УРОК 28. ОХРАНА БИОСФЕРЫ
Цель: составить общее представление о природоохранные мероприятия, ознакомить с природоохранными объектами разных категорий, заповедными территориями Украины и своей местности; развивать умение аргументировать, необходимо охранять биосферу; воспитывать чувство личной ответственности за состояние окружающей среды.
Оборудование: карта «Природоохранные территории Украины», изображения пейзажей природоохранных объектов, учебники, тетради.
Основные понятия: биосфера, заповедник, заказник, национальный парк.
Тип урока: изучения и первичного усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
Вопрос
• Какие природные богатства человек использует в своей хозяйственной деятельности?
• Какие последствия для биосферы имеет хозяйственная деятельность людей?
• Можно избежать негативных последствий во время взаимодействия человека и биосферы?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
К сожалению, влияние человека на биосферу часто имеет отрицательное значение. Он может быть как преднамеренным: браконьерство, чрезмерный вылов рыбы, неконтролируемая вырубка лесов и др., так и непреднамеренным (уничтожение организмов вследствие изменения условий их жизни).
Задачи. Приведите примеры негативных последствий непреднамеренного воздействия.
Все это приводит к полному уничтожению или резкому сокращению количества животных и растений. Так, по вине человека отдельные животные вообще исчезли. Последний европейский тур - предок домашних коров был убит человеком в 1627 году. Дикий предок домашнего лошади - тарпан, водился еще в начале XIX века в степях Украины, был уничтожен в XIX веке. И таких примеров немало. Только в течение ХХ в. в мире потеряно 20 % видового разнообразия живых существ.
Пытаясь исправить свои ошибки, человек принимает меры по сохранению и охране биосферы: восстанавливает леса, разрабатывает мероприятия по экономному использованию природных богатств, внедряет экологическое образование. Важным шагом на пути восстановления природы является выделение территорий, где растения и животные сохраняются в неприкосновенности. Такие территории относятся к природно-заповедного фонда. Многие страны мира имеют свой природно-заповедный фонд. Есть такие территории и в Украине. Их назначение, особенности, функции вы узнаете сегодня на уроке.
IV. Изучение нового материала
1. Категории природно-заповедного фонда
К природно-заповедного фонда относятся природные и биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы, ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки, памятники садово-паркового искусства.
За годы независимости площадь природно-заповедного фонда Украины выросла более чем вдвое. По состоянию на ноябрь 2009 г. в его состав входят более 7200 территорий и объектов общей площадью 2,8 млн. га, что составляет более 4 % территории государства. Это, в частности, 17 природных и 4 биосферных заповедника, 19 национальных природных парков, 45 региональных ландшафтных парков,
3078 памятников природы, 2729 заказников, 616 ботанических, зоологических садов, дендропарков и парков-памятников садово-паркового искусства, 793 заповедных урочища. При этом доля природных заповедников составляет 6,4 %, биосферных заповедников - 9,1 %, а национальных парков - 23,9 %.
В природных заповедниках запрещен любой вид хозяйственной деятельности. Здесь изучают растения и животных в привычных для них условий существования.
Биосферные заповедники - природоохранные научно-исследовательские учреждения с международным статусом. В пределах биосферного заповедника выделяют несколько территорий с различной степенью хозяйственного воздействия и затем сравнивают их.
Национальные парки предназначены как для охраны природных объектов, так и для туризма и отдыха людей, их экологического образования.
В заказниках охраняют какой-то определенный компонент или участок экосистемы. Здесь можно осуществлять хозяйственную деятельность, что не угрожает природе.
Задание 2. Рассмотрите карту «Природоохранные территории Украины», укажите расположение и названия биосферных заповедников, приведите примеры природных заповедников.
2. Охрана животных и растений в биосферных заповедниках Украины Выступления учащихся с сообщениями
3. Природоохранные объекты своего региона
V. Закрепление изученного материала
Задание 3 (работа в парах)
Вам известно, что на дорогах для водителей и пешеходов устанавливают специальные знаки, которые что-то запрещают или предупреждают. Предложите собственные знаки, которые можно было бы разместить вблизи различных природоохранных территорий. Нарисуйте их в тетради. Предоставьте объяснение.
VИ. Итог урока
VII. Домашнее задание
1. Проработать параграф .
2. Записать в тетради «Правила поведения в природе».
3. Опережающий (отдельным ученикам). Составить сообщение (принести изображения) о растениях и животных своей местности, занесенных в Красную книгу Украины.