Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Экономическая безопасность предприятия

Раздел 2. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

 

2.8. Правовое регулирование порядка сохранение

коммерческой тайны при заключении хозяйственных

договоров, ведении деловых переговоров.

Проверка деловых партнеров

 

В условиях рынка является не только оправданной, но и актуальной ориентация юридических и физических лиц на их особую ответственность за передачу деловым партнерам или их представителям экономических, научно-технических и других сведений, которые составляют коммерческую тайну.

Коллектив авторов разработки “Рекомендации по организации защиты коммерческой тайны в ИЭС им. Е.А. Патона” (научный руководитель В.М. Сериков) считает, что коммерческой тайной договора или контракта могут быть [79]:

• сам факт заключения договора (контракта);

• предмет договора (контракта);

• условия их выполнения.

При заключении сделок между субъектами хозяйствования в пределах Украины в тексте соглашения целесообразно отразить:

• конкретные сведения, которые составляют коммерческую тайну сделки;

• виды материальных носителей, в которых содержатся следующие сведения (электронные носители, документы, изделия т.д.);

• требования по защиты сведений, составляющих коммерческую тайну;

• права сторон на использование информации, содержащей коммерческую тайну;

• обязательства сторон о неразглашении (неправомерную передачу) сведений, которые охраняются;

• санкции за разглашение, неправомерное передачу или использование сведений, составляющих коммерческую тайну.

В условиях договора целесообразно оговорить возможность прекращения его действия в случае невыполнения (ненадлежащего выполнения) требований одной из сторон по защите коммерческой тайны, а также обращения с иском о возмещении ущерба в судах. [67]

Перед заключением сделок с иностранной фирмой целесообразно, с привлечением юристов-международников, в совершенстве изучить национальное законодательство страны, с представителем которой предполагается заключить соглашение.

В соглашении с иностранной фирмой целесообразно предусмотреть:

• обязательства сторон принимать все необходимые меры для предотвращения разглашения коммерческой тайны;

• документы или опытные образцы изделий должны рассматриваться сторонами как строго конфиденциальные;

• обязательства сторон принимать необходимые меры для предотвращения нарушения прав пользования этими документами или опытными образцами изделий;

• обязательства сторон не передавать без предварительного согласия другой стороны оригиналов документов или опытных образцов изделий или их копий третьим лицам;

• обязательства сторон обеспечить ознакомление с коммерческой тайной предмета и условий сделки только строго ограниченного круга своих сотрудников.

Практика свидетельствует, что при заключении сделок с иностранной фирмой не всегда применяется терминология, принятая международными правилами. По этой причине между партнерами возникают конфликтные ситуации, которые вызваны тем, что одна из сторон по-своему (нередко намеренно) понимала договорно-правовые термины и их значение. Эти обстоятельства приводят к неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств. [67]

 

В связи с этим при заключении внешнеэкономических сделок необходимо руководствоваться положениями “Международных правил интерпретации коммерческих терминов” (Правила “Инкотермс”). Эти Правила дают исчерпывающий перечень не только обязательных, но и факультативных условий соглашения и регулируют весь комплекс взаимосвязанных операций по их выполнения.

 

В определенной степени повысить надежность и эффективность соглашений, их правовая защита поможет письменное соглашение сторон о сохранения в тайне определенной информации. Подписание аналогичных соглашений оправдано и в случаях, когда деловой партнер высказывает пожелание о предоставлении ему всей конфиденциальной информации для оценки реального состояния контрагента с целью принятия решение о заключении соглашения. Однако до удовлетворения таких желаний следует относиться очень осторожно.

Соглашение необходимо также на тот случай, когда в деловой беседе один из партнеров сообщил другом конфиденциальные сведения, после чего последний, получив необходимую информацию, отказывается от заключения соглашения, мотивируя это различными обстоятельствами, в том числе и тем, что сообщенные конфиденциальные сведения ему якобы были уже известны. [67]

Проверка деловых партнеров. Осторожность в выборе партнеров, проверка и переперевірка сведений о них, особенно в случаях, когда вызывает сомнения искренность поступивших предложений и намерений, являются обязательными элементами современной деловой практики.

На западе уже много десятилетий функционирует отрасль информационного бизнеса. Этим бизнесом занимаются специальные фирмы. Предоставления ими услуг информационного характера о партнере, который интересует, стоит в пределах 500-2000 $ за выдачу бизнес-справки.

Кроме того, сведения о производственной, научно-исследовательскую, финансовую, сбытовую и иную деятельность фирм содержатся в каталогах, рекламных проспектах, периодических бюллетенях, прейскурантах, различных справочных изданиях, издаваемых частными специализированными изданиями, союзами предпринимателей и торговыми палатами.

В Украине платные услуги, связанные с получением информации о субъектах предпринимательской деятельности и зарубежных стран, предоставляют:

• Торгово-промышленная палата Украины;

• Украинская федерация работников негосударственных служб безопасности (подразделение “Инфоцентр”);

• Межбанковская служба безопасности “СКИФ”;

• Фирма “Сакура”, которая предоставляет информацию о надежность и платежеспособность украинских и зарубежных партнеров, дает гарантии выполнения партнерами условий коммерческих сделок.

Навести справки о иностранного партнера можно у торгового атташе посольства соответствующей страны.

Проверку партнера можно осуществить, используя возможности самого предприятия (собственная служба безопасности). Можно узнать адрес партнера, продолжительность работы на рынке, показатели производства, балансовые показатели и т.д.

Еще одним путям получения информации об делового партнера является систематическое отслеживание и анализ периодических изданий, таких как “Бизнес”, “Галицкие контракты”, “Деловой вестник”, “Закон и бизнес” и т.д. Целесообразно на предприятии вести картотеку на имеющихся и потенциальных деловых партнеров, конкурентов на основе определенного перечня необходимых сведений (анкеты) (образец анкеты прилагается).