Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

МЕТОДЫ АНАЛИЗА СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ - методы анализа соціол. информации, полученной с помощью соціометричних методов (см. Социометрия). Особенность М. а. с. и. связана с тем, что первичная информация, которая должна быть проанализирована, не отражает характеристики респондентов (традиционные при соціол. опросе), а отношения между ними.

М. а. с. и. включают средства представления соціометричних данных, расчет соціометричних индексов, определение соціометричних подструктур, изучение связей между соціометричними и общ. вопросами, проверки статист, гипотез.

Представление соціометричних данных включает построение соціоматриць, соціограм, использование различных методов повышения их наглядности (напр., использование специальных типов соціограм: социограмма-мишень, локограма т.д.).

Агрегирование соціометричних данных заключается в объединении информации, которая содержится в некотором множестве соціоматриць, в одну соціоматрицю (как правило, взвешенную, то есть такую, которая состоит не из единиц и нулей, а из удельного веса голосов избирателей или интенсивности симпатий (антипатий).

Наиболее известным методом является расчет соціометричних индексов. Таким образом решают задачи описания структуры межличностных взаимоотношений в группе вообще (групповые индексы) или положение отдельных членов группы в структуре (индивидуальные или персональные соціометричні индексы). Традиционные соціометричні индексы рассчитываются как функции количества отданных и полученных каждым членом группы соціометричних голосов. Напр., групповой индекс взаимности выборов в группе по некоторым отношением R есть число взаимных выборов, разделено на общ. число осуществленных выборов. Если К - симпатия, этот индекс имеет название индекса сплоченности группы. Индекс соціометричного статус определенного члена группы определяется так: число выборов, полученных данным членом, деленное на максимально возможное число выборов, то есть на N-1, где N - количество членов группы.

Индекс психол. (эмоциональной) экспансивности определенного члена группы определяется как число выборов, произведенных им, деленное на максимально возможное число выборов. Поскольку индексы этого типа не учитывают свойства структуры отношений вообще, то есть свойства, которые не сводятся к характеристике отдельных элементов структуры, целесообразно при построении индексов применять методы, разработанные в теории графов, которые позволяют учитывать характеристики целостной структуры. Напр., сплоченность группы определяется как минимальное количество дуг, которое надо удалить для того, чтобы граф стал бессвязной, нормированное максимально возможным числом дуг графа (т.е. нормированная количество связей, которые должны исчезнуть для того, чтобы группа распалась на не связанные между собой подгруппы).

Полнее изучение структуры межличностных отношений в группе дает возможность выделять соціометричні подструктуры, т.е. определять одного или нескольких членов группы, которые занимают специфическое положение в структуре. В таких подструктур принадлежат лидер группы, ядро группы и члены группы, которые либо нейтральны, либо скрепляют, ослабляют или связывают подструктуры, и сами эти подструктуры.

Анализ связей между соціометричними критериям (или отношениями, индикаторами которых выступают те или иные критерии) через специфику соціометричних данных требует особых показателей, поскольку традиционные коэффициенты корреляции для такого эмпирического материала неуместны. Напр., показателем односторонней связи, что характеризует влияние соціометричного критерия А на критерий В, целесообразно выбрать коэффициент импликации (причинности) Гab:

где n - количество респондентов, хi(а,b) - число членов группы, которые выбраны и-м респондентом по критерию А и критерием В одновременно (логическая конъюнкция), х.(а) - число членов группы, которые и выбраны в i-м респондентом только по критерию А. Коэффициент имеет интерпретацию как вероятность того, что каждый из респондентов, который выбрал по критерию А определенного члена группы, выберет его также и по критерию В.

Изучение связей между соціометричною и традиционной соціол. информации, то есть связь структуры связей с характеристиками членов группы, может проводиться так. Рассчитывается коэффициент близости по определенной характеристике между каждыми двумя членами группы. Сопоставление матрицы этих коэффициентов с соціоматрицею дает ответ на вопрос, есть ли связь между структурой міжоcобистісних взаимоотношений и данной характеристикой членов группы.

Проверка статист, гипотез при этом имеет определенную специфику. Если при обработке данных обычного соціол. опрос проверка гипотез относительно определенных параметров генеральной совокупности производится путем сопоставления вибірк. статистик со значениями соответствующих статистик, таблиц, в которых табулюється распределение стохастической величины по определенному закону теории вероятности, то для случая социометрической информации характеристики соціограм должны сравниваться с характеристиками, вытекающими из теории графов со стохастической природой.