Уроки по этике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Этика 6 класс разработки уроков

ТЕМА IV «БУДЕМ ГРАЖДАНАМИ»

 

УРОК 26 Как выбираем свой жизненный путь

 

Тема. Как выбираем свой жизненный путь

Цель: дать определение ключевых понятий урока; выявить связь между свободой человека и его нравственностью; выяснить, что означает самореализоваться.

Оборудование: учебник; рабочая тетрадь; отрывки из произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Добролюбова; аудиозаписи песни «Я свободен» (В. Кипелов), «Симфонии № 5» Л. Бетховена (тема судьбы).

Эпиграф: «Нет человека, который не любил бы свободу; но справедливый требует ее для всех, несправедливый - только для себя» (Л. Берне, немецкий публицист и критик конца XVIII - начала XIX века).

Высказывания: «Свободные установки тогда хороши, когда они есть у людей, которые себя уважают, а следовательно, уважающих и долг свой, долг гражданина» (Ф. Достоевский).

«Свобода есть право делать все, что разрешено законом» (Ш. Монтескье).

«Только то общество, в котором народ пользуется общей властью, является настоящим вместилищем свободы» (Цицерон).

«Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности» (Ш. Монтескье).

Ключевые понятия:свобода; свобода воли; свобода действий; свобода творчества.

Тип урока: интегрированный.

Структура урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

2. Актуализация опорных знаний.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

II. Основная часть.

1. Как связаны свобода человека и его нравственность.

2. Что такое свобода воли, действий и творчества.

3. Что значит самореализоваться.

III. Заключительная часть.

Выводы.

IV. Домашнее задание.

Ход урока

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Поздравления.

Учитель. Здравствуйте, дети. На предыдущем уроке мы начали новую большую тему - «Будем гражданами». Кого мы называем гражданином. Что такое гражданственность, демократия. Кто является высшей ценностью демократического общества. Что мы понимаем под гражданским обществом, гуманистической моралью? (Ответы детей.)

2. Актуализация опорных знаний.

Проверка письменного домашнего задания по теме

«Которой является мораль демократического гражданского общества».

1-2. Или соглашаешься с утверждениями?

Нормы и правила, регулирующие поведение людей в гражданском обществе, называют гуманистической моралью. (Вариант А. Так.)

Гуманистическая мораль отрицает общечеловеческие ценности. (Вариант Б. Нет.)

3-4. Впиши в клеточки понятия, о которых идет речь.

Так называют человека, который согласовывает свои интересы с интересами общества, служит Родине. (Гражданин.)

Одна из древнейших форм организации общественной жизни, известная как народовластие. (Демократия.)

5. Дополни утверждения.

Общественные организации - это. (добровольные объединения граждан (ассоциации, движения, лиги, союзы), которые без вмешательства государственных учреждений решают важные вопросы общественной жизни).

6. Допиши предложение.

В демократическом государстве все граждане. (свободные и равноправные. Наивысшей ценностью в таком обществе считается человек, гражданин).

7-8. Подбери к началу пословиц вторую часть, вписав в ячейки соответствующие номера.

(Община скажет, то и господин не поможет.

Пусть будет, как скажут люди.)

9-10. Прокомментируй басню древнегреческого баснописца Эзопа представленными вопросами.

Какой из украинских пословиц воплощает ту самую мысль, что и басня Эзопа? (Дружеский стаде волк не страшен.)

Сформулируй по байкой моральную установку. (Если в согласии жить - никто не одолеет, а если ссориться да все врозь - любой легко погубит.)

Соответствует ли эта установка принципам гуманистической морали? Почему? (Да, отвечает, поскольку гуманистическая мораль - нравственные нормы, проникнуты заботой о благе человека, уважением к ее достоинству, человечностью. А где уважение к другому человеку, там и дружба, сплоченность, этические отношения.)

11-12. Обоснуй или спростуй крылатое выражение: «Кто прежде всего не стал человеком, тот плохой гражданин».

(Индивидуальная ответ ученика.)

3. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. О чем говорится в пословице: «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»? (Ответы детей.)

Сталкивались ли вы с ситуацией, когда можно выбрать, но выбор сделать очень трудно? Это может касаться и выбора кстати, и выбора кровати в лагере (когда вы приехали раньше других). И выбора друзей, и выбора, как следует поступить в той или той ситуации.

Прочитайте на странице 150 учебника притчу, рассказанную французским философом Буріданом. Чему она учит? (Ответы детей.)

Посмотрите на репродукцию картины В. Васнецова «Витязь на распутье». Или сложная ситуация, в которой оказался витязь? Чем, по вашему мнению, должен руководствоваться витязь, выбирая свой путь? (Ответы детей.)

Учитель. Вспомните, в 5 классе у нас был урок по теме «Как различают добро и зло». Тогда мы говорили о том, что в жизни (как и в сказке) мы всегда выбираем, каким путем идти, что делать, и наш выбор характеризует нас самих. Когда в мифах Древней Греции юноша Парис, сын царя Трои, сделал выбор, кому из трех богинь - Гере, Афине или Афродите - отдать золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Гера обещала ему богатство, Афина - славу непобедимого воина, а Афродита - любовь самой прекрасной женщины на земле. Парис выбрал любовь.

