Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Стилистика украинского языка

Научный стиль речи и вещание

Литературное вещание научного стиля в обеих его формах (письменной и устной) в своем типичном проявлении существенно отличается от всех других языковых стилей. Письменная форма - первоначальная, наиболее традиционная и показательная для него. С нее начинается и сама литературность, нормативность языка. Первые письменные фиксации речи составляют начало научного стиля речи, которая при благоприятных социальных условий и широкого использования становится основой литературного языка.

Письменная научная речь. представлено тем, что было напечатано, записанное от руки и касался самых истинных или и достоверных знаний человека о себе, о других, о всю природу, вселенную. Самые значительные достижения научного познания человеком действительности изложены в энциклопедиях, монографиях, учебниках и пособиях, других научных трудах.

Устной форме научного стиля охвачено том, что, будучи научно истинным, реализуется в устно виголошуваних докладах, выступлениях, лекциях и т.д. Например, журнальная научная статья как произведение особого письменного творчества относится к письменной формы научного стиля. Эта же статья, будучи прочитанной вслух, составит один из достижений и произведений устной формы научного стиля. Различия между формами научного стиля несущественные с точки зрения лексического и грамматического, но разные по способом его проявления: письменная научная речь. материально реализуется в печатных или написанных от руки знаках, буквах, разделительных знаках, а устное научное речи воплощается в вимовлюваних элементах языка, в интонации.

Научный стиль неодинаков по языковым оформлением, делится на жанры, каждый из которых, сформировавшись из определенного комплекса характерных для этого стиля языковых средств, обслуживает одну из отраслей научной деятельности человека и ориентирован на осмысление, понимание, теоретическое и практическое использования достоверных знаний в интересах всего общества или отдельных его слоев. Одним из образцов научного стиля есть такой текст:

Исследования прошлых, исторически не засвидетельствованных этапов развития синтаксической структуры родственных языков базируется в первую очередь на предварительно собранных и изученных исторических данных соответствующих языков. Глубже проникновение в доісторію развития синтаксической структуры исследуемых языков обеспечивается сопоставлением их исторических данных с данными других, генетически более отдаленных языков, которые, однако, проявляют признаки общего происхождения с изучаемыми языками.

Таким образом, проблема развития синтаксической структуры предложения в периоды, не отраженные на письме достопримечательностями, входит в общий круг тех проблем, которые решаются за помощью сравнительно-исторического метода (В. Мельничук).

Этот текст сконструирован из выразительных научно-академических языковых форм: в первом абзаце два предложения, в втором - одно; первое предложение простое, однако многословное; второе и третье предложения - сложноподчиненные с подрядным означающим. Текст воспринимается нелегко, потому что насыщенный научной лексикой, мовознавчими сроками - как традиционными для украинской языка, так и иноязычными исторически, синтаксической структуры, базируется, исторических, доісторію, генетически, исторический метод и др. Всего в нем 76 слов, из них существительных 26, прилагательных и причастий 20, служебных слов 11, а глаголов только 5: базируется, обеспечивается, обнаруживают, входит, решаются. По этой причине текст сугубо научный, книжный, совсем не динамичный. Однообразие и сложность лексики, перегруженность ею каждого из трех предложений глагольная ограниченность текста затрудняет его чтение и научное осмысления. Такие и подобные тексты вообще довольно характерны для научного стиля, но не желательны, потому что ими существенно усложняется восприятие содержания высказанного.

Самыми очевидными являются лексические, фразеологические и грамматические стилетвірні особенности научного стиля.

Лексические, фразеологические особенности. В нем широко используется научная лексика:

- слова - термины с различных отраслей знаний (лингвистические, математические, химические, биологические, общественно-политические и др.): фонетика, ассимиляция звуков; синус, умножения; атом, молекула; береза, листья; идея, материализм и др.;

- общенаучные сроки: анализ, синтез, анализировать, синтезировать, исследование, индукция, дедукция, систематизация, классификация и др.

Слова, как правило, употребляются в прямом значении, крайне ограниченно используются фразеологизмы. Этим предопределяется именной характер научной речи, что оперирует понятиями, каждое из которых, в основном, выражается существительным или сочетанием слов с синтаксически независимым существительным в нем.

