4.2. Характеристика методов обучения
К основным методам обучения родному языку относятся: устное изложение учителем
материала, беседа, наблюдения учащихся над языком, работа с учебником, метод
упражнений, программируемое обучение, компьютеризированное обучение.
Метод устного изложения учителем
материала (рассказ-объяснение).
Основное назначение этого метода - представить учащимся учебную информацию и
обеспечить восприятие, осмысление, запоминание. Форма подачи
информации может быть различной:
1)
рассказ объяснение:
2)
школьная лекция;
3)
разъяснение задачи самостоятельной работы;
4)
сообщение дополнительных сведений;
5)
инструкция к выполнению заданий.
В структуре метода устного изложения используются приемы и средства, которые
активизируют восприятие и усвоение материала учениками, в частности наглядность
(таблицы, схемы, рисунки, картины), технические средства (епідіаскоп, кодоскоп,
магнитофон, компьютер).
Характер организации материала во время устного изложения учителя может быть
описательно-повествовательным и проблемным.
Описательно-повествовательным изложением учитель пользуется, характеризуя языковые явления,
процессы.
Во время объяснения новой темы учитель должен ознакомить учащихся с новыми словами,
понятиями, терминами. Рассказ учителя должен быть точным и логически последовательная,
безупречная с языковой стороны. Изложение по темпу речи следует вести так, чтобы ученики
имели возможность следить за изложением мыслей учителя, вдумываться в них и осознавать
их смысл.
Над овладением мастерством рассказа учителю нужно работать упорно
и непрестанно. К.Ушинський подчеркивал, что мастерство школьной рассказы -
это редкое дарование, поэтому учителю надо много работать, чтобы выработать в
себе мастерство вполне педагогического рассказа, которая бы имела связный изложение.
Связный изложение учителя - это не сплошной монолог. В связный изложение необходимо
вплетать элементы беседы, наглядность, технические средства обучения, соблюдая
принципов обучения, законов логики.
Изложение нового материала начинается с определения темы, цели, задач, этапов
урока. После каждого из этапов необходимо делать предварительные выводы. Сначала
целесообразно подбирать для анализа более легкие, более простые примеры, а затем постепенно
переходить к сложным. Сложные правила хорошо запоминаются, если учитель
использует модели, таблицы, записывает то или иное правило на доске. Основные
положения теоретического материала учащиеся конспектируют самостоятельно или под диктовку
учителя.
Обязательным требованием всех форм устной передачи знаний является четкая логика изложения,
доказательность. Во время рассказа языковые факты и явления характеризуются как система
взаимосвязанных элементов, выясняются их связи с родственными явлениями.
Учитель разъясняет учащимся, какую роль играет языковое явление в соответствующей языковой
системе. Во время объяснения создает проблемные ситуации.
Особенность проблемного изложения заключается в том, что учитель ставит проблему,
чаще сам ее решает, но при этом показывает, как надо анализировать материал,
искать доказательства, логично развивать их, использовать все аргументы, что ведут
до правильных выводов. Содержание учебного материала по языку полностью обеспечивает
реализацию такого изложения. При изучении теоретического материала для постановки и
решения проблемы используются внутри-предметные связи, когда известны
факты и явления берутся как основа для знакомства с новыми, используются
аналогии, функциональные и стилистические возможности отдельных морфологических и
синтаксических единиц, сопоставление фактов в языках народов т.п.
Проблемное изложение может быть двух видов. В первом случае учитель, создав
проблемную ситуацию, сам развернуто трактует все звенья ее решения. Ученики,
следя за аргументами учителя, вникают в суть решения проблемы. Во втором
случае учитель привлекает к участию в решении проблемы самих учеников, давая им
фактический материал для анализа, предлагая сделать самостоятельные выводы.
Метод беседы. Суть этого метода заключается в том, что содержание обучаемому материала
раскрывается в ответах учащихся на поставленные учителем вопросы. Система
вопросов должна быть четкая, содержательная, отражать логику и последовательность
материала. Назначение вопросов в процессе беседы разное: они могут
актуализировать материал, быть направленными на установление новых связей между
языковыми фактами, на раскрытие причинно-следственных зависимостей, могут
помогать выделять существенные признаки языковых фактов и процессов, способствовать формированию
понятий. Учебную результативность беседы обеспечивает не только система вопросов,
а и анализ фактов, дидактического материала, специально подобранного учителем,
умение учащихся делать выводы, систематизировать их.
