5 КЛАСС
Тема 4. Музыка и визуальные образы
Урок 27
Тема урока. Штрихи: легато, стаккато. Разучивание песни "Мама" Ю. Чічкова. Слушание музыки. Ф. Шуберт. "Аве Мария"
Цель урока: закрепить с детьми понятие „штрихи” и научить спеть попевки на различных штрихах; развивать у детей вокально-хоровые навыки и музыкально-ритмический слух; воспитывать интерес к музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, фортепиано, магнитофон, портрет Ф. Шуберта, репродукция картины С. Рафаэля „Сикстинская мадонна”.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки и объяснение нового материала.
Сейчас я вам спою упражнение, а вы обратите внимание, как я ее выполняю. Первую часть упражнения я выполнила отрывисто. Такое выполнение, при котором переход от одного звука к другому происходит дискретно, называется стаккато. На письме обозначается точкой. Что же до второй части, то она прозвучала плавно, без перерыва. Такой прием извлечения звука называется легато. На письме обозначается дугообразной чертой. В целом эти приемы в музыке называются штрихи.
- Запись упражнение в тетради с обозначением штрихи.
III. Разучивание песни стоит начать с
1. Беседы.
- Сегодня мы изучим с вами новую песню „Мама” российского композитора Юрия Чічкова. Вы знаете, что к теме материнства звергалися многие творческие люди: поэты, художники, композиторы. Они создавали образ матери как божественный символ материнства и любви.
Вы знаете, дети, что у каждого человека есть три матери: родная мать, которая вас родила, Божья Мать, которая нас охраняет от всего злого, и наша ненька - Украина, то есть Родина, в которой мы живем.
2. Художественный показ песни.
- Сейчас вы послушаете песню и определите главную мысль содержания этой песни.
3. Характеристика песни.
4. Разучиваю песню по фразам по нотным текстом, обращая внимание на размер и тональность с четырьмя бемолями, а также на встречные знаки и паузы. Добиваюсь грамотно-правильного пения с четкой дикцией.
Благослови, мать
Веснянка
Широко, протяжно
2. Зиму провожать,
Весну призывать,
Зимочку в коляске,
Лето в човночку.
V. Слушание музыки (продолжение)
1. Беседа на тему материнства.
Прекрасным образцом воплощения этой темы есть вокальное произведение австрийского композитора Франца Шуберга „Ave Maria” („Радуйся Мария"). Это - приветствие архангела Гавриила Деве Марии, который возвестил ей, что она родит сына Божьего - Иисуса Христа. А в живописи одним из лучших произведений, в котором воплощен образ материнства, считается картина Рафаэля Санти „Сикстинская мадонна”.
2. Рассмотрение репродукции картины Рафаэля Санти „Сикстинская мадонна” с одновременным слушанием Ф.Шуберта „Ave Maria”.
- В чем созвучность этих произведений?
3. Характеристика прослушанного произведения.
- Какие чувства наполняли вас, когда вы воспринимали эти произведения?
- Какими красками воспользовался С. Рафаэль?
- Какие музыкально-выразительные средства использовал Ф.Шуберт?
(Ответы учащихся).
VI. Итог урока.