Вступление к философии Великие философы учебное пособие
Раздел 2
В ПОИСКАХ ВЕЧНОЙ
Николо Кузанський
(1401-1464)
«Человек - это собственное царство, свободное и благородное»
Выдающийся немецкий ученый, философ и богослов Кузанський родился в местечке Куза (Южная Германия) в семье лодочника и риботорговця, человека волевого и достаточно жесткой нрава. В раннем возрасте Николо сбежал от своего отца и воспитывался у «братьев общей жизни» в голландском городке Девентрі. Наставники «братства» проповедовали аскетизм, благотворительность, с помощью которых имели надежду приблизиться к Христу. Там же он получил приличное образование и уже в 15-летнем возрасте был в списках студентов Гейдельбергского университета. Позже юноша переезжает в г. Падуе, где штудирует право, философию, естественные науки, в частности, географию. Падуя в те времена была одним из признанных центров европейской культуры, гуманизма и естествознания. Юноша увлекается математикой, астрономией, медициной. Знакомство и дружба с профессором права Джулиано Цезаріні способствовали пробуждению любви юноши к теории права, литературы, философии и искусства. Свои основные произведения философ посвятил именно Цезаріні.
Мировоззрение Никогда формировался под влиянием античной философии, интерес к которой во времена средневековья была не достаточно высокой. Между тем, авторитетами в Кузанця были Пифагор и Демокрит, Платон и Аристотель, Прокл и Боэций, ряд других мыслителей. Как отмечают исследователи, математические взгляды нашего философа во многом является продолжением и развитием соответствующих идей Пифагора, Прокла, Боэция; идея бесконечности мира непосредственно связана с атомістичним учением Демокрита и Эпикура; принцип Казанского «все во всем» с своеобразным отражением идеи Анаксагора о предмет как такой, что содержит в себе все остальные предметы. Кстати, до Аристотеля Кузанський относился весьма критически. Поддерживая его гносеологические размышления, он нередко вступает в полемику относительно космологии, физики и даже логики Стратегіта. Это свидетельствует о выходе философа за пределы мировоззрения эпохи Античности и Средневековья, о его переходе к новому мировоззрению, которое початкувало эпоху Возрождения.
Со временем Кузанський защищает докторскую диссертацию по праву, работает юристом, преподает право в университете г. Кельна. Здесь же он Основательно изучает философию и богословие. Значительное влияние на него имели философские произведения Луллия. Любознательный философ начинающий специально ездил в Париж, чтобы получить доступ к оригиналам работ этого известного и влиятельного в то время философа.
Успешной была и богословская карьера Никогда. За заслуги перед церковью папа Евгений IV объявил философа кардиналом, а его преемник - папа Пий II узаконил новое церковное имя философу и богослову - Николо Кузанський. В 1450 году Кузанський стал епископом Бриксенським.
Успехи церковной службы между тем не застували познавательных поисков философа. Он нашел и читал древние рукописи, увлекался античной философией, однако, будучи богословом, считал, что пророк Моисей раньше всех философов описал творения мира и дал его первичное объяснение.
Как и у любого христианского философа, в центре внимания и наивысшей целью познания Никогда Кузанского предстает Бог. Вместе с тем, он понимает, что познание Бога - познание особенное, что оно осуществляется свыше любым мнением и понятием. Поэтому все мудрые люди едины в осознании невозможности знанием постичь Творца. Потому, соглашается Кузанець, только Бог «понимает свою сущность, а наше понимание относительно его понимания проявляется в бессилии приблизиться к нему». Способ Его описания - «бесконечность». Но для верующего человека Бог - это всегда Творец, однако, «бесконечность» сама по себе ни порождает ничего, ни сама ничем не рожден.
Очевидно, что Абсолютная бесконечность есть неплодной. Такой она предстает в образе «Вечности». «Вечность» также отражает божественную, то есть абсолютную бесконечность, но «вечность» не является негативным понятием. Она фиксирует и утверждает собой «Единство», или максимальное присутствие, что, в свою очередь, символизирует «Отца». «Вечность», будучи проявлением бесконечности, констатирует «постоянство»,то есть «равенство себе». «Равенством» использует «свое другое» Отца, то есть «Сын». Итак, символом божественной «равенства» есть Сын. «Связь», которая фиксирует отношение «равенства» и «единства», символизирует Святого Духа. «Единство», «Равенство», «Связь» составляют из себя Троицу: Бога - Отца, Бога - Сына и Бога - Св. Духа.
Философия Кузанского пантеистическая: «идею Бога» он растворял во всех вещах; познание трактовал как экспериментальное осмысление этой идеи в реальном состоянии и развитии вещей. Он не принимал схоластики, в противовес которой предложил учение «о научном незнании», что увеличивается, растет одновременно с расширением познавательных способностей (способности) Человека. Эту мысль Николо иллюстрирует пример круга: чем больше круг (знания), тем больше площадь его прикосновения к непознанному миру. Наше знание, размышлял Кузанець, растет одновременно с расширением круга непознанного, является универсальным принципом познания и человеческого опыта. Здесь же философ приходит к выводу о принципиальном единстве противоположностей, пытается утвердить его в качестве исходного, базового положения развития познавательного процесса как такового.
Философ настойчиво призывал к применению экспериментальных методов в естествознании, к изучению математики, на базе чего, по его убеждению, только и возможно человеческое знание. В сочинении «Об опыте со взвешиванием» философ выдвинул требование четких замеров, взвешивания, расчетов, започатковувало новейшее видение роли науки и техники в жизни человека и общества.
Кузанець первый составил географическую карту Европы, предложил реформу юлианского календаря; высказал оригинальные космогонические представления, которые легли в основу учения Джордано Бруно о бесконечности Вселенной и существования (возможных) миров за пределами Земли.
Философия Кузанского противоречивая. Собственно, она и не могла в те времена быть другой. Идея Бога, которая доминировала в поле философского познания, все еще была достаточно сильной. Идеи же естествознания, науки и практики, познания Человека и утверждение гуманистических принципов только утверждалось. Николо Кузанський был здесь первопроходцем. Он одним из первых поднял значение Человека, бесконечность человеческого познания и роли разума. Все это противоречило официальном теологическому взгляду на природу вещей. Кузанський таким образом объективно противостоял официальной идеологии, подрывал ее основы и одновременно кипел основы нового миропонимания и культуры.