5 КЛАСС
Тема 4. Музыка и визуальные образы
Урок 26
Тема урока. Повторение изученных песен. Музыкальная викторина
Цель урока: повторить и обобщить весь материал, который ученики усвоили, изучая данную тему; развивать у детей ладо-тональный слух и музыкальную память; воспитывать любовь к искусству.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: фортепиано, магнитофон, аудио-записи, портреты композиторов и репродукции художников.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы.
II. Распевки.
1. Пение попевки по полтона выше.
2. Упражнение на длинных звуках с целью выработки навыков цепного дыхания.
III. Повторение изученных песен.
1. Слово учителя
Давайте вспомним, какие песни мы изучили в течение нескольких уроков и кто их автор („Белая сказка” О. Янушкевича, украинская народная песня „В Черное море...”, украинская народная песня „По дубраве ветер воет” песня-веснянка „Благослови, мати“). Все они разные по тематике, но их объединяет прекрасная музыка, то ли народная, то ли авторская. Каждая песня по-своему хороша, по-своему отражает содержание текста и тесно с ним связана. То же выполним хором украинскую народную песню „В Черное море наш Днепр течет”.
- Кто хочет спеть песню „По дубраве ветер воет”?
(Вызываю к доске несколько детей).
После исполнения песен беседа за вопросами:
- Что такое лаг?
- Какие есть виды ладов?
- Чем характерен мажор?
- Какие вы знаете знаки альтерации?
- Какие средства выразительности музыки?
- Что делает точка около ноты?
- Что такое тон, полутон?
2. Повторение песни В. Шаинского „Голубой вагон”.
3. Проработка характера исполнения песни-веснянки „Благослови, мати” и выполнение ее хором.
IV. Музыкально-ритмические движения.
Песня-игра „Подоляночка”.
V. Слушание музыки можно провести в виде викторины.
На доске портреты композиторов:
1. И. Карабица.
2. М. Лысенко.
3. Т. Шевченко
репродукции картин:
1. М. Дерегус , Дума про казака-бандуриста”.
2. М. Божьей „Думы мои”.
3. К. Трутовський „Кобзарь над Днепром”.
Беседа за вопросами:
- Что общего между этими произведениями музыки и живописи?
(Образ поэта как народного певца-бандуриста).
- Какие произведения наиболее созвучны с увиденными репродукциями?
(Дети слушают отрывки названных произведений: И. Карабица „Дума”, Шевченко „Думы мои”, „Бандуристе, орле сизый”).
- Раскройте взаимосвязь музыкальных и визуальных образов.
VI. Итог урока.