Научный стиль речи и
вещание
Литературное вещание
научного стиля в обеих его формах (письменной и устной) в своем типичном проявлении
существенно отличается от всех других языковых стилей. Письменная форма - первоначальная,
наиболее традиционная и показательная для него. С нее начинается и сама
литературность, нормативность языка. Первые письменные фиксации речи
составляют начало научного стиля речи, которая при благоприятных социальных условий и
широкого использования становится основой литературного языка.
Письменная научная речь.
представлено тем, что было напечатано, записанное от руки и касался
самых истинных или и достоверных знаний человека о себе, о других,
о всю природу, вселенную. Самые значительные достижения научного познания человеком
действительности изложены в энциклопедиях, монографиях, учебниках и пособиях,
других научных трудах.
Устной форме научного
стиля охвачено том, что, будучи научно истинным, реализуется в устно
виголошуваних докладах, выступлениях, лекциях и т.д. Например, журнальная научная
статья как произведение особого письменного творчества относится к письменной формы
научного стиля. Эта же статья, будучи прочитанной вслух, составит один из
достижений и произведений устной формы научного стиля. Различия между формами
научного стиля несущественные с точки зрения лексического и грамматического, но разные по
способом его проявления: письменная научная речь. материально реализуется в
печатных или написанных от руки знаках, буквах, разделительных знаках, а устное
научное речи воплощается в вимовлюваних элементах языка, в интонации.
Научный стиль
неодинаков по языковым оформлением, делится на жанры, каждый из которых,
сформировавшись из определенного комплекса характерных для этого стиля языковых средств,
обслуживает одну из отраслей научной деятельности человека и ориентирован на
осмысление, понимание, теоретическое и практическое использования достоверных знаний в
интересах всего общества или отдельных его слоев. Одним из образцов научного
стиля есть такой текст:
Исследования прошлых,
исторически не засвидетельствованных этапов развития синтаксической структуры родственных языков
базируется в первую очередь на предварительно собранных и изученных исторических данных
соответствующих языков. Глубже проникновение в доісторію развития синтаксической структуры
исследуемых языков обеспечивается сопоставлением их исторических данных с данными
других, генетически более отдаленных языков, которые, однако, проявляют признаки общего
происхождения с изучаемыми языками.
Таким образом, проблема
развития синтаксической структуры предложения в периоды, не отраженные на письме
достопримечательностями, входит в общий круг тех проблем, которые решаются за
помощью сравнительно-исторического метода (В. Мельничук).
Этот текст сконструирован
из выразительных научно-академических языковых форм: в первом абзаце два предложения, в
втором - одно; первое предложение простое, однако многословное; второе и третье предложения
- сложноподчиненные с подрядным означающим. Текст воспринимается нелегко, потому что насыщенный
научной лексикой, мовознавчими сроками - как традиционными для украинской
языка, так и иноязычными исторически, синтаксической структуры, базируется,
исторических, доісторію, генетически, исторический метод и др. Всего в нем 76
слов, из них существительных 26, прилагательных и причастий 20, служебных слов 11,
а глаголов только 5: базируется, обеспечивается, обнаруживают, входит, решаются.
По этой причине текст сугубо научный, книжный, совсем не динамичный.
Однообразие и сложность лексики, перегруженность ею каждого из трех
предложений глагольная ограниченность текста затрудняет его чтение и научное
осмысления. Такие и подобные тексты вообще довольно характерны для научного
стиля, но не желательны, потому что ими существенно усложняется восприятие содержания
высказанного.
Самыми очевидными являются
лексические, фразеологические и грамматические стилетвірні особенности научного стиля.
Лексические, фразеологические
особенности. В нем широко используется научная лексика:
- слова - термины с
различных отраслей знаний (лингвистические, математические, химические, биологические,
общественно-политические и др.): фонетика, ассимиляция звуков; синус, умножения;
атом, молекула; береза, листья; идея, материализм и др.;
- общенаучные
сроки: анализ, синтез, анализировать, синтезировать, исследование, индукция,
дедукция, систематизация, классификация и др.
Слова, как правило,
употребляются в прямом значении, крайне ограниченно используются фразеологизмы.
Этим предопределяется именной характер научной речи, что оперирует понятиями,
каждое из которых, в основном, выражается существительным или сочетанием слов с
синтаксически независимым существительным в нем.
