” (Правила “Инкотермс”).
Эти Правила дают исчерпывающий перечень не только обязательных, но и факультативных
условий соглашения и регулируют весь комплекс взаимосвязанных операций по их
выполнения.
В определенной степени повысить надежность и
эффективность соглашений, их правовая защита поможет письменное соглашение сторон о
сохранения в тайне определенной информации. Подписание аналогичных соглашений оправдано
и в случаях, когда деловой партнер высказывает пожелание о предоставлении ему всей
конфиденциальной информации для оценки реального состояния контрагента с целью принятия
решение о заключении соглашения. Однако до удовлетворения таких желаний следует относиться
очень осторожно.
Соглашение необходимо также на тот
случай, когда в деловой беседе один из партнеров сообщил другом конфиденциальные
сведения, после чего последний, получив необходимую информацию, отказывается
от заключения соглашения, мотивируя это различными обстоятельствами, в том числе и тем, что
сообщенные конфиденциальные сведения ему якобы были уже известны. [67]
Проверка деловых партнеров.
Осторожность в выборе партнеров, проверка и переперевірка сведений о них,
особенно в случаях, когда вызывает сомнения искренность поступивших предложений и
намерений, являются обязательными элементами современной деловой практики.
На западе уже много десятилетий
функционирует отрасль информационного бизнеса. Этим бизнесом занимаются специальные
фирмы. Предоставления ими услуг информационного характера о партнере, который
интересует, стоит в пределах 500-2000 $ за выдачу бизнес-справки.
Кроме того, сведения о производственной,
научно-исследовательскую, финансовую, сбытовую и иную деятельность фирм содержатся в
каталогах, рекламных проспектах, периодических бюллетенях, прейскурантах,
различных справочных изданиях, издаваемых частными специализированными
изданиями, союзами предпринимателей и торговыми палатами.
В Украине платные услуги, связанные
с получением информации о субъектах предпринимательской деятельности и
зарубежных стран, предоставляют:
• Торгово-промышленная палата
Украины;
• Украинская
федерация работников негосударственных служб безопасности (подразделение “Инфоцентр”);
• Межбанковская служба безопасности
“СКИФ”;
• Фирма “Сакура”,
которая предоставляет информацию о надежность и платежеспособность украинских и
зарубежных партнеров, дает гарантии выполнения партнерами условий коммерческих сделок.
Навести справки о иностранного
партнера можно у торгового атташе посольства соответствующей страны.
Проверку партнера можно осуществить,
используя возможности самого предприятия (собственная служба безопасности). Можно
узнать адрес партнера, продолжительность работы на рынке, показатели
производства, балансовые показатели и т.д.
Еще одним путям получения информации
об делового партнера является систематическое отслеживание и анализ периодических
изданий, таких как “Бизнес”, “Галицкие контракты”, “Деловой вестник”, “Закон и
бизнес” и т.д. Целесообразно на предприятии вести картотеку на имеющихся и потенциальных
деловых партнеров, конкурентов на основе определенного перечня необходимых сведений
(анкеты) (образец анкеты прилагается).