В научном стиле речи широко используются существительные и прилагательные. Это придает научному речи не динамичности, статичности - в отличие от разговорно-бытового и художественно-диалогической речи, в котором активно используются глаголы. В научных текстах часто употребляются отглагольные существительные (возникновение, формирование, сопротивление и т.п.), дієприкметникові, деепричастные, прикметникові обороты и др.

Грамматические, преимущественно синтаксические особенности. Языку научного стиля характерны:

- своеобразная стройность и некоторое особый стандарт в построении предложений, широкое использование простых осложненных предложений с однородными членами и обобщающим словом, с обособленным членом предложения, с вставной или вставленной единицей);

- тяготение к сложных синтаксических конструкций, в частности к сложноподчиненных предложений с несколькими предикативними частями;

- преобладание грамматически полных предложений;

- ограниченное употребление не по - книжному оформленных конструкций с разговорным оттенком, которые предоставляют эмоциональной окраски научному изложению.

Научная речь. в основном обозначено книжным строем, способом изложения, четко организованное структурно, поскольку именно это необходимо для того, чтобы обеспечить однозначность восприятие письменного и устного научного текста каждым, кто имеет в этом потребность.

Одна из существенных черт научного стиля заключается в том, что каждый говорящий должен аргументировать свои мысли, тезисы, положения. Нередко ученые, работая над проблемой, которая стала объектом научного рассмотрения, дискуссии, используют написанное или сказанное другими.

Типично научным, к тому же повышенной смысловой сложности, есть такой текст:

Каждый язык имеет семантическую глубину, которая создается благодаря существованию в ней синонимических рядов. В предыдущих разделах уже отмечалось, что в плане выражения и емотивного восприятие каждый компонент синонимического ряда в большей или меньшей степени отличается от своего соседа. В системе лексической семантики слова без конотативного приращение или с таким приращением занимают равноправное место. Но практика функционирование языка устанавливает для неемоційних и эмоциональных слов несколько отличные сферы употребления. В согласии с тем, язык используется как средство общения, служит средством художественного изображения действительности, она реализует или часть своего смыслового потенциала (преимущественно эмоционально нейтральные слова и формы их сочетание ), или весь его объем (в том числе образное ассоциативное употребления слов, лексем с индивидуальным приращением содержания). Итак, речь используется в двух общественных функциях: коммуникативной и экспрессивной (В. Русановский).

Вполне естественным для него является использование терминов, иностранных слов и словосочетаний: семантическую глубину, синонимические ряды, емотивне выражения и восприятия, компонент синонимического ряда, лексическая семантика слова, конотативне приращение, практика функционирования языка, неэмоциональные и эмоциональные слова, сфера употребления, средство общения, средство художественного изображения действительности, смысловой потенциал, эмоционально нейтральные слова и формы сочетания их, образное, ассоциативное употребления слов, лексемы с индивидуальным приращением, общественные сферы, коммуникативные и экспрессивная сферы. Текст наполнен утверждениями, аргументированными доказательствами, соображениями, выводами, которые основываются на определенно точном употреблении слов; все предложения полные, повествовательные, логически последовательны. Все слова употреблены в прямом значении, они не содержат оттенка уменьшительности, ласковости, голубливості т.д. Поэтому характеристика языковых явлений неэмоциональный, даже заметно «сухая», определенно книжная.

Литературным языком в ее научном стиле в основном выражается теоретически и практически проверена информация. Знания осознаются тем полнее, чем образованнее и заинтересованная в их усвоении лицо - реципиент (лат. recipens - то, что получает).

Важнейшие научные знание наднациональные, мировые. Научные формулировки законов природы и многих закономерностей общественной жизни также должны иметь статус и значение всеобщности, подлежать определенной опытной проверке, коллективному осмыслению. Только этим утверждается каждая научная тезис, формулировки, высказывания. Любое научное мышление и его словесное представление - это стяжание и проявление научных знаний, самым главным для которых являются объективность, жизненная правдивость.