Активность учащихся, их познавательная деятельность в процессе беседы опираются на
уже ранее известные факты, явления, на языковую практику (использование преемственности,
актуализацию знаний), на вопрос учителя как стимул продуктивного мышления, на
мыслительные процессы (анализ, сравнение, систематизацию, обобщение как логическая
основу метода). Ценность этого метода и в том, что он приучает школьников
анализировать, сравнивать, обобщать, выражать мысли своими словами, кроме
того, вырабатывает умение следить за развертыванием материала, выделять основное в
нем. Беседа помогает учителю "вывести наружу" умственную
деятельность учащихся, получить непосредственную обратную информацию об усвоении и
осознание ими материала.
Важное значение имеет эвристическая беседа.
Эвристика (от греч. heurisko-нахожу, открываю) - метод или методологическая дисциплина,
предметом которой является решение проблем в условиях неопределенности. Основной проблемой
эвристики является устранение противоречий.
Эвристика
- 1. В античной философии - совокупность приемов обучения с помощью наводящих
вопросов, теория такой методики. 2. Наука, изучающая процессы продуктивного
творческого мышления.
Эвристический - который позволяет получать новые знания, выявлять неизвестные ранее
свойства, закономерности.
Эвристическая беседа открывает широкие возможности для создания ситуации поиска,
для реализации элементов проблемного обучения.
Метод эвристической беседы можно применить только тогда, когда учитель имеет
возможность опереться на ранее приобретенные знания учеников или на их личный опыт.
Эффективность метода беседы зависит в большой степени от умения учителя правильно
задавать во время беседы вопросы.
С учетом содержания работы используются вопросы: 1) на выяснение нового
материала; 2) на его закрепление; 3) на проверку изученного.
Эти виды вопросов в свою очередь делятся на вопрос аналитического и
синтетического характера.
Вопросы аналитического характера классифицируются по трем видам: 1) собственно
аналитические; 2) наводящие; 3) риторические.
Собственно аналитические требуют от учащихся самостоятельного анализа предложенного
материала. Например: Прочитайте, ответьте на вопрос... К этой же
подгруппе относятся еще альтернативные вопросы, которые применяются тогда, когда
возможные варианты ответа. Например: Как правильно сказать спортивный зал или
спортивный зал ? Весной или весной? Красивый тюль красивая тюль?
Наводящие вопросы даются ученикам, чтобы помочь им найти правильный ответ.
Например, ученик определяет тип придаточного связи в словосочетаниях: книжка
брата, новая книжка и колеблющимся, определяя, каким типом сочетаются слова в
словосочетаниях. Тогда учитель задает ученику наводящие вопросы: В каком из
словосочетаний при изменении главного слова изменяется и зависимое?
Риторические вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ,
часто заранее известную, а только чтобы привлечь внимание учащихся к определенного факта или
самим вопросом мобилизовать класс к восприятию следующей рассказы.
Вопросы синтетического характера используют, когда закрепляется материал,
делаются выводы. Желательно начинать вопрос словами: составьте, подберите,
сопоставьте, вспомните, выясните, перестройте, превратите, измените.
В одной беседе нельзя накапливать много вопросов, чтобы не переутомлять
учащихся.
В процессе изучения языкового материала беседа может иметь разное назначение, а
именно: готовить учащихся к восприятию нового материала, способствовать усвоению нового,
помогать применять полученные знания в новых условиях относительно решения
практических задач. Метод беседы оправдывает себя и при повторении и
обобщении материала, когда уже известные понятия, факты ученики перегруппировывают,
сопоставляют, находят между ними общее и отличное и делают соответствующие
выводы. Учитель всю эту работу организует и направляет для достижения
результативности в обучении.
Метод беседы на уроках языка обеспечивает начальный этап развертывания
аналитико-синтетической работы, предопределяет сознательное понимание языковых явлений, а тем
самым гарантирует от формализма в знаниях, идущий там, где ученик не умеет
анализировать явления, находить связи между ними и подниматься от конкретного
факта к обобщению.
Метод наблюдения над языком. Методом наблюдений над языком ученик приобретает
знания на основе самостоятельного анализа языковых явлений, в результате активизации
своих умственных сил.
