Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Внешнеэкономическая деятельность

5 ФОРМЫ И МЕТОДЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

5.3 Международная торговля результатами интеллектуальной деятельности

 

Международный технологический рынок - рынок, возникающий в связи с научно-техническим развитием, на котором происходит распределение научных знаний и достижений.

Международная торговля результатами интеллектуальной деятельности - продажа технических знаний, достижений, опыта и т.д. на международном технологическом рынке.

К основным формам международной торговли результатами интеллектуальной деятельности можно отнести:

лицензионную торговлю;

франчайзинг;

инжиниринг;

заключение ряда контрактов (лизинговый контракт, контракты на обслуживание, на управление, на поставку комплектного оборудования, субконтракты, маркетинговые контракты).

Сейчас объектом лицензионной торговли может быть:

1) патент - документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретателем, закрепляющий за лицом, которому он выдан (патентообладателю), исключительное право па изобретение;

2) промышленный образец - новое художественно-конструкторское решение изделия;

3) торговый знак - зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних производителей от однородных товаров других производителей;

4) ноу-хау - конфиденциальные сведения, имеющие коммерческую ценность, и научно-технические знания, которые не пользуются правовой охраной. С развитием техники значение ноу-хау резко возросло, и оно превратилось в самостоятельный объект лицензионной торговли. Причем в одних случаях ноу-хау - не фактический, но незарегистрированный изобретение, в других - элемент изобретения, не включен в описание, или не патентоспособное изобретение (математическая формула, программное обеспечение и т.п.).

В мировой торговле наиболее часто встречаются такие виды патентной лицензионной торговли:

патентные лицензии с одновременной передачей ноу-хау и оказанием технической помощи в налаживании производства;

патентные лицензии с ноу-хау;

чистые патентные лицензии без ноу-хау.

В первом и втором случаях могут иметь место условия о неразглашении ноу-хау в период действия лицензионного соглашения.

Лицензии делятся также на:

самостоятельные, которые предполагают передачу технологий вне зависимости от их материального носителя;

сопутствующие, которые имеют зависимый характер и предоставляются одновременно с заключением контракта на строительство предприятия, поставку технологического оборудования, оказание консультационных услуг.

Существуют три основных вида лицензий.

1. Проста, когда продавец (лицензиар) оставляет за собой право самостоятельно использовать объект лицензии и давать аналогичные лицензии другим.

2. Исключительная, когда лицензиар не имеет права давать аналогичные лицензии, но может сам использовать объект лицензии.

3. Полная, когда лицензиар полностью лишается права использовать объект лицензии. Такой вариант часто имеет место при лицензировании маломощных фирм.

Лицензионная торговля осуществляется посредством оформления лицензионных соглашений (договоров).

Существует стандартный набор разделов для этого плетня договоров: преамбула, определение, предмет соглашения, техническая документация - здесь оговариваются сроки предоставления технической документации, перечень которой содержится в приложении; территория действия соглашения, гарантии и ответственность, платежи, усовершенствования, новые патенты - здесь указываются обязательства сторон, касающиеся порядка обмена усовершенствованиями; техническая помощь, сборы и налоги, информация и отчетность - этот раздел имеет место в том случае, если вознаграждение определяется в виде роялти; обеспечение конфиденциальности, споры, условия вступления в силу соглашения и порядок прекращения его действия, другие условия.

Особый вопрос стоит в случае определения цены лицензии. Дело в том, что реальная стоимость лицензии может быть установлена только в процессе эксплуатации объекта лицензии.

Цена лицензии определяется с учетом ряда факторов:

предполагаемую прибыль;

затраты на создание технологии;

альтернативные издержки;

расходы передачи технологии (они касаются "неформализованных знаний", что хранятся в голове работника);

цены па аналогичные технологии у конкурентов;

потенциальные расходы самостоятельной разработки технологии покупателем;

расходы нарушение патентных прав

Цена лицензии имеет два основных вида.

1) Роялти - периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия соглашения.

В этом случае цепа лицензии равна:

где С - цена лицензии;

Vи - объем продукции в i-ом году;

Zi - цена единицы продукции в i-ом году;

Гi - размер роялти в i-ом году;

t - срок лицензионного соглашения минус срок освоения лицензии.

Средний уровень роялти составляет 3-7%.

Эта форма вознаграждения присутствует в 90% случаев заключения лицензионного соглашения.

2) Паушальные (разовые) платежи, которые устанавливаются на основании экспертных оценок. Так же они могут быть в виде передачи ценных бумаг лицензиата или встречной передачи технической документации. Как правило, лицензиар получает от 5 до 20% акций.

Эти платежи используются в случае, когда лицензиар не имеет возможности контролировать лицензиата, его фактический доход.

