Раздел II. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ
Тема 1. Водоросли
УРОК 26
Тема. Общая характеристика
водорослей. Лабораторная работа №11. Строение водоросли
Цель. Сформировать у учащихся знания о
водоросли как простейшие растительные организмы, особенности их строения и
процессы жизнедеятельности.
Основные понятия и термины:
водоросли, слоевище, талом, дочерняя клетка, материнская, половое и неполовое
размножение, гамета, зигота, оплодотворение, одноклеточные, колониальные и
многоклеточные водоросли, отделы: Зеленые, Красные, Бурые, Диатомовые.
Оборудование: таблица “Водоросли”,
постоянные препараты водорослей, микроскоп, предметные и покровные стекла, вода,
спиртовой раствор йода, пинцет, пипетка.
Методы и методические приемы: словесные
(беседа (контрольно-оценочная), рассказ с элементами беседы); наглядные
(демонстрация оборудования); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая
беседа, создание и решение проблемных ситуаций), самостоятельная работа с
учебником; практические (выполнение лабораторной работы).
Тип урока: усвоение новых знаний.
Структура урока
|
Этапы урока
|
Время, мин.
|
1.
|
Организационный момент.
|
2
|
2.
|
Сообщение темы, цели и задач
урока. Мотивация учебной деятельности.
|
3
|
3.
|
Восприятие и первичное осмысление нового
материала.
|
20
|
4.
|
Обобщение и систематизация изученного.
|
15
|
5.
|
Итоги урока, аргументация
оценок.
|
3
|
6.
|
Домашнее задание.
|
2
|
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы, цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Рассказ. Видели ли вы когда-нибудь
зеленый или красный снег? Однако такое явление, хоть и редко, действительно бывает в
природе.
Вот, например, какая история произошла
прошлого века с экипажем одного корабля. Было это ранней весной в
Гренландском море.
Справа от курса корабля, в
ущелье между прибрежными скалами, лежал ярко-красный снег. Полоса
“кровавого” снега простиралась на несколько десятков метров.
Шлюпка с матросами отчалила от
корабля, и через десять минуты матросы уже ступили на берег. Да, снег действительно
был красный. Красный, как кровь. Но, конечно, ничем иным, кроме цвета, этот
снег на кровь не был похож. Как выяснилось, это был обычный снег, но покрыт
сверху каким-то тонким налетом ярко-красного цвета.
Позже ученые выяснили, что на снегу
поселяется одноклеточная водоросль - первопухирник. Эта невидимая глазом растение не
боится холода, размножается очень быстро. Цвет водоросли - красный. Как
только ветер принесет снег споры первопухирника, они прорастут, и через
несколько часов этот снег покраснеет: первопухирник укроет всю его поверхность.
Наблюдают в природе и „зеленый”
снег. Впервые было описано это необычное явление около ста лет назад. Было
выявлено его в горах на острове Шпицберген в Северном Ледовитом океане.
Позже находили такой снег и в горах Европы. Ученые выяснили, что в зеленом
„цветении” снега принимают участие тридцать разных очень мелких водорослей.
Водоросли мы употребляем в пищу - они есть
ценным источником йода и микроэлементов. Из водорослей получают вещество, которое
используется в кондитерской промышленности для изготовления мармелада
(агар-агар). Из них добывают лекарства, а также кормят скот и используют как
удобрение.
Водоросли обнаружены даже в залежах
некоторых полезных ископаемых и поднято из скважин значительной глубины. Действительно,
водоросли встречаются везде. Повсюду их можно увидеть и на суше. Это
могут быть зеленые налеты на деревянных, каменных или кирпичных домах,
разноцветные пятна на открытом грунте после длительных дождей...
Водоросли очень быстро заселяют голые
участки суши. Весной происходит “цветение” вспаханной почвы. Это “цветут”
водоросли. Больше всего они любят дерново-подзолистые почвы. Количество
водорослей здесь может достичь 19 миллионов на один квадратный метр.
Благодаря фотосинтеза водоросли образуют
кислород и поддерживают его уровень в атмосфере. Вспомните, какую часть планеты
занимает Мировой океан. Населяя преимущественно водоемы и учитывая размеры
Мирового океана, можно утверждать: как минимум половину всего кислорода на
планете выделяют водоросли, и их вклад в этот процесс значительно больший, чем
наземных лесов.
Как видим, водоросли сопровождают
нас в очень многих сферах жизни. Они имеют чрезвычайное значение как компоненты
экосистем. С сегодняшнего урока мы начнем ближе знакомиться с этими интересными
растениями.
План
1. Общая характеристика
водорослей.
2. Выполнение лабораторной работы
№11.
3. Восприятие и первичное осмысление
нового материала.
Общая характеристика водорослей
Рассказ с элементами беседы.
Вода - колыбель водорослей. Нижняя граница
распространение их в морях и океанах достигает для зеленых и бурых водорослей ста
метров, а для красных - до двухсот. Диатомовые водоросли встречаются даже на
глубине 350 метров, где они покрывают дно. В воде многих соленых озер
наблюдаются одноклеточные водоросли из рода Дуналієла. Интересно, что они имеют
красный цвет, хоть и относятся к классу Зеленые водоросли отдела
Диатомовые. Красного цвета им оказывает значительное накопление каротина, который является
исходным веществом для образования витамина А. В древности к столу царской семьи
подавали розовую соль. Было отмечено ее положительное влияние на состояние здоровья
человека. Когда-то такую соль добывали в озере Розовое на юге Российской
империи. Причиной окраски соли в розовый цвет водоросль дуналієла. Не
менее интересная водоросль каулерпа, что часто случается в морях. Она имеет вид
кустика: стебель-слоевище, ризоїди и пластинки, которые напоминают перистые листья.