На протяжении длительного периода метод наблюдения над языком в отечественной методике
был основным, универсальным при изучении грамматики (считали его
исследовательским). Учащиеся должны были самостоятельно наблюдать, анализировать,
делать выводы, формулировать правила. Бесспорно, такая работа для учеников
средней школы непосильная. Поэтому этот метод стал использоваться только в сочетании
с беседой, и он является одним из этапов в процессе обучения языку. С течением времени этот метод
усовершенствовался и шире используется в речевой практике. Приводим ориентировочный
порядок работы по методу наблюдения.
Во вступительной беседе учитель знакомит учащихся с задачей. Материал, над которым будет
вестись наблюдение, можно подать на доске, в индивидуальных карточках, или
предложить осуществлять наблюдение за материалом учебника. Сложные
задачи целесообразно объяснить или подать образец выполнения. Например, перед учениками
таблица, в которой слева подано предложение с прямой речью, а справа - предложения, в
которых прямая речь заменена косвенной.
Задачи. Проследите, как происходит замена прямой речи косвенной. Данное задание
можно детализировать системой вопросов:
1) сравни
предложения обеих колонок (с прямой речью и косвенной);
2) определи,
какие грамматические изменения происходят при замене прямой речи косвенной;
3) что
надо помнить при употреблении личных и притяжательных местоимений в косвенной речи?
4) как
проходит замена прямой речи, когда она выступает вопросительным предложением?
5) как
меняется пунктуация в предложении с косвенной речью?
6) каким
становится смысловая нагрузка в параллельных конструкциях?
Такие задания дают возможность сосредоточить внимание учащихся на главном, приучают к
целенаправленной деятельности.
Действующие учебники изобилуют материалом для наблюдения. Языковой материал не
подается в виде готовых предписаний, а как материал, после изучения которого
надо сделать соответствующие выводы. Учитель может привлечь справочную литературу,
разнотипные пособия, что значительно дополнят материал учебника и помогут
учащимся сделать самостоятельные выводы.
Положительные стороны этого метода в том, что он помогает ученику вникнуть в
сущность языковых фактов, процессов, осмыслить связь между ними.
Метод наблюдений находится в тесной зависимости от содержания материала. Если в
5-7 классах учитель ограничивается применением данного метода только для
ознакомление с конкретными языковыми фактами при изучении того или иного языкового
явления, то в 8-9 классах он используется значительно шире при изучении
синтаксических понятий. И особенно значимым становится на уроках украинского языка в
10-11(12) классах, где усиливается элемент самостоятельности, расширяется круг
фактов, с которыми уже знакомы ученики.
При правильном использовании метода наблюдений у учащихся закрепляются
самостоятельные поисковые навыки.
В системе метода наблюдения и анализа языковых явлений важным звеном является
лингвистический эксперимент. Он оправдывает себя в работе над синтаксисом и
стилистикой. Например, путем лингвистического эксперимента (подставляя
возможны союзные конструкции) ученикам предлагается мотивировать роль разделительных
знаков в предложении.
Известно, что знаки препинания членят текст и предложение на определенные синтаксически-смысловые
части. Они облегчают восприятие и правильное понимание написанного. Однако не
всегда там, где пауза, ставится разделительный знак, и не всегда там, где есть
разделительный знак, делается пауза. Ср.: И шла под откос над городом пахучее, высокое,
розовое, теплое солнце, как матерью испеченный хлеб (Б.олийнык). - И шла под откос над
городом высокое пахучее розовое теплое солнце, как матерью испеченный хлеб.
Употребление разделительного знака предопределяется содержанием, который хочет вложить автор в свое
высказывания. Сравните, например: Совесть человеческая, оказывается, похоже на
улей, его тоже можно розтривожити (О.Гончар), когда обе части выступают
как равноправные. Это предложение можно записать и так: Совесть человеческая, оказывается,
похоже на улей - его тоже можно розтривожити. В таком случае вторая часть
предложение выражает вывод из того, о чем говорится в первой. Вместо тире можно
поставить двоеточие, тогда вторая часть указывает на причину: Совесть
человеческое, оказывается, похоже на улей: его тоже можно розтривожити.
В предложении "И шла под откос над городом пахучее, высокое, розовое, теплое солнце, как
матерью испеченный хлеб" интонация перечня обнаруживает такие признаки: на каждый
член предложения падает логическое ударение, движение тона однотипный (чаще повышение
на каждом из однородных членов, пауза после каждого однородного члена).
