И СЕМЕСТР
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
г align="center">Урок № 27/р>
г align="center">Тема: Зв’язне речи. Сочинение-описание помещения по личным наблюдениям/р>
Цель: формировать у учащихся текстотворчі умения: умение осмысливать тему, определять тему и главную мысль будущего текста, подбирать и систематизировать материал для сочинения (выделяя главное и немаловажное), составлять план будущего высказывания, заранее выбирать наиболее подходящий для раскрытия темы основной тип речи и стиль высказывания, реализовывать замысел на черновике, подбирая адекватные содержанию выразительные средства языка; совершенствовать черновой вариант произведения; развивать культуру письменной речи школьников, развивать наблюдательность, внимание к меткого и точного слова; способствовать обогащению словаря учащихся и совершенствованию грамматического строя их речи.
Ход урока
И. Сообщение цели и задач урока.
II. Подготовка к сочинению.
Прочитать (прослушать) отрывки. Дать ответы на вопросы:
· Как автор (или персонаж произведения) относится к описанному помещения?
· Из чего понятно его отношение?
· Назвать использованы в отрывке оценочные слова и художественные средства (сравнения, эпитеты, олицетворение). Что обусловило их отбор?
Какая же простота на первый взгляд! Комната небольшая, с двумя окнами. Большой деревьев’деревянный стол, а подле него деревьев’деревянное кресло, обитое черным сап’яном. Под стеной простое кровать, узкое, покрытое медвежьей шкурой. На стене - одна икона, а под ней - княжа сабля. В углу - боката приземистое кахлева печь с камином, в котором горел безустанку огонь, потому что у муравьев было холодно и сыро. Кроме княжеского кресла, не было ничего другого, ибо тем гостям, которых князь здесь принимал, не было свободно в присутствии князя садиться.
С той княжеской комнаты, которая была заодно и его спальней, вели двери в дальних комнат, лучше убранных.
По А. Чайковским.
Они вошли в дом. Покои были очень старые: в них разило трухлятиною. Сын увидел, что в покоях ничего не изменилось от времени его детских лет. Горница с ободранными балками, с потускневшими образами была такая же, как и несколько десятков лет назад. В комнате стояла та самая зеленая большая сундук, стеклянный шкаф. Была и самая длинная грубая лежанка, то самое старое кровать. Оглядівши дом и сени, сын скорее вышел в сад.
По И. Нечуй-Левицким.
Вдоль стен и по углам кабинета Василия Андреевича Жуковского стояли античные статуи. На стенах висели великолепные картины итальянских мастеров. На столе возвышались бюсты царя и его жены. Бросались в глаза шкафы с книгами, а еще - огромное бюро орехового дерева, турецкий диван и г’которые уютные кресла.
Сам хозяин был тоже мягкий, кругловидий. Впечатление мягкости и домашности подчеркивал кабинет. Все здесь напоминало, что гости - люди свои, здесь каждому разрешено иметься свободно, вести себя согласно своего характера и наклонностей.
За Ю. Мушкетиком.
Спят в комнате вещи. Что снится дубовой плечистій шкафу? Возможно, то, как она была когда-то деревом, и в ее теле и до сих пор звучит шорох тугого листья, живет память об удоде, что дудів в ее ветвях живет память о старый лес, где пахнет муравейниками и опавшими хворостом... На этажерке устремляются ввысь стопки книг - как чувствуют себя капитан Немо и Дерсу Узала, утихомирились хоть на волну компрачикоси, алхимики, Писаро, мушкетеры?.. Сплетенный из лозы стул чуть-чуть желтеет, будто лунный луч присел на нем отдохнуть.
По Есть. Гуцалом.
Коллективное составление плана сочинения-описания помещения.
Ориентировочный план сочинения
1. Назначение помещения.
2. Его размер, форма, освещение.
3. В каких цветах украшен интерьер.
4. Имеющиеся в помещении мебель и вещи. (Где расположены и какие они).
5. Мое впечатление от помещения.
Коллективный отбор материала к сочинению: названий предметов, которые есть в выбранном для описания помещении (столовой, читальном зале библиотеки, вестибюли, школьной мастерской и т.п.), и определений, которые характеризуют эти предметы по размеру, форме, материалу, цвету и т.д. (записи делаются в черновиках).
III. Составление устного сочинения-описания какого-либо из школьных помещений (по плану, с использованием подобранного материала).
IV. Самостоятельная письменная работа учащихся на черновиках.
V. Домашнее задание.
Закончив и отредактировав черновой вариант сочинения-описания помещения, переписать сочинение в тетрадь.