Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Экономическая безопасность предприятия

Раздел 2. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

 

2.7. Допуск и доступ к коммерческой тайны

 

На предприятии обязательно на законодательной основе должны быть приняты меры по регулированию прав владения, пользования и распоряжения конфиденциальной информацией, что составляет его коммерческую тайну. Для предотвращения утечки конфиденциальной информации необходимо установить порядок допуска к коммерческим секретам определенных лиц персонала предприятия.

За основу организации работы по допуска к коммерческой тайне целесообразно принять требования, которые относятся к порядку допуска к государственным секретам. Порядок допуска к государственным секретам достаточно четко регламентирован Законом Украины “О государственной тайне” (ст. 22-30).

Под допуском к коммерческой тайне следует понимать письменное распоряжение руководителя (собственника) предприятия или уполномоченного им лица, которое предоставляет конкретному сотруднику предприятия право на работу или ознакомления с документами, изделиями и другими носителями информации, которые классифицированы предприятием как коммерческая тайна [67].

 

На предприятии, как правило, устанавливается трехступенчатая система важности коммерческой тайны, которая обозначается такими ограничительными грифами “Коммерческая тайна - особенно важно” (“КТ-ОВ”) “Коммерческая тайна - строго конфиденциально ” (“КТ-СК”) “Коммерческая тайна - конфиденциально” (“КТ-К”).

 

С учетом этого допуск конкретному сотруднику оформляется до одного из указанных степеней важность сведений в зависимости от должности сотрудника или характера выполняемой им работы.

Допуск к коммерческой тайне предоставляется дееспособным гражданам Украины в возрасте от 18 лет, которые нуждаются в его условиям своей служебной, производственной, коммерческой, научной или другой деятельности. Допуск считается правомерным, что имеет юридическую силу, если он предоставляется сотруднику предприятия приказом руководителя (владельца) предприятия или уполномоченного им лица.

Предоставление допуска предусматривает:

• проверку сотрудника в связи с допуском к коммерческой тайне;

• ознакомление сотрудника со степенью ответственности за нарушения законодательства, связанной с разглашением им коммерческой тайны.

При решении вопроса о предоставлении допуска к коммерческой тайне следует учитывать такие факторы:

• наличие в сотрудника предприятия обоснованной необходимости в работе с коммерческой тайной;

• отсутствие в сотрудника судимости за тяжкие преступления и, прежде всего, за противоправные действия, связанные с коммерческим шпионажем, разглашением государственной и коммерческой тайны, злоупотреблениями в сфере кредитно-финансовой и экономической деятельности;

• отсутствие в сотрудника психических заболеваний или расстройств, употребления наркотических средств, алкоголя;

• сообщение о себя недостоверных сведений в процессе подготовки материалов к оформлению допуска;

• отсутствие в оформляемого связей из числа сотрудников конкурирующих фирм.

Сотрудник предприятия, которому предоставлен допуск к коммерческой тайне, обязан:

• не допускать разглашение любым способом коммерческой тайны, которая ему доверена или стала известна в связи с выполнением служебных обязанностей;

• не способствовать отечественным и иностранным конкурентам в осуществлении деятельности, которая наносит вред интересам предприятия;

• выполнять требования режима, который установлен “Положением о коммерческой тайне предприятия и правила ее сохранения”;

• соблюдать других требований законодательства о коммерческой тайне.

Оформление допуска сотрудника предприятия к коммерческой тайне предусматривает и возможность его лишения на законных основаниях. Причинами и основаниями лишения допуска могут быть [67]:

• разглашение работником доверенной ему коммерческой тайны;

• грубое нарушение сотрудником “Положение о коммерческой тайне предприятия и ее правила сохранение”;

• потеря сотрудником документов и других материальных носителей, содержащих коммерческую тайну;

• поступления в отношении сотрудника сведений, компрометирующих его, которые он скрывал и которые не могли быть учтены при решении вопроса о его допуске;

• перевод сотрудника на другой участок работы или должность, которая не связана с необходимостью допуска к сведениям, которые составляют коммерческую тайну.

Лишать сотрудника допуска имеют право те же лица, которые санкционировали ему допуск к коммерческой тайне. Если сотрудник не согласен с таким решением собственника предприятия или уполномоченного им лица, он, согласно конституционного, гражданского и трудового права, может обжаловать его в судебном порядке.