Если предложение оформлено иной интонацией: "/ шла под откос над городом пахучее
высокое розовое теплое солнце, как матерью испеченный хлеб", то солнце
воспринимается не как нечто приятное, родное, а как высокая розовая теплая пятно, которое
пахнет. В предложении "С ласточками просыпался яблоневый, в белых накрапах
сад" без запятой не обойтись, потому яблоневый - нераспространенное определение, а в белых
накрапах - распространенное. Если первым стоит нераспространенное определение, а вторым -
распространено, тогда такие два определения являются однородными. После спонтанного однородного
члена предложения пауза на письме не обозначается запятой.
Или объяснить, как расстановка знаков препинания влияет на смысл предложения.
■ Проведите
наблюдения. Как расстановка знаков препинания влияет на содержание поданных
предложения?
1.
Хоть траву ешь, а своего слова дотримайся. Хоть траву ешь, а своего слова
дотримайся (Нар. творчество). 2. Так, никто не любил. / Так никто не любил
(В.Сосюра). 3. Казнить, нельзя помиловать. / Казнить нельзя! Помиловать. 4.
Сказал сделай. Сказал: "Сделай!". 5. Да, тяжело делать, как зайцу
сани тащить. / Так трудно делать, как зайцу сани тащить (Нар. творчество).
Таким образом, метод наблюдения активизирует познавательную деятельность учащихся, их
самостоятельность в решении поставленной задачи, способствует сознательному усвоению
теоретического материала.
Метод работы с учебником. Этот метод приучает учащихся к самостоятельной работе, а
также является одним из способов реализации принципа развивающего обучения.
Эффективность этого метода зависит от умения учащихся читать и понимать
прочитанное.
Роль учителя: 1) помочь учащимся выделить главное в материале; 2)
определить в виучуваному материале новое и известное (актуализация знаний); 3)
отыскать ответ по учебнику. Например:
■ Запишите в виде
сжатого конспекта взгляды языковедов относительно определения основной единицы
синтаксиса. Воспользуйтесь советами для самостоятельной проработки темы.
Советы для самостоятельной проработки темы
□
Прочитайте в учебнике теоретический материал по теме.
□
Выясните содержание терминов, научных понятий.
□
Чтобы основательнее усвоить прочитанное, составить конспект в форме плана, тематических
выписок, таблицы.
□
Устно перескажите содержание теоретического материала.
□
Подберите собственные примеры, иллюстрирующие основные положения темы, сформулируйте
краткие выводы.
■ Проверьте себя.
Ознакомьтесь с содержанием схемы "Члены предложения". Подберите примеры к
схемы.
Члены предложения
Синтаксические единицы
Виды синтаксических единиц
Члены
предложение: главные члены
предложение
подлежащее двусоставного предложения;
сказуемое двусоставного предложения
односкладного предложения
определение
приложение
обстоятельство
второстепенные члены предложения
Приучая школьников работать с учебником, учитель может применить такие
методические приемы: 1) провести вступительную беседу, которая обеспечит связь раньше
изученного материала с тем, что учащиеся будут изучать самостоятельно; 2) дать инструктаж,
в котором подчеркнуть, на чем, читая учебник,- надо сосредоточить особое
внимание, какие виды работы выполнить (сделать записи, составить план, передать содержание в
форме схемы); 3) провести заключительную беседу, что имеет целью проверить, как ученики
усвоили материал, и сделать необходимые уточнения, подвести итоги работы.
Постепенно дети приучаются самостоятельно выделять в материале известное и новое.
Метод работы с учебником (словарем, справочной литературой) приучает к
самообразования, способствует формированию убежденности в достоверности фактов.
Метод упражнений. Упражнения - это последовательные действия и операции, выполняемые
многократно приобретения необходимых практических умений и навыков. Выполнение
учениками упражнения играет в учебной работе с языка особую роль. Это один из
методов, без которых невозможно успешное обучение языку.
Ценность языковых упражнений заключается в том, что они приближают обучение к потребностям
жизнь, позволяют учителю активизировать учебный процесс, а ученикам помогают
приобрести нужных знаний и навыков путем практической деятельности.
Дидактическая суть этого метода в том, что учитель с помощью специальных
заданий, которые выполняют учащиеся, направляет их на выработку речевых умений и навыков.
Упражнения становятся неотъемлемой составной частью изучения языка, овладение высокой
культурой устной и письменной речи.
В методике упражнения с языка классифицируются, исходя из разных критериев: а)
содержания, б) формы проведения, в) сложности и делятся на: 1) подготовительные, 2)
вступительные, 3) пробные, 4) тренировочные, 5) творческие, 6) контрольные.
