5 КЛАСС
Тема 4. Музыка и визуальные образы
Урок 25
Тема урока. Точка около ноты, использование ее в упражнении. Разучивание украинской народной песни-веснянки "Благослови, мати".
Слушание музыки. С. Рахманинов. Хоровое произведение "Весенние воды"
Цель урока: закрепить с учащимися значение точки возле ноты на ритмичной вправе; развивать музыкально-ритмический слух и певческие навыки; воспитывать любовь к природе и интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: фортепиано, магнитофон, аудио-запись, портрет С. Рахманинова.
Ход урока
I. Организация класса.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы.
II. Распевки и закрепления изученного материала.
- Чем характерен состав жи - и почему он дольше, чем другие? (Потому что он выполняется на четвертній с точкой).
- А что делает точка около ноты?
(Удлиняет ноту на половину ее длительности).
- Итак,
Исполнение ритмической упражнения:
Первая группа детей поет верхнюю линейку, а вторая - четвертними нижнюю. Таким образом учащиеся хорошо усвоят, что половинная с точкой имеет три четвертных. Затем группы меняются голосами.
III. Разучивание песни начинаю беседой:
1. Беседа:
Сегодня мы с вами изучим песню-веснянку „Благослови, мати”.
- Какие признаки прихода весны?
В далекую старину считали, что весну надо звать, приглашать. Веснушки начинали петь в начале марта, по большей части девятого. В этот день дети носили печенье „жаворонки” по деревне и пели:
Ой, весна, весна, днем красна!
Что ты нам, весна, принесла?
Людям хотелось быстрее прогнать зиму с ее лютыми морозами и приблизить желанную пору - весну. Люди пели:
Благослови, мать.
Весну зазывать.
Весну зазывать.
Зиму провожать.
Сегодня мы с вами эту веснянку изучим.
2. Художественный показ песни.
3. Беседа по прослуханим произведением.
4. Разучивание песни по фразам из нотного текста с акцентированием внимания на четвертній с точкой.
- Чему равна четвертная с точкой?
(Трем восьмым).
5. Работа над протяженным кантиленним пением и чистотой интонирования фразы ІІ.
IV. Музыкально-ритмические движения.
Песня-игра „Мак” (повторение изученного в 4-м классе).
V. Слушание музыки.
Беседа.
К произведениям, в которых изображен красоту природы, обращалось и звергаеться много художников: художники, композиторы, поэты. Вспомните „Утро” Э. Ґріґа, „Весной" и „Зима” А. Вивальди. Под впечатлением красоты весенней природы русский композитор Сергей Рахманинов написал хоровое произведение „Весенние воды”. Послушайте это произведение и одновременно рассмотрите репродукцию картины „Весна, Конча-Заспа” художника Алексея Шовкуненко.
Беседа за вопросами:
- С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор изобразил эту красоту?
- Что характерно для картины художника?
- Чем воспользовался он?
- Какие цвета использовал О. Шовкуненко?
(Дети слушают произведение и характеризуют увиденное).
VI. Итог урока.