Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 2. МЕТАФИЗИКА

 

§ 2. Онтология как подразделение метафизики

Основные формы бытия

Во-первых, бытие вещей, свойств, отношений, процессов естественного и искусственного происхождения, то есть природного бытия как «первая природа», что является совокупностью естественных условий существования человека и общества, и «вторая природа» - совокупность искусственных материальных условий существования общества, созданных человеком в процессе преобразования «первой природы». Бытие отдельных вещей, состояний, процессов преходящее в извечном бытии объективной, первичной, бесконечной во времени и пространстве природы. «Вторую природу» определяет взаимосвязь природного материала, опредмеченої (перенесенной на предмет) деятельности человека, воплощенного идеального (духовного) и социальных функций, созданных на основе сознательной цели вещей (орудий труда, объектов промышленности, культуры, предметов быта и т.д.). Искусственное бытие является бытием социально-историческим.

Во-вторых, бытие человека как целостного существа, обладающего члено-раздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическим мышлением, логической памятью и т.д.), способна создавать и пользоваться орудиями труда и підпорядковувана одновременно природным закономерностям (проходит этапы возникновения, развития и гибели, человеческое тело подпадает действия закона сохранения вещества и энергии). Согласно причастности человека к сферам мира выделяют природного субъекта, способного гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям природной среды, социального субъекта - носителя усвоенных социальных норм и принятых в обществе правил, и субъекта культуры - субъект самостоятельного и ответственного решения жизненных проблем на основе общечеловеческих моральных и культурных принципов. На основе предметно-практической деятельности человек благодаря сознанию способна удовлетворять собственные потребности, взаимодействуя тем самым с другими формами бытия. Индивидуальный духовный мир человека, вивищуваної благодаря своим морально-волевым качествам над природно-животным миром, определяет способность человека к целенаправленной проективной деятельности, творчества. В конце концов, человек является общественным существом, способным стать личностью только в процессе жизнедеятельности в условиях взаимодействия с другими людьми, в социальном окружении, с использованием приобретенных другими людьми, обществом знаний, орудий труда, опыта.

В-третьих, бытие социального (общества) как обособленная от природы форма жизнедеятельности людей, система общественных процессов, создаваемая различными отношениями между людьми в процессе их жизнедеятельности, в которой органично соединены социальную жизнь отдельного человека и бытие общества как целого. Двигателем социального как результата совместной организованной деятельности больших групп людей является комплекс природных, социальных и духовных сил. Взаимодействие системы социальных, государственных и властных институтов предопределяет возможность развития общества как системы отношений. Основой взаимодействий индивидов является социальное действие, порождает устойчивые смысловые связи поведения. Социальное бытие индивида реализуется в системе социальных отношений, то есть устойчивом взаимосвязи социальных действий (М. Вебер). Системотворним фактором современного возникает информация как новая социальная реальность, в которой деятельность человека, - что уже не является прежде всего человеком экономическим, - определяется не выгодой, пользой, интересом (К. Маркс, Э. Дюркгейм), а новой рациональностью, новыми мотивационными механизмами, новыми постматериалистическими ценностями, не визначуваними системой производства и утилітаристською этикой.

В-четвертых, бытие идеального (духовного), представленное в формах человеческого сознания, деятельности и культуры (продуктах абстрактного мышления и духовного обмена людей, воплощенных в социально значимых идеальных образованиях: научных теориях, нормах морали, религиозных и эстетических ценностях, орудиях труда, технике, произведениях литературы и искусства), состоящий из суб'єктивованого (индивидуального), объективного (позаіндивідуального, общего) и объективирован духовного. Присуще отдельному человеку субъективное бытие, оказываясь результатом внутренней духовной деятельности, охватывает все разнообразие состояний сознания индивида: мимолетные впечатления, чувства, переживания, мысли, идеи, убеждения, установки, знания, самосознание, неосознаваемое и т.д. Становление суб'єктивованого, индивидуального идеального происходит благодаря привлечению человека к сфере объективного духовного, культуры.

Объективное идеальное бытие - это надіндивідуальні, отчуждены (самостоятельные) формы духовности, носителем которых являются социальные общности, общество. Содержание объективного идеального составляет, прежде всего, речь как особая, отраженная в человеческой культуре реальность, что обеспечивает социальную память, то есть память потомков человечества. Объективное идеальное охватывает так же мораль, нравственность, идеалы, ценности (благо, красота, справедливость, истина, право, формы воспитания и образования, мировоззрения (религия, философия). Воплощенное в совокупности завершенных творений духа человека и зафиксированное в определенном уровне развития производства, техники, культуры, науки, объективное идеальное присутствует в вещах и процессах «второй природы».

В-пятых, біосферне бытия (от греч. - «bios» - «жизнь», «sphaora» - «сфера») - земная оболочка, охваченная биологической жизнью, придающий ей своеобразной геологической и физико - химической организованности (В. Вернадский). Возникновение жизни и связанное с ним образование биосферы Земли рассматривается наукой как единый процесс образования жизни на всей планете с зарождением соответствующих условий. Вследствие быстрых темпов развития производственных сил общества произошло стремительный рост антропного (человеческого) фактора, т.е. воздействия человека на окружающую природу с преимущественно потребительским к ней отношением. Со второй половины XX в. реальной угрозой для жизни человечества встает глобальный экологический кризис, выход из которой - коеволюційний путь развития общества в органическом единстве человека и природы.

Все формы бытия бытие вещей, свойств, отношений, процессов естественного и искусственного происхождения, бытия человека, бытия социального, бытия идеального и биосферы имеют качественные различия и, одновременно, взаимосвязаны, поскольку мир является единым целым. Человек осознает бытийные формы с помощью научной, обыденной, религиозной, музыкальной, мистической и т.п форм познания с позиций органической взаимосвязи всех форм бытия, единства мира.