Приобретения новых знаний, формирования новых умений и навыков почти всегда происходит
на основе ранее приобретенных, поэтому подготовительные упражнения проводятся, как правило, перед
изучением нового материала.
Роль и дидактическая цель подготовительных упражнений - обеспечить познавательную и
психологическую подготовку к восприятию нового материала, заинтересовать учащихся,
актуализировать в них приобретенный практический опыт. Например, изучая материал о
текст, стили и типы речи, учитель предлагает, используя упражнения,
помещены в учебнике, дать ответ па следующие вопросы:
■ 1. Что называется
текстом? 2. Назовите основные три части текста. 3. Из чего состоит текст? 4.
При каких условиях текст делится на абзацы? 5. Всегда ли совпадает количество
абзацев с основными частями? 6. Объясните смысл термина "абзац". 7.
От чего зависит расположение абзацев, их последовательность? 8. Какие вы знаете
правила связи предложений и абзацев? 9. Назовите средства міжфразного связи. 10.
Дайте характеристику строения текста. 11. Какие вы знаете типы речи? 12.
Назовите основные стили украинского языка.
После проработки теоретического материала учебника целесообразно предложить
упражнение для самостоятельной работы. Например:
■ Прочитайте текст
и, работая в парах, поставьте друг другу вопросы, представлены под текстом.
Отвечайте искренне, откровенно - это поможет вам подготовиться к дискуссии.
Если вы хотите кого-то убедить ...
Мнения древних авторитетов, таких, как греческий философ Аристотель и
римский оратор и теоретик ораторского искусства Квинтилиан, совпадают с
мыслями современных психологов в том, что человек в своем поведении и решениях
руководствуется логикой значительно меньше, чем нам кажется.
„ На действия и поступки людей, - говорил Аристотель, - влияют семь факторов:
случай, природа, принуждение, привычка, разум, желание, страсть".
Обратите внимание на то, что среди семи упомянутых факторов, которые, по утверждению
Аристотеля, влияют на поведение человека, только один связан с умственным
деятельностью. Подобного взгляда придерживался Квинтилиан, что учил молодых римлян
ораторского искусства, которое играло большую роль на суде в Древнем
Риме: "Доказательства, конечно, могут заставить судей отнестись к нашему делу
благосклоннее, чем к делу нашего противника. Но проявления чувств сильнее
доказательства: они заставят судей стремиться, чтобы наше дело было решено лучше. А
чего хотят, в то и верят" (3 кн. "Искусство говорить").
■ Дайте ответы на
вопрос:
1. Чем
вы руководствуетесь в своем поведении: умом, эмоциями, пользой, желаниями,
инстинктом, симпатией, советом, рекомендацией и т.п.?
2. Или
умеете ли вы направить внимание собеседника в нужном русле?
3. Или
находите вы нужны аргументы? Умеете ли вы их правильно выкладывать?
4. На
что обращали внимание оратора античные философы и почему? Прокомментируйте прочитанное.
Вступительные и пробные упражнения проводятся непосредственно после обработки языкового
материала. Например, учитель предлагает следующие задания и упражнения:
■ Прочитайте пары
слов, следите за правильным произношением конечных звонких и глухих согласных.
Дуб - гуп, сруб - рип, гриб - грипп; медь - мгновение, гладь - ярость, лед - кот; друг
- птица, круг - пух, луг - слух; анализ - альбатрос, газ - бас, мороз - лес, низ
- лис, ивняк - верес; чем - кош, массаж - патронташ, крыж - наш; имидж -
погонщик; овод - борец.
■ Запишите слова
фонетической транскрипцией, разграничьте произношение двух звуков на стыке префикса и
корня [дж], [дз] и [дж], [дз] в представленных словах.
Хожу, дзиґарі, дзот, подземный, родничок, звенеть, рождения, подпитать,
подотчетен, отмечать, дрожжи, шмель, отзвук, подземелья, отзыв,
пробуждаться, побитый.
Вступительные упражнения помогают глубже осознать правила, формировать умения и
навыки применять теоретические знания на практике.
До пробных упражнений относятся предупредительные, комментированные и объяснительные задачи.
Например:
■ Запишите слова
фонетической транскрипции. Объясните их произношение и написание.
1. Весна,
веселый, левада, лиман, неметкий, улочка.
2. Голубь,
кожух, зозуля, подушка, обед, порог, себе, тебе.