Структурно и функционально научный стиль языка неоднороден. В его пределах можно выделить такие основные разделы, подстили (жанры):

- академическую научную литературу. Она находит свой типичный проявление в академических журналах, вестниках (например, журнал «Языкознание», который издает Институт языкознания им. О. О. Потебни НАН Украины и др.);

- техническую научную литературу. Этот підстиль присущ преимущественно инженерной литературе - о средствах и орудия, которые используются в производстве и предназначены для создания материальных ценностей (научно-инженерные журналы и т.д.);

- отраслевую научную литературу. В этом жанре представлено литературу по отдельным отраслям: химической, физической, математической, зоологической, ботанической,

сельскохозяйственной, философской, исторической, педагогической, психологической, литературоведческой, языковедческой и др.;

- учебную литературу. Она наиболее полно реализуется в учебниках, пособиях, в учебно-методических статьях и т.д.;

- популярную литературу. Это литература несложная по содержанию и форме изложения, легкая для понимание даже лицами, которые не имеют специального образования - технической или гуманитарной, например: очерки М. Івіна «Чтобы жить» о природе - для среднего и старшего школьного возраста.

Этот підстиль особенно свободен в выборе языковых средств. В нем возможен, как отмечал российский публицист и литературный критик Дмитрий Писарев (1840 - 1868), «удачное выражение, меткий эпитет, живописное сравнение». Они «намного увеличивают то удовлетворение, которое имеет читатель от самого содержания книги или статьи. А за то, что повышать образование читателя вне его собственному желанию нет никакой возможности, то не следует ни в коем случае пренебрегать теми техническими средствами языка, которые могут усилить удовольствие читателя, не нанося ущерба основной идеи ...произведения».

Наиболее сконцентрировано и полно научный стиль объективироваться и выражается в письменной форме. Написано преодолевает пространство и время, остается материально стабильным и неизменным, пока кто-нибудь сознательно и с конкретной целью не внесет в него изменения. В писемному научной речи (как и в речи других стилей) всегда наличествует определенная личностное своеобразие, ибо в нем какой-то мере ощутимая индивидуальность автора научного текста. Это явление общее, ибо каждый высказывается (устно или письменно) несколько своеобразно. Язык и содержание отдельной науки обычно создает группа исследователей, если возникает социальная потребность в знаниях о определенную группу явлений природы или общественной жизни.

Язык науки - это язык логических символов, вычислительных знаков, которые так или иначе фиксируются на письме (знаки умножения, деления и т.п. в математике и др.), закрепляются и выражаются в словах, научных терминах. Они не должны быть двусмысленными или синонимичными, потому что научная информация обычно социально весомая, конструктивная, поучительная и организующая, через что должен восприниматься однозначно. Она составляет основу основ мирового прогресса, в ней - будущее всего человечества, его материального достатка и высокой духовности, интеллектуальности. Д. Розенталь отмечал, что «характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность сроками. В среднем терминологическая лексика обычно составляет 15 - 25% всей лексики, использованной в работе».

Цель научной речи заключается и в том, чтобы систематически и объективно изложить определенные научные проблемы, вопросы. Основное внимание обращается на логику и точность изложения, от которых зависит уровень интеллектуальности научных высказываний. В научном стиле, как и в официально-деловом, в значительной мере реализуется информативно-коммуникативная функция языка. В научной речи проявляются наиболее ценностные познавательные достояние человечества в каждой сфере его деятельности. С течением времени техника научной деятельности меняется, разворачивается и совершенствуется.

В семантически и синтаксически наиболее типичных и сложных научных підстилях, жанрах (особенно в академическом и научно-техническом) научное мышление обозначено книжністю висловлюваного. Это проявляется в строении простых (часто осложненных однородностью или отделенностью определенных членов предложения) и сложных, разветвленных словесно предложений. Широко представлены в нем и пассивные обороты, глаголы в формах настоящего времени (их обычно три раза больше, чем глагольных форм прошедшего времени), существительные с абстрактным значением, которые существенно наполняют научное мышления и речи понятиями, которые имеют объективно витлумачуватись, роз'яснюватись. Этим обеспечивается понятность висловлюваного в научному тексте - одна из главных стилистических требований к семантически и структурно разнообразного научного высказывания.