В стране Лукоморье на нас тогда ждало распутье: три дороги - три выборы, один из которых вам нужно было сделать.

«По правой дороге пойдешь - богатым станешь.

По левой дороге пойдешь - силу богатырскую получишь.

Прямо пойдешь - люди тебя уважать будут». Вы тогда выбрали дорогу прямо. А как вы сейчас думаете? Правильным ли был ваш выбор? (Ответы детей.)

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Учитель. Тема нашего урока звучит так: «Как выбираем жизненный путь». Сегодня мы поговорим о том, как связаны свобода человека и его нравственность; что понимают под свободой воли, действий, творчества; что означает самореализоваться. Мы познакомимся с понятиями «свобода», «свобода воли»; «свобода действий»; «свобода творчества».

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Как связаны свобода человека и его нравственность.

Учитель. Прочитайте высказывания на доске. Как вы их понимаете? Как вы понимаете слова Ф. Достоевского: «Нет заботы безперервнішої и боліснішої для человека, как, оставшись свободным, скорее найти того, кому поклоняться!»? Означает ли это, что человеку легче выполнять чью-то волю, чем делать свободный выбор и отвечать за свои действия? (Ответы детей.)

Интерактивная игра «Микрофон».

Учитель задает учащимся вопрос: «Как вы понимаете слово „свобода”»? Ученики отвечают по очереди, используя импровизированный микрофон (карандаш, ручку и т.п.).

Звучит песня «Я свободен».

Учитель. Свобода является важным понятием в человеческой жизни. Ее часто понимают как возможность вести себя по своему усмотрению, действовать без помех и запретов. Но когда человека можно считать свободным? Тогда, когда она может делать все, что заблагорассудится? Или тогда, когда она ни от кого не зависит?

Когда человека сажают в тюрьму, судья провозглашает приговор: «Столько-то лет лишения свободы». Это лишение свободы и является тягчайшим наказанием для личности.

Работа с учебником.

Прочитайте «Миф про царя Мидаса» (с. 145-146). Найдите в тексте определение слова «свобода».

Свобода - 1. Возможность самостоятельно выбирать жизненные цели, ориентиры, способы действия, поступки. 2. Способность действовать согласно собственных интересов и целей, принимать решения и воплощать их в жизнь.

• Что означает быть свободным?

• Существует ли абсолютная свобода?

• Каковы же пределы свободы, чем они определяются?

• Что предусматривает возможность пользоваться правами? Какие права и свободы вы знаете? (Ответы детей.)

Календарь правовых дат

2001-2010 гг. - Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.

1 июня - Международный день защиты детей.

4 июня - Международный день детей - жертв агрессии.

20 ноября - Всемирный день прав ребенка.

10 декабря - День прав человека.

28 июня - День Конституции Украины.

И. Крылов

Кошка и соловей

(перевод А. Присяжнюк)

Поймала Кошка Соловья,

В беднягу когти запустила

И, ласково так его здавивши, говорила:

- Душа моя! Соловеня!

Я слышу, что тебя везде за песни славят

И с лучшими певцами рядом ставят.

Мовляла Лисонька-кума:

- Твой голос странный, волшебный; как запоет -

Тронет так, аж сердце терзает -

Все пастухи и пастушки без ума.

Хотела бы я сама убедиться

В твоем хисті.

Не будь, мой друг, упрям, ну, чего тремтиш?

Не бойся: тебя я совсем не предпочитаю съесть.

Лишь спой мне: тебе я волю дам -

И отпущу вновь тьохкати рощами и лесами.

В охоте до песен - тебе не поступаю:

И часто муркаю себе, как засыпаю.

Между тем сердешный Соловей мой

У нее в когтях был едва жив.

- Да что такое? - ведет опять Кошка, -

Ну, дружище, спой хоть немножко. -

Певун наш не пел, а только пищал. -

И этим писком в лесах ты славу брал? -

С насмешкой спросила:

- Где же голос, о котором прослава,

Языков чистый, срібляний?

Такой-то писк мне и в котят скучный.

Нет, вижу, что ты в пении совсем совсем не хорош:

Ни начала, ни конца.

Посмотрим, на зубах который ты будешь исправное! -

И съела бедного певца - до крышки.

- Шепнут в ушки мнению в порядок мою?

Плохие песни Соловью в когтях Кошки.

Учитель. Откуда же происходят принуждение или необходимость? Несмотря на все споры вокруг сущности понятия «свобода» очевидно, что абсолютной свободы не существует. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет.

Свобода выбора основывается на моральных ценностях. Чаще всего мы делаем выбор между добром и злом.

Работа с учебником.

Выполните задание 3 (с. 146). Прочитайте текст.

Как в приведенном примере из книги Симона Соловейчика «Учение с увлечением» оказывается свобода выбора?

Что бы вы выбрали в этом случае - родительское наказание или страх за необходимости прятать дневник? (Ответы детей.)