3. Легкий,
промозглый, дегтя, дегтяр, ногти, когти, понять.
4. Просьба,
молотьба, хотя бы, следовательно, если бы, вокзал, анекдот, завалинка, борьба.
5. Сказать,
испечь, очистить, сформировать, спрятать, стиснуть, сшить, из середины, из дома.
Тренировочные упражнения - способствуют закреплению речевых умений и навыков. Среди
тренировочных упражнений выделяются упражнения а) сравнительного характера, б) по
инструкцией, в) по образцу, г) по заданию.
За этими видами упражнений учащиеся подбирают примеры на определенное правило, выписывают из
учебника, орфографического словаря художественного текста соответствующий материал,
приучаются к различным формам грамматического разбора, до написания словарных,
выборочных, объяснительных диктантов, к работе над составлением деловых бумаг
т.д.
Важное место занимают упражнения: а) сравнительного характера (например, в упражнении
необходимо объяснить правописание приставок из-, раз-, без-), б) упражнения по
инструкции: определяется последовательность работы, приемы выполнения, но точного
образца для выполнения не подается (сюда относится работа со словарями,
выборочные диктанты, подбор синонимов, антонимов, работа над орфографическими и
пунктуационными ошибками); в) упражнения по образцу. Например, в упражнении
предлагается задание: Определить способы словообразования, а дальше подано
образец:
Образец выполнения: за рубежом -> зарубежный
над Днепром -> надднепрянский
без снега -> бесснежный
Самым сложным видом тренировочных упражнений считаются упражнения по заданию. Они
проводятся тогда, когда учащиеся в основном овладели уже нужными приемами
работы и могут применять их самостоятельно. Учитель четко формулирует задачи и
цель работы определяет соответствующий материал, а действия, приемы, операции,
последовательность их применения учащиеся определяют самостоятельно. До таких упражнений
относятся различные виды разбора (фонетический, лексический, морфологический, стилистический
и т.д.), что проводится в устной или письменной формах, небольшие самостоятельные
практические задания - составление схем, таблиц сравнительного или обобщающего
характера.
В творческих и контрольных упражнений относятся проблемные задания практического
характера, творческие работы, а с целью проверки - контрольные работы. Проблемные
задания предполагают применение приобретенных умений и навыков в новых условиях.
Например, после изучения активных и пассивных причастий можно заинтересовать
учеников вопросом, деепричастия, активные или пассивные, чаще
используются в украинском языке. Ответ на этот вопрос надо найти
самостоятельно. Учитель рекомендует прочитать несколько страниц текста разных авторов
- М. коцюбинского, Олеся Гончара, М.П.Стельмаха - и на этом материале
определить частоту употребления активных и пассивных причастий. Сначала ученики
делают количественное сравнение, а затем прослеживают, в какой синтаксической роли
выступают активные, а в какой - пассивные причастия, что обеспечивает преимущество
пассивных. Таких задач на уроках языка может быть много: чем отличаются между
качественные и относительные прилагательные? какая разница между подлежащим и сказуемым,
предложением и словосочетанием? какую роль выполняют обособленные определения в
изображении пейзажа? в портретных характеристиках? какие обращения характерны для
поэтического языка?
Творческие и контрольные упражнения является проверкой приобретенных знаний, умений, навыков. К таким
упражнений относятся и диктанты, переводы, различные творческие работы. Они рассчитаны на
вариантность решения, своеобразную индивидуальность исполнения. Виды
контрольных и творческих работ различные: от самостоятельного написания диктантов,
переводов, составление предложений к произведениям разных жанров.
Указанные виды упражнений могут быть осуществлены как на репродуктивном, так и на
продуктивном, творческом уровне, то есть самостоятельно, без образца. Упражнения, выполненные с
неоднократним повторением тех или иных способов действий над языковым материалом или
по образцу, называются репродуктивними. их основная цель: осознание,
осмысления, закрепления речевой информации, выработка практических умений и
навыков. Упражнения, направленные на развитие творческих способностей учащихся, называются
продуктивными.
Итак, упражнения и задачи по языку - это составная часть в усвоении и
совершенствовании знаний, в выработке умений и навыков. Это своеобразный вид
познавательной деятельности, что не совпадает с никаким другим. Выработка необходимых
умений и навыков гарантирует только хорошо продуманная и испытанная система задач,
при которой важным является и варьирование условий, в которых применяются знания, и
усиление степени сложности, и научно обоснованная последовательность.