Достигает каулерпа полуметра длиной. Но все растение - это одна громадная
клетка с большим количеством ядер. Малейшее ранение каулерпу приводит к
утечки ее содержимого в воду.
Водоросли - сборная группа низших
растений. Большинство из них живут в воде. Вспомните: летом, когда купаетесь в
озере или реке, вы всегда видите какие-то растения, которые растут в воде. Как вы
думаете, это водоросли или нет? В результате обсуждения этого вопроса учащиеся
сначала утверждают, что те растения, которые они наблюдают, и водоросли, потому
растут в воде, как и идет речь в термине “водоросли”. Далее следует заострить внимание
учеников, что все растения, которые они могли видит, имели стебель, листья, корни. А
водоросли не имеют расчлененных органов, их тело называется слоевище или
талом. Итак, вы видели не водоросли, а покрытосеменные растения, которые
приспособились к жизни в воде.
Водоросли - это небольшая по количеству
видов (40 тыс.) самая древняя группа низших растений. Характерной особенностью группы является то,
что тело не расчленено на вегетативные органы, а представлено таломом. У них
отсутствуют настоящие ткани. В водорослях наблюдается переход от
одноклітинності к багатоклітинності, что является прогрессивным признаком в эволюции
зеленых растений. Общим признаком для всех водорослей является наличие пигментов,
которые обеспечивают автотрофний тип питания. Клетки водорослей равно-
многоядерные. Есть среди них подвижные и неподвижные, одноклеточные, колониальные и
многоклеточные организмы.
По условиям существования их можно
разделить на две группы: водоросли, живущие в воде, и водоросли, живущих вне
ней.
Водоросли размножаются нестатевим и
половым путями. Вспомните, что это за способы размножения.
Простой способ нестатевого
размножение - деление клетки пополам. При этом из одной материнской клетки
образуются две дочерние. Такое размножение относят к вегетативному. Неполовое
размножение обеспечивает более-менее постоянную численность одноклеточных водорослей,
несмотря на тот факт, что водорослями питается много животных. Однако такое
размножение имеет и недостатки - каждое следующее поколение по своим признакам не
отличается от предыдущего, поэтому оно менее приспособлено к изменениям условий
окружающей среды.
Значительно увеличивает возможность
приспособиться к условиям среды способность водорослей к половому
размножения. При этом сочетаются признаки родительских организмов, и водоросли
получают возможность лучше приспособиться к условиям среды, которые изменяются.
Во время полового размножения образуются специальные половые клетки - гаметы.
Они попарно сливаются, образуя зиготу. Слияния гамет называется
оплодотворением. Из зиготы формируется новый организм.
Водоросли разделяют на девять
отделов, которые различаются в основном по цвету. Самые известные из них - Зеленые,
Бурые, Диатомовые и Красные.
Водоросли, как и растения вузы
суши, является источником органических веществ в водоемах.
А сейчас мы детально ознакомимся с
строением водорослей на примере одноклеточного водоросли и многоячеечной, которые
принадлежат к отделу Зеленые водоросли.
Лабораторная работа № 11
Тема. Строение водоросли.
Цель. Ознакомиться со строением клетки
водорослей на примере одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей.
Оборудование и материалы: живые или постоянные мікропрепарати (хламідомонада,
хлорелла, протокок, спирогира, улотрикс), микроскоп, препарувальний набор,
предметные и покровные стекла, вода, пипетка, фильтровальная бумага, йод,
таблицы, учебник.
Ход работы
1. Подготовьте микроскоп к работе.
2. Рассмотрите невооруженным глазом
хламідомонаду в пробирке и мікропрепарат спирогиры (или другие по выбору
учителя).
3. Приготовьте самостоятельно
мікропрепарат хламідомонади.
4. Рассмотрите изготовлен
мікропрепарат хламідомонади и постоянный мікропрепарат спирогиры с помощью
микроскопа при увеличении в 300 раз. Найдите в клетках оболочку (1), ядро
(2), хлоропласт (3). Жгутики - в хламідомонади.
5. Сравните строение и хламідомонади
спирогиры. Результаты оформите в виде таблицы.
Сравнительная характеристика
хламідомонади и спирогиры
Вопросы для сравнения
|
Хламідомонада
|
Спирогира
|
1. Видно отдельные части
невооруженным глазом или нет?
|
|
|
2. Организм одноклеточный или
многоклеточный?
|
|
|
3. Какая форма хлоропласта?
|
|
|
4. Ядро свободно размещается в
цитоплазме или его поддерживают тяжи?
|
|
|
5. Заметны органеллы?
|
|
|
6. Чье жгутики?
|
|
|
6. Используя учебник,
нарисуйте строение хламідомонади и спирогиры. Подпишите части и органеллы
клеток на рисунке.
По результатам работы сделайте
выводы, в которых укажите особенности строения водорослей.
4. Обобщение и систематизация
изученного.
Контрольно-оценочная беседа.
Что такое водоросли? Почему их относят
к группе низших растений? Как называют тело водоросли? Где могут обитать
водоросли? Какие способы размножения им присущи? Какие недостатки вегетативного размножения?
В чем позитив полового размножения? Какой способ питания характерен для
большинства водорослей? За счет чего является возможным автотрофне питания? На
сколько отделов разделяют водоросли? Какие из них являются наиболее распространенными?
5. Итоги урока, аргументация
оценок.
6. Домашнее задание. Проработать
соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после
параграфа.