В научном стиле речи
широко используются существительные и прилагательные. Это придает научному речи не
динамичности, статичности - в отличие от разговорно-бытового и
художественно-диалогической речи, в котором активно используются глаголы. В
научных текстах часто употребляются отглагольные существительные (возникновение,
формирование, сопротивление и т.п.), дієприкметникові, деепричастные, прикметникові
обороты и др.
Грамматические, преимущественно
синтаксические особенности. Языку научного стиля характерны:
- своеобразная
стройность и некоторое особый стандарт в построении предложений, широкое использование
простых осложненных предложений с однородными членами и обобщающим словом, с
обособленным членом предложения, с вставной или вставленной единицей);
- тяготение к
сложных синтаксических конструкций, в частности к сложноподчиненных предложений с
несколькими предикативними частями;
- преобладание
грамматически полных предложений;
- ограниченное употребление
не по - книжному оформленных конструкций с разговорным оттенком, которые предоставляют
эмоциональной окраски научному изложению.
Научная речь.
в основном обозначено книжным строем, способом изложения, четко организованное
структурно, поскольку именно это необходимо для того, чтобы обеспечить однозначность
восприятие письменного и устного научного текста каждым, кто имеет в этом потребность.
Одна из существенных черт
научного стиля заключается в том, что каждый говорящий должен аргументировать свои мысли,
тезисы, положения. Нередко ученые, работая над проблемой, которая стала объектом
научного рассмотрения, дискуссии, используют написанное или сказанное другими.
Типично научным, к тому
же повышенной смысловой сложности, есть такой текст:
Каждый язык имеет
семантическую глубину, которая создается благодаря существованию в ней синонимических рядов.
В предыдущих разделах уже отмечалось, что в плане выражения и емотивного
восприятие каждый компонент синонимического ряда в большей или меньшей степени отличается
от своего соседа. В системе лексической семантики слова без конотативного
приращение или с таким приращением занимают равноправное место. Но практика
функционирование языка устанавливает для неемоційних и эмоциональных слов несколько отличные
сферы употребления. В согласии с тем, язык используется как средство общения,
служит средством художественного изображения действительности, она реализует или часть
своего смыслового потенциала (преимущественно эмоционально нейтральные слова и формы их
сочетание ), или весь его объем (в том числе образное ассоциативное употребления
слов, лексем с индивидуальным приращением содержания). Итак, речь используется
в двух общественных функциях: коммуникативной и экспрессивной (В.
Русановский).
Вполне естественным для
него является использование терминов, иностранных слов и словосочетаний: семантическую
глубину, синонимические ряды, емотивне выражения и восприятия, компонент
синонимического ряда, лексическая семантика слова, конотативне приращение, практика
функционирования языка, неэмоциональные и эмоциональные слова, сфера употребления, средство
общения, средство художественного изображения действительности, смысловой потенциал,
эмоционально нейтральные слова и формы сочетания их, образное, ассоциативное употребления слов,
лексемы с индивидуальным приращением, общественные сферы, коммуникативные и
экспрессивная сферы. Текст наполнен утверждениями, аргументированными доказательствами,
соображениями, выводами, которые основываются на определенно точном употреблении слов; все
предложения полные, повествовательные, логически последовательны. Все слова употреблены в прямом
значении, они не содержат оттенка уменьшительности, ласковости, голубливості т.д.
Поэтому характеристика языковых явлений неэмоциональный, даже заметно «сухая», определенно
книжная.
Литературным языком в ее
научном стиле в основном выражается теоретически и практически проверена
информация. Знания осознаются тем полнее, чем образованнее и заинтересованная в
их усвоении лицо - реципиент (лат. recipens - то, что получает).
Важнейшие научные
знание наднациональные, мировые. Научные формулировки законов природы и многих
закономерностей общественной жизни также должны иметь статус и значение
всеобщности, подлежать определенной опытной проверке, коллективному осмыслению.
Только этим утверждается каждая научная тезис, формулировки, высказывания.
Любое научное мышление и его словесное представление - это стяжание и проявление
научных знаний, самым главным для которых являются объективность, жизненная правдивость.