Учитель. В одной древней молитве говорится: «Боже! Дай мне силы изменить в моей жизни то, что я могу изменить, дай мне мужество принять то, что изменить не в моей власти, и дай мне мудрость отличить одно от другого». Как вы понимаете эти слова? (Рассуждения детей.) Послушайте легенду.

Н. Киселева

Гладиолусы

Однажды верных друзей, которых захватили в плен, заставили сражаться друг с другом. Наградой для победителя была свобода. Но друзья отказались драться и воткнули свои мечи в землю. За это их казнили на смерть. Но как только тела поверженных коснулись земли, из их мечей расцвели гладиолусы. С тех пор эти цветы считаются символом дружбы, верности, памяти и благородства.

Учитель. Каким был выбор друзей? Почему, по легенде, с их мечей выросли гладиолусы? Дома вы выполните тест на страницах 146-147 учебника, который поможет вам понять, насколько вы способны сделать моральный выбор, и прочитаете миф про царя Мидаса.

2. Что такое свобода воли, действий и творчества.

Звучит «Симфония № 5» Л. Бетховена, тема судьбы.

Учитель. На что же именно в нашей жизни мы имеем возможность влиять? Достаточно ли отпущенной нам свободы действий для того, чтобы менять свою жизнь и судьбу?

Человек начинает поиск своего пути из вопросов: «В чем смысл моей жизни? Для чего я живу?». Подобные вопросы возникают у нас для того, чтобы, сосредоточившись на них, мы смогли определить, ради какой цели нам действительно стоит существовать.

Вы слушали гениальную музыку немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Это «Симфония № 5». Начинается она с темы судьбы. Сам Бетховен писал о ней: «Так судьба стучится в дверь». На уроках музыкального искусства вам рассказывали о судьбе Бетховена и об этом произведении. Что вы помните об эту симфонию? (Дети рассказывают о том, что Л. Бетховен начал глохнуть в 29 лет, хотел даже уйти из жизни, написав «Гейлігенштадтський завещание». Но отбросил мысль о самоубийстве, выкрикнув: «Судьба! Я схвачу тебя за горло, тебе не удастся согнуть меня!» И композитор писал музыку, даже будучи глухим, писал внутренним слухом. И какую музыку! В «Симфонии № 5» человек побеждает судьбу так же, как Бетховен не покорился своей болезни и своей судьбы.)

Есть такое понятие «фатализм». В словаре украинского языка представлено такое определение: «Фатализм - вера в якобы заранее предопределенную, неотвратимую судьбу, в фатум». Конечно, это не так. Человек может изменить многое в своей жизни, нужно только желание, стремление, упорство. Послушайте басню Эзопа.

Один богатый афинянин вместе с другими плыл морем. Поднялась страшная буря, и корабль перевернулся. Все поплыли, и только афинянин без конца взывал к афине, обещая ей бесчисленные жертвы за свое спасение. Тогда один из товарищей по несчастью, проплывая мимо, сказал ему: «Афине молись, да и сам шевелись».

Как вы понимаете эту байку? (Ответы детей.) Если человек способен на что-то влиять в своей жизни, то оно протекает целенаправленно и осмысленно; если у нее нет свободы воли, то такой человек отличается от животного лишь тем, что осознает сам факт своего существования, тогда как животное не в состоянии осмыслить даже это.

На страницах 147-148 прочитайте текст «Что такое свобода воли, действия и творчества».

Свобода воли - возможность самостоятельно определять свои цели, намерения, образ действий, руководствуясь моральными предписаниями и ценностями.

Свобода действий - возможность действовать без запретов в какой-либо сфере.

Свобода творчества - право человека воплощать мечты и замыслы, создавая что-то новое, оригинальное, такое, чего раньше не было.

3. Что значит самореализоваться.

Работа с учебником.

Прочитайте на страницах 149-150 текст «Что значит реализовать себя». Дайте ответ на этот вопрос.

Реализовать себя - значит сделать реальностью, всесторонне развить все свои способности и возможности достичь успеха.

Каким человеком нужно быть для того, чтобы самореализоваться? (Настойчивой, трудолюбивой, активной, такой, что не пасует перед обстоятельствами, сильной.)

В 5 классе у нас был урок по теме «Что значит быть счастливым?». На этом уроке мы говорили о том, что быть или не быть счастливым - это решает сам человек. Помните об этом.

Задание «Письмо далекому себе».

Детям предлагается написать письмо, которое откроет каждый из них, когда закончит школу. Содержание письма: увлечения, интересы, описание себя в настоящем и будущем, цель жизни в настоящем.

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Выводы.

• Что такое свобода? В чем она проявляется? (Принимать решения в соответствии со своими желаниями; быть счастливым; быть независимым от обстоятельств и внешних факторов.)

• Что мы понимаем под свободой воли, действий, творчества? (Ответы детей.)

IV. Домашнее задание.

Прочитать параграф учебника (с. 144-150).

Выполнить тест на с. 146 (задача 4).

Выполнить задания по теме в рабочей тетради (с. 61-63).