Владелец предприятия или уполномоченное им лицо имеют право разрабатывать и использовать собственную, но такую что не противоречит действующему законодательству, методологии изучения и проверки кандидата для работы, связанной со сведениями, которые составляют коммерческую тайну [67].

A.B. Крисін, автор научно-производственного издания “Безопасность предпринимательской деятельности” (Москва, 1996), рекомендует использовать для изучения и проверки кандидатов разнообразные тестовые методики, в частности: личностные опросные листы, бланковые тесты: СМИЛ, КЕТТЕЛА, АЗЕНКА, РСК, УСК, ТОМАСА и др. [52]

Правомерное использование в изучении и проверке кандидатов на допуск к коммерческим секретам полиграфа (детектора лжи, идея которого принадлежит известному украинскому ученому Александру Романовичу Лурье из Харькова), но его применение возможно только с личного согласия лица, что проверяется.

Результаты проверки не должны скрываться от кандидата на работу с коммерческой тайной (согласно ст. 32 Конституции Украины и ст. 9 закона “Об информации”).

Организация работы по оформлению допуска к коммерческой тайне должна быть возложена на подразделение безопасности. Целесообразно, чтобы этим подразделением, совместно с руководителями других подразделений, предусмотренных уставом или положением о предприятия, был разработан перечень должностей сотрудников, которые по своим служебным положением или родом выполняемой работы обязательно должны иметь допуск к той или иной категории важность сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия. Руководитель (владелец) предприятия или уполномоченное им лицо должны утвердить данный перечень [67].

От сотрудника, которому оформлен допуск к коммерческой тайне, берется письменное обязательство о неразглашении коммерческой тайны, которая будет ему доверена. Обязательство может иметь произвольную форму, но оно должно иметь следующие реквизиты:

• фамилия, имя, отчество сотрудника;

• занимаемая должность;

• обязательства не разглашать сведения, которые составляют коммерческую тайну;

• предупреждение о то, что в случае разглашения доверенных секретов с работником может быть расторгнуто трудовое соглашение по инициативе собственника предприятия, или он может быть привлечен к ответственности в порядке, установленном законодательством Украины;

• дата и собственноручная подпись сотрудника, который дал обязательство;

• подпись представителя службы безопасности, который проинструктировал сотрудника, подписавшего обязательства (типовой образец обязательства прилагается).

При увольнении сотрудника предприятия, который имел допуск к коммерческой тайне и действительно владел ею, в него следует, согласно ст. 34 Конституции Украины и “Положение о коммерческой тайну предприятия и правила ее сохранения”, отобрать так называемое предупреждения-обязательства о неразглашении им после увольнения коммерческих секретов, к которым он имел доступ (типовой образец предупреждения-обязательства прилагается).

Цель такого отбора предупреждения-обязательства [67]:

• предостеречь сотрудника от разглашения коммерческих секретов, которые стали ему известны в время работы на предприятии;

• создать юридические гарантии для предупреждения возможной утечки коммерческой тайны в конкурентов через бывшего сотрудника предприятия;

• юридически гарантировать право предприятия на возмещение возможных материальных или моральных убытков в случае нарушения бывшим сотрудником своих обязательств перед предприятием.

Доступ к коммерческой тайне - это письменная санкция владельца предприятия или уполномоченного им лица на ознакомление или работу с конкретными сведениями, которые составляют коммерческую тайну, сотрудников предприятия и представителей сторонних организаций (под представителями сторонних организаций следует понимать сотрудников органов государственной власти и управления, аудиторских структур, украинских и зарубежных партнеров, клиентов, контрагентов, конкурентов) [67].

 

Допуск и доступ к коммерческой тайне представляют собой две разные юридические категории.

 

Допуск штатного сотрудника предприятия к коммерческой тайне отличается от доступа тем, что последний, имея допуск даже самого высокого уровня (“Коммерческая тайна - особенно важно”) не может получить доступ к информации более низкого уровня секретности по собственной инициативе или по указанию непосредственного начальника без письменной санкции на это руководителя предприятия. Другими словами, сотрудник предприятия может получить право на ознакомление с любой коммерческой секрет лишь в том случае, если она действительно необходима ему в связи с выполнением им служебных обязанностей или выполнения отдельного поручения руководителя предприятия.

