География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ. 6 КЛАСС.
РАЗРАБОТКИ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

РАЗДЕЛ III

Географическая оболочка и ее составляющие

 

Тема 1. Литосфера

 

Урок 24. Внутренние процессы

 

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о литосферу путем изучения видов движения земной коры; раскрыть причины движения литосферных плит и выяснить последствия этих движений; по карте найти районы вулканической деятельности и распространение землетрясений; учить работать с картой литосферных плит; сформировать идею о том, что земная кора постоянно развивается.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: атласы, физическая карта полушарий, учебник, словарь, таблица «Землетрясения», контурные карты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний, умений, навыков

1. Игра «Кто быстрее»

Задачи. Каждый ряд получает лист с одинаковыми вопросами. Ученик отвечает только на один вопрос. Ответ записывает

на листе, указывает свою фамилию и передает своему соседу. Побеждает тот ряд, который быстрее ответит на все вопросы. Проверка учителем с комментарием ответов.

1) Назовите основные составляющие внутреннего строения Земли.

2) Из каких слоев состоит земная кора?

3) Каким образом определяют относительный возраст горных пород?

4) Чем минералы отличаются от горной породы?

5) На какие группы по происхождению делятся минералы?

6) Как образуются обломочные горные породы?

7) Где используются топливные полезные ископаемые?

8) Что такое астеносфера?

9) Как сказывается на физических картах бурый уголь?

10) Что такое литосфера?

11) Назовите три вида магматических пород.

12) Название древнейшего материка.

2. Что лишнее? (Ответ аргументируйте)

1) ядро

мантия

литосфера

земная кора торф

астеносфера

2) уголь

Алмаз

Нефть

природный газ

3) железные руды

ртуть

марганцевые руды

титановые руды

мрамор

4) вода

сера

соль

полевой шпат

золото

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Многие явления природы могут казаться необычными и загадочными: с вершины горы вырываются облака черного дыма и столбы огня, выбрасывается раскаленные камни; из-под земли бьет фонтан воды с температурой около 100 °С; земля вдруг приходит в движение, разрушает все то, что находится на поверхности. Однако эти и другие природные явления имеют объяснение - надо изучить процессы, которые происходят внутри Земли. Сегодня на уроке мы с вами начнем изучать внутренние процессы, которые влияют на изменение земной поверхности.

 

ИV. Изучение нового материала

Высокие температуры внутренних частей Земли и огромное давление является причиной таких явлений, как движения литосферы и магматизм.

Беседа

• Что такое литосфера?

• Как называются крупные блоки литосферы? Приведите примеры литосферных плит.

• Какая разница между материковой и океанической литосферными плитами?

 

 

Литосферные плиты сковзаються по слою мантии со скоростью 1-6 см в год. Литосферные плиты могут двигаться навстречу друг другу или расходиться. Эти движения определяют только с помощью приборов.

Литосферные плиты осуществляют медленные горизонтальные движения. Если они движутся навстречу, то в случае столкновения края зминаються и образуются горы. Так возникли Карпаты, Гималаи, Анды. Такие горизонтальные движения литосферных плит называются складкоутворенням (работа с рисунком учебника).

Если плиты раздвигаются, то образуются разломы. Больше всего их возникает на дне океанов, где земная кора тоньше (работа с рисунком учебника). Места разрывов на дне океана, где образуются новые участки земной коры, называют срединно-океаническими хребтами (показ на карте).

Могут сталкиваться материковая и океаническая литосферные плиты. Океаническая погружается под материковую. Возникают горы, а вдоль побережья - глубоководные впадины.

Отдельные участки могут медленно подниматься и опускаться по вертикали. Медленные вертикальные колебания происходят, например, в Скандинавии, территория Нидерландов (Северного моря) опускается до 3 мм в год.

В случае разрыва пластов горных пород одни участки опускаются, другие поднимаются, возникают сбросы. Если сбросы проходят вдоль участка, которая поднимается, образуется горст. Если между двумя разломами местность опускается, образуется грабен (Байкал, Черное море).

Иногда происходят внезапные быстрые катастрофические движения - землетрясения. Это одно из самых грозных явлений природы.

«В 6 часов 20 минут Земля вздрогнула, ее первая судорога длилась почти десять секунд, треск и скрип оконных рам, дверных колод, звон стекол, грохот падающих лестниц разбудили спящих: люди вскочили, ощущая всем телом эти подземные толчки... В темноте все качалось, падало, с треском проваливаясь в какие-то пропасти, вдруг открылись. Земля глухо гудела, стонала, горбился под ногами и волновалась, образуя глубокие трещины. Вздрагивая и пошатываясь, здания наклонялись, по их белым стенам, как молнии, зміїлися трещины, и стены рассыпались, заваливая узкие улицы и людей среди них тяжелыми грудами острых кусков камня.»

(О. М. Горький -

землетрясение в итальянском городе Мессина 28.12.1908 г.)

Катастрофические землетрясения бывают редко - в среднем один раз в год; крупных землетрясений (некатастрофічних) бывает ежегодно до десяти, разрушительных толчков до 100, сотрясений, вызывающих повреждения каменных построек - до 1000.

Работа с учебником. Выяснить причины землетрясений.

Один из катастрофических землетрясений произошел в 1960 г. в Чили. Были разрушены города, дороги, аэродромы. Катастрофическое землетрясение был в 1989 г. в Армении.

В Таджикистане сейсмографы ежегодно записывают до тысячи землетрясений. Продолжительность каждого толчка во время землетрясения исчисляется секундами. Но иногда толчки продолжаются с некоторыми перерывами много дней, месяцев и даже лет. Так, землетрясение в г. Верному (сейчас Алматы), который начался 28.05.1887 г., длился около трех лет, и за это время наблюдалось несколько сотен подземных толчков.

Беседа

• Что такое сейсмограф?

• Что называется литосферными плитами?

• Как движутся литосферные плиты?

В Украине землетрясения силой до 6-7 баллов возможны в Карпатах и Крымских горах.

Землетрясения чаще всего зарождаются в зоне столкновения литосферных плит в период складкоутворення (работа с таблицей «Землетрясения», рисунками учебника).

Работа со словарем. Место на глубине, где разрываются и смещаются породы, называется гипоцентром землетрясения. Он может находиться на разной глубине. Место на Земле, которое находится над ячейкой, называется эпицентром землетрясения.

Наибольшие разрушения - в эпицентре. За землетрясениями наблюдают более 500 сейсмических станций. Все данные сейсмические станции передают в специально созданы научные центры, а там изучают эпицентры землетрясений.

Создан специальный атлас землетрясений, в нем обозначены районы и силу землетрясений. На сейсмических станциях ученые исследуют землетрясения и ищут способы их предсказания. Высокочувствительные приборы этих станций - сейсмографы - фиксируют малейшие колебания земной коры. На сегодня удалось выявить около 70 видов животных, которые чувствуют приближение землетрясений и выразительно реагируют. По их поведению можно предсказать приближение землетрясения.

Работа с учебником

А что бывает в результате землетрясений в океанах?

Для оценки силы землетрясений пользуются шкале Рихтера.

 

V. Закрепление новых знаний, умений, навыков

1. Почему литосферные плиты движутся?

2. На карте показать возможные районы возникновения землетрясений.

3. Дополнить схему и объяснить ее.

 

 

4. Нанести на контурную карту литосферные плиты.

 

VИ. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

• Проработать соответствующий параграф в учебнике.

• Доделать контурную карту.