Также имеют место комбинированные платежи.

Франчайзинг - способ деятельности или услуга, при которой продавец передает покупателю право на использование своей торговой марки. Кроме того, продавец обеспечивает условия, при которых использование покупателем торговой марки будет соответствовать стандартам, которые с ней ассоциируются; он оказывает услуги по предоставлению технической помощи, повышению квалификации рабочей силы, организации торговли и управления.

Различают три вида франчайзинга.

Франчайзинг продукта и торговой марки, который предусматривает реализацию дилером товаров головной компании исключительно под ее товарным знаком (продажа бензина, автомобилей).

Комплексный франчайзинг, который предполагает предоставление дилеру головной компанией права на использование товарного знака, разработку маркетинговой стратегии и технологии бизнеса, подготовку руководства по эксплуатации, контроль качества продукции (ресторанный бизнес).

Розничный франчайзинг, который практикуется при продаже строительных материалов, мебели, бытовой аппаратуры и т.д.

Выгоды для продавца: возможность проникнуть на другой рынок (более вместительный и более доходный); для покупателя франчайзинг является способом использования известной торговой марки, способом привлечения иностранных инвестиций, приобретение зарубежного управленческого опыта технических знаний.

Успех франчайзинга обеспечивает популярность торговой марки, стандартизацию продукции и услуг (легкость передачи опыта).

Инжиниринг - это услуги по использованию технологических и иных научно-технических разработок. В этом заключается его отличие от лицензионной торговли, где объектом купли - продажи является сама технология.

Инжиниринговые услуги можно подразделить на три группы:

1. Услуги по подготовке производства:

предпроектные услуги (изучение рынка, полевые исследования, топографическая съемка, подготовка технико - экономических обоснований и др.);

проектные услуги (составление генеральных планов и схем, технических спецификаций и т.п.);

послепроектные услуги (подготовка контрактной документации, ведение проекта, управление строительством, приемо-сдаточные работы и т.п.).

2. Услуги по организации процесса производства и управления предприятием.

3. Услуги по обеспечению реализации продукции.

Существует три основных метода строительства, отличие которых заключается в содержании контрактов на оказание инжиниринговых услуг.

При первом методе большая часть работ осуществляется персоналом заказчика или местными фирмами. В этом случае зарубежная инжиниринговая фирма выступает обычно лишь как консультант и не несет ответственности за осуществление проекта.

Второй метод предусматривает выполнение иностранной инжиниринговой фирмой большей части или всех инжиниринговых услуг и, соответственно, ее ответственность за выполнение проекта.

Третий метод применяется при строительстве объектов "под ключ", когда инжиниринговые услуги предоставляются генеральным подрядчиком как составная часть всего комплекса услуг.

Международный контракт па оказание инжиниринговых услуг включает ряд обязательных пунктов: обязательства инжиниринговой фирмы и заказчика с приложением перечня работ, подлежащих выполнению; сроки и графики выполнения работ; численность и состав персонала инжиниринговой фирмы, участвующего в работах по контракту; степень ответственности сторон за нарушение ими договорных обязательств и т. д. Заключения контракта па оказание инжиниринговых услуг най чаще происходит в результате проведения торгов.

При оплате инжиниринговых услуг используются три метода.

1. Почасовая оплата по базе ставок заработной платы инженеров - консультантов. Применяется для оплаты таких видов услуг, как консультирование, обучение специалистов и других работ такого характера, объем которых зачастую невозможно определить. Расценки устанавливаются на основе рыночных почасовых или дневных ставок заработной платы персонала инжиниринговой фирмы. Совокупные затраты на оплату труда увеличиваются на установленный в контракте коэффициент, чтобы обеспечить покрытие фирмой накладных расходов, процента на вложенный капитал, получения прибыли и возмещения других расходов. К полученной величине добавляется фактическая сумма прямых материальных и других затрат.

2. Оплата фактических затрат плюс фиксированное вознаграждение. Применяется при проведении инжиниринговых работ с неопределенным заранее объемом и структурой.

3. Оплата в процентах от стоимости строительства. Применяется при оказании всего комплекса инжиниринговых услуг. На международном рынке используется чаще всего.

 

Контрольные вопросы

1. Какие типы международных бирж существуют ?

2. Какие функции выполняют фондовые биржи?

3. В чем особенность открытых и закрытых торгов?

4. Чем характеризуются основные стадии проведения международных аукционов?

5. Как классифицируются международные арендные операции за сроком их осуществления?

6. В чем особенности оперативного и текущего лизинга?

7. Какие виды лизинга существуют?

8. Какие преимущества получают участники лизинговой сделки?

9. Как определяется размер лизинговых платежей?

10. Что является объектом лицензионной торговли?

11. Что такое франчайзинг, его виды?