Решение о предоставлении доступа к конкретной коммерческой тайны и ее материальных носіів осуществляется в виде резолюции собственника предприятия на документе, с которым знакомится представитель сторонней организации, или путем оформления отдельного письменного распоряжение.

С целью предупреждения утечки сведений, с которыми были ознакомлены лица, получившие доступ к коммерческой тайны, от этих лиц берется обязательство о ее сохранности.

Закон “Об информации” (далее - Закон) вводит понятие режима доступа к информации. Согласно ст. 28 Закона “Режим доступа к информации - это предусмотренный правовыми нормами порядок получения, использования, распространения и хранения информации. За режимом доступа информация делится на открытую информацию и информацию с ограниченным доступом. Государство осуществляет контроль за режимом доступа к информации. Задача контроля за режимом доступа к информации состоит в обеспечении соблюдении требований законодательства об информации всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями”.

Статья ЗО Закона содержит такие положения, связанные с режимом доступа к коммерческой тайне: “Граждане, юридические лица, владеющие информацией профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и другого характера, полученной на собственные средства, или такой, которая является предметом их профессионального, делового, производственного, банковского, коммерческого и другого интереса и не нарушает предусмотренной законом тайны, самостоятельно определяют режим доступа к ней, включая принадлежность ее к категории конфиденциальной, и устанавливают для нее систему (способы) защиты”.

Вопрос юридических гарантий сохранение в тайне конфиденциальной информации предприятия, к которой получили доступ представители органов государственного управления и деловых кругов, может быть решен следующими способами. [67]

Во-первых, путем взятия у лиц, которые ознакомились со сведениями, которые составляют коммерческую тайну предприятия, обязательство о сохранении ими в тайне сведений, которые стали им известны. Таким юридическим документом может быть соглашение о конфиденциальности, которое подписывается лицом, получившим доступ к информации, охраняемой и представителем предприятия - владельца коммерческой тайны (типовой образец прилагается). Этот юридический документ основывается на институте обязательственного права Украины. Он широко используется в мировой практике предпринимательства.

Во-вторых, путем передачи (при необходимости) представителю сторонней организации копии документа, содержащего коммерческую тайну, под расписку на оригинале.

В-третьих, путем передачи других материальных носителей коммерческой тайны под расписку об их получении и предупреждение в письменной или устной форме о необходимости сохранения в тайне сведений, которые содержатся в переданном документе или другом материальном носителе коммерческой тайны.

Порядок доступа к коммерческой тайны должен определяться “Положением о разрешительной системе доступа сотрудников предприятия и представителей сторонних организации к сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия” (типовой образец прилагается). При разработке разрешительной системы особенно тщательно следует отрабатывать положения, связанные с доступом к информации, охраняемой представителей правоохранительных органов, органов государственного управления, которые осуществляют контроль за хозяйственной деятельностью предприятий и в соответствии с законодательством имеют право доступа к коммерческой тайне. В Положении необходимо четко определить характер и объем информации, с которой разрешается или целесообразно знакомить представителей сторонних организаций, а также должностных лиц предприятия, которым предоставляется право решать вопрос доступа к коммерческой тайны. [67]

На предприятии целесообразно создать систему накопления информации о лицах, которые имели доступ к конкретным сведений, составляющих коммерческую тайну. Ее основное назначение - обеспечение оперативности, выигрыш во времени в случае обнаружения факта утечки защищаемой информации. Она позволит при служебном разбирательстве факта утечка информации определить, кто и когда имел к ней отношение.

Система может предусматривать:

• ведение на каждого сотрудника предприятия, что имеет доступ к коммерческой тайне, личного счета, в который заносятся данные о все сведения, с которыми он знакомился в процессе работы;

• ведение картотеки на наиболее важные для предприятия сведения, которые составляют коммерческую тайну, и кто конкретно знакомился с ними.

Как показывает практика, такая система оправдывает себя. Она дает возможность быстро и с максимальным успехом отреагировать на факт утечки информации. Ее также можно использовать для проведение разнообразных аналитических исследований, связанных с состоянием защиты коммерческой тайны предприятия [67].