Естествознание
Уроки по природоведению
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ 6 КЛАСС - разработки уроков

УРОК 26. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ В БИОСФЕРЕ

 

Цель: актуализировать и углубить знания о биосфере; сформировать общие представления о системе классификации живых организмов; познакомить с многообразием современного органического мира биосферы; развивать умение различать организмы за царствами; воспитывать бережное отношение к природе, интерес к теме.

Оборудование: изображения различных растений и животных, видео-сюжет «Необычные растения и животные», учебники, тетради.

Основные понятия: биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера царства организмов, виды организмов.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений

Вопрос

• Что представляет собой биосфера? Кто создал учение о биосфере?

• Что составляет живое вещество биосферы?

• Какие условия ограничивают развитие живых организмов?

• Могут измениться границы биосферы? При каких условиях?

Задача 1. Докажите, что биосфера влияет на атмосферу, гидросферу и литосферу.

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Мы живем в удивительном и интересном мире. Этот мир наполнен жизнью в самых разных ее проявлениях. На земле и под землей, под водой и в воздухе - всюду нас окружают живые существа. Никто не знает точно, сколько их есть на Земле, но ученые описали около 2 миллионов различных видов. Но их может оказаться и гораздо больше. Исследователи считают, что на Земле еще не открыты и не описаны много мелких организмов. А иногда находятся и представители организмов прошлых эпох, которые, по мнению ученых, уже давно вымерли. Как сориентироваться и разобраться в этом разнообразии жизни?

 

IV. Изучение нового материала

1. Классификация организмов

Длительные исследования живых существ подвели ученых к мысли о необходимости их классификации, т.е. разделения на группы по определенным признакам. В основе современной классификации живых организмов лежит система, предложенная еще в 1758 г. шведским натуралистом Карлом Линнеем. По этой системе организмы объединяются в группы разного ранга. Объединение высокого уровня - это царства. Современные ученые выделяют пять царств живых организмов - вирусы, бактерии, грибы, растения и животные. Царства, в свою очередь, делятся на другие классификационные единицы, о которых вы подробнее узнаете на уроках биологии. Похожие по внутренней и внешней строению организмы объединяют в виды. Название вида состоит из двух слов, например: зверобой продырявленный, пион крымский, медведь белый, медведь бурый. Разные виды в природе обычно не скрещиваются.

2. Царства живой природы

Бактерии - одноклеточные микроорганизмы. Они очень мелкие, только крупнейшие из них могут вырастать до 0,5 мм в размере и быть видимыми невооруженным глазом. Бактерии - это самая распространенная группа организмов. Они есть повсюду: в почве, в воздухе, на вершинах заснеженных гор, даже в горячих источниках и очень соленых водоемах. Например, в грамме почвы содержится около 40 млн. бактериальных клеток. Большинство бактерий безвредны, но некоторые из них могут вызывать болезни.

Вирусы - тоже очень мелкие организмы. В среднем вирусы в 50 раз меньше бактерии. Их даже невозможно увидеть в оптический микроскоп. Вирусы являются внутриклеточными паразитами, поскольку они не способны существовать самостоятельно, а развиваются только внутри клеток живых организмов. Вирусы вызывают многие болезни.

Грибы - это не только всем известные шапкові гриби, но и микроскопические одноклеточные организмы, дрожжи, плесень и слизевики.

Вопрос. Вспомните, какой способ питания имеют грибы.

Грибы, в отличие от растений, не могут сами производить необходимые органические вещества.

Они питаются остатками других организмов или, как грибы-паразиты, поражающие живые организмы. Грибы распространены только на суше, но и в воде. Некоторые живут на поверхности или внутри организмов, вызывая различные заболевания, например стригущий лишай. Однако грибы могут быть и полезными для человека. Так, распространенный в медицине антибиотик пенициллин получают из целевых грибов. Дрожжи, необходимые для выпечки хлеба, - это тоже грибы.

Растения - единственные организмы, способные производить питательные вещества. Царство растений насчитывает более 500 тысяч видов. Растения можно увидеть почти во всех уголках биосферы. Они смогли приспособиться к различным условиям проживания.

Вопрос. Вспомните, какие условия жизни необходимы растениям.

Всем растениям необходим солнечный свет, вода, углекислый газ, минеральные соли.

Среди всех изученных современных организмов животные составляют примерно 75 %. Как и растения, животные приспособились к обитанию в различных частях биосферы. Однако, в отличие от растений, которым присущ преимущественно прикрепленный образ жизни, животные, как правило, двигаются. Животные (кроме отдельных одноклеточных) не способны самостоятельно создавать органические вещества.

3. Многообразие живых организмов в биосфере Выступления учащихся с сообщениями

Вопрос. Какие приспособления имеют организмы, о которых вы составили сообщение, к условиям окружающей среды?

 

V. Закрепление изученного материала

Задание 2. Назовите и запишите в тетрадь представителей живой природы своей местности. Разграничьте их за царствами живой природы.

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

1. Проработать параграф .

2. Составить кроссворд «Организмы биосферы» с ключевым словом «биосфера».

3. Объединиться в группы, подготовить материалы к дискуссии по темам «Загрязнение атмосферы», «Загрязнение гидросферы», «Парниковый эффект», «Кислотные дожди», «Проблемы больших городов». На листе бумаги А3 сделать рисунок, отражающий суть темы дискуссии.