Структурно и
функционально научный стиль языка неоднороден. В его пределах можно выделить
такие основные разделы, подстили (жанры):
- академическую научную
литературу. Она находит свой типичный проявление в академических журналах, вестниках
(например, журнал «Языкознание», который издает Институт языкознания им. О.
О. Потебни НАН Украины и др.);
- техническую научную
литературу. Этот підстиль присущ преимущественно инженерной литературе - о средствах
и орудия, которые используются в производстве и предназначены для создания
материальных ценностей (научно-инженерные журналы и т.д.);
- отраслевую научную
литературу. В этом жанре представлено литературу по отдельным отраслям: химической,
физической, математической, зоологической, ботанической,
сельскохозяйственной,
философской, исторической, педагогической, психологической, литературоведческой,
языковедческой и др.;
- учебную
литературу. Она наиболее полно реализуется в учебниках, пособиях, в
учебно-методических статьях и т.д.;
- популярную
литературу. Это литература несложная по содержанию и форме изложения, легкая для
понимание даже лицами, которые не имеют специального образования - технической или
гуманитарной, например: очерки М. Івіна «Чтобы жить» о природе - для
среднего и старшего школьного возраста.
Этот підстиль особенно
свободен в выборе языковых средств. В нем возможен, как отмечал российский
публицист и литературный критик Дмитрий Писарев (1840 - 1868), «удачное выражение,
меткий эпитет, живописное сравнение». Они «намного увеличивают то
удовлетворение, которое имеет читатель от самого содержания книги или статьи. А за то, что
повышать образование читателя вне его собственному желанию нет никакой возможности,
то не следует ни в коем случае пренебрегать теми техническими средствами языка, которые могут
усилить удовольствие читателя, не нанося ущерба основной идеи ...произведения».
Наиболее сконцентрировано
и полно научный стиль объективироваться и выражается в письменной форме. Написано
преодолевает пространство и время, остается материально стабильным и неизменным, пока
кто-нибудь сознательно и с конкретной целью не внесет в него изменения. В писемному
научной речи (как и в речи других стилей) всегда наличествует определенная
личностное своеобразие, ибо в нем какой-то мере ощутимая индивидуальность
автора научного текста. Это явление общее, ибо каждый высказывается (устно или
письменно) несколько своеобразно. Язык и содержание отдельной науки обычно создает группа
исследователей, если возникает социальная потребность в знаниях о определенную группу явлений
природы или общественной жизни.
Язык науки - это язык
логических символов, вычислительных знаков, которые так или иначе фиксируются на
письме (знаки умножения, деления и т.п. в математике и др.), закрепляются и
выражаются в словах, научных терминах. Они не должны быть двусмысленными или
синонимичными, потому что научная информация обычно социально весомая, конструктивная,
поучительная и организующая, через что должен восприниматься однозначно. Она составляет
основу основ мирового прогресса, в ней - будущее всего человечества, его
материального достатка и высокой духовности, интеллектуальности. Д. Розенталь
отмечал, что «характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность
сроками. В среднем терминологическая лексика обычно составляет 15 - 25% всей
лексики, использованной в работе».
Цель научной речи
заключается и в том, чтобы систематически и объективно изложить определенные научные
проблемы, вопросы. Основное внимание обращается на логику и точность изложения, от
которых зависит уровень интеллектуальности научных высказываний. В научном
стиле, как и в официально-деловом, в значительной мере реализуется
информативно-коммуникативная функция языка. В научной речи проявляются
наиболее ценностные познавательные достояние человечества в каждой сфере его деятельности.
С течением времени техника научной деятельности меняется, разворачивается и
совершенствуется.
В семантически и
синтаксически наиболее типичных и сложных научных підстилях, жанрах (особенно в
академическом и научно-техническом) научное мышление обозначено книжністю
висловлюваного. Это проявляется в строении простых (часто осложненных однородностью
или отделенностью определенных членов предложения) и сложных, разветвленных словесно
предложений. Широко представлены в нем и пассивные обороты, глаголы в формах
настоящего времени (их обычно три раза больше, чем глагольных форм прошедшего
времени), существительные с абстрактным значением, которые существенно наполняют научное
мышления и речи понятиями, которые имеют объективно витлумачуватись,
роз'яснюватись. Этим обеспечивается понятность висловлюваного в научному
тексте - одна из главных стилистических требований к семантически и структурно
разнообразного научного высказывания.