УРОК 27. ЧЕЛОВЕК И БИОСФЕРА
Цель: формировать знания о взаимосвязи человека и биосферы, способствовать осознанию бережного отношения к природе; развивать умение объяснять последствия негативного влияния деятельности человека на состояние биосферы, умение работать в группах, вести дискуссию; воспитывать экологическое мышление, уважение к мнению других, внимательность, трудолюбие.
Оборудование: таблицы «Парниковый эффект», «Разрушение озонового экрана», плакаты, маркеры, фломастеры, учебники, тетради.
Основные понятия: биосфера, атмосфера, гидросфера, литосфера, парниковый эффект, озоновый слой, кислотные дожди.
Тип урока: изучения и первичного усвоения новых знаний.
Форма проведения: дискуссия.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Проблемный вопрос
Всегда биосфера была такой как сейчас? Какими факторами вызваны ее изменения? (Варианты ответов учащихся)
Все мы каждый день выходим на улицу, дышим воздухом, пьем воду, любуемся природным богатством нашей планеты. Летом мы отдыхаем, наслаждаемся жизнью и, как правило, оставляем самые яркие и лучшие мгновения жизни в воспоминаниях и очень часто на своих собственных фото. Больше всего нравится для каждого из вас, думаю, летние фото, живые и яркие. Но с годами можно заметить, что то яркое, что радует наш глаз на бумаге, на самом деле уже давно исчезло. Не все могут это заметить, ведь большинство людей заняты работой и повседневными делами. Однако, проходя в очередной раз бывшим городским парком или лесом, обратите внимание на огромные кучи мусора, которые заменили зеленую одеяло наших лесов, с их пьянящим» ароматом нефтепродуктов и бытового мусора вместо целебного запаха хвои и душистых цветов.
Итак, в биосфере происходят заметные изменения, и не только такие, которые обусловлены природными процессами. Главной движущей силой этих изменений является хозяйственная деятельность человека.
Первые люди на Земле жили в полном согласии со своим природным окружением. Они потребляли пищу, которой их обеспечивала природа, а энергию - только в количестве, необходимом для выживания. Однако сегодня Землю населяет большое количество людей, и масштабы человеческой деятельности абсолютно не вписываются в равновесие экосистем. Промышленные предприятия и транспорт выбрасывают в атмосферу сотни тонн вредных веществ, что приводит к ухудшению ее состава, нарушения природного равновесия. Что же делать? Где же выход из ситуации, что сложилась на сегодня? Понятно, что решение проблемы путем разрушения городов, предприятий, транспорта и переселение людей в пещеры - абсурд. Для того чтобы найти выход из этой ситуации, нужно тщательно изучить собственно проблему. Какие виды хозяйственной деятельности, за что и почему является главными «нарушителями» природного равновесия? Узнав ответ на этот вопрос, можно будет разработать четкий план действий по решению проблемы.
Будущее окружающей среды - это ваше будущее. Сегодня у каждого из вас есть возможность высказать свое мнение относительно негативных изменений в биосфере, которые возникли через хозяйственную деятельность человека.
III. Изучение нового материала
Выступления групп с сообщениями и демонстрацией плакатов
1. Загрязнение атмосферы
Выбросы промышленных предприятий и автомобильные выхлопные газы загрязняют воздух вредными веществами, например свинцом. Ежедневно от автомобилей в воздух попадает 800 тыс. т оксида Карбона (углерода), 1 тыс. т свинца. Большинство из 200 составляющих выбросов автотранспорта ядовиты как для человека, так и для организмов биосферы. В промышленных районах за сутки выпадает более 1 т пыли на 1 км территорий, а в загрязненных районах на 1 м2 - до 1 кг пыли и сажи.
Разрушение озонового слоя.
2. Образование кислотных дождей
Кислотные дожди - это следствие загрязнения воздуха. Источниками большинства газов, образующих кислотные дожди, обычно являются тепловые электростанции и заводы, а также выхлопы автомобильных двигателей. Эти газы попадают в атмосферу, где растворяются в капельках воды, образуя слабые растворы кислот, которые затем выпадают на землю с дождем. Они могут повысить кислотность влаги, содержащейся в воздухе, в тысячу раз по сравнению с нормой. Кислотные дожди вызывают гибель рыбы и наносят вред лесам.
3. Парниковый эффект
Основная часть парниковых газов образуется естественным способом. Однако в последнее время этих газов в атмосфере стало гораздо больше, поскольку во время промышленного производства люди сжигают огромное количество топлива. По мнению ученых, в связи с этим на нашей планете может произойти глобальное потепление: Земля перегреется через избыток тепла, которое парниковые газы удерживают в атмосфере. Это может привести к гибели многих организмов биосферы.
4. Проблемы больших городов
Города развиваются и растут, у них появляется все больше предприятий и автомобилей, а загрязнение и загазованность приобретают угрожающие масштабы. В некоторых крупных городах, таких как Мехико, очень трудно дышать - воздух слишком загрязнен. Такой грязный воздух, что нависло над городом, называют смогом. Качество воздуха и воды вблизи городов ухудшается, что влечет за собой гибель животных и растений. К тому же города появляются на городе природных экосистем.
5. Загрязнение гидросферы
Кислотные дожди в значительной степени нарушают естественные процессы в озерах и реках. В некоторых городах и поселках до сих пор сбрасывают в реки или море неочищенные сточные воды; иногда спускают туда и ядовитые промышленные отходы. Вследствие этого гибнет рыба и другие водные обитатели. В 50 % рек и ручьев вскоре совсем исчезнет жизнь. В некоторых местах неочищенные сточные воды сливают в реки и моря, они становятся причиной заболеваний как животных, так и людей.
Морским обитателям сильно вредят перевозки нефти в танкерах - часто нефть разливается, уничтожает все живое.
ИV. Закрепление изученного материала
Задание (работа в группах)
На обратной стороне своего плаката сформулируйте пути преодоления негативного влияния человека на биосферу.
V. Итог урока
Обсуждение результатов работы групп. Оценивания. Самооценивание.
VИ. Домашнее задание
1. Проработать параграф .
2. Нарисовать плакат «Берегите биосферу!».
3. Опережающий (отдельным ученикам). Составить сообщение о биосферные заповедники Украины, национальные природные парки, природоохранные объекты своей местности.