Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

История педагогики Украины

Раздел V

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ, ОБРАЗОВАНИЕ, СТАНОВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX вв.

2. Становление общественного дошкольного воспитания на Приднепровье и Слобожанщине

 

Впервые общественные заведения для детей упоминаются в 1770 г. Именно тогда немецкий пастор Фридрих Оберлин в нескольких деревнях своего прихода основал захистки для бедных детей. Ими занимались набожные женщины, обучая молитв, пения, ручных работ.

Одновременно первые детские сады возникают и во Франции. 1837 г. о них уже говорится как о хорошо организованные детские учреждения. А в 1881 они были на таком уровне, которого детские сады России достигли лишь в 1908 г. Итак, первые бесплатные детские сады завоевывали себе место в Германии и Франции.

Появление и распространение общественных дошкольных учреждений привело, во-первых, понимание роли систематического воспитания детей для их своевременного развития, во-вторых, привлечение женщины до промышленного производства, которое на то время интенсивно развивалось.

Пройдет почти столетие, пока дошкольные учреждения утвердятся в педагогической и образовательной практике. 1816 г. Фридрих Фребель организует элементарную «школу» для детей дошкольного возраста. Есть сведения, что в 1828 г. в Венгрии существовал один детский сад. Теоретически развивая идею дошкольного воспитания Фридрих Фребель в 1836 - 1837 гг. основывает в Германии «Учреждение для развития инстинкта деятельности для детства и юношества», которой в 1840 г. сам находит название - «детский са-док».

Почти одновременно Роберт Оуэн в Шотландии и в Америке открывает учреждения для детей дошкольного возраста из рабочих семей.

Получив педагогическое обоснование в трудах Ф. Фребеля, Р. Оуэна и других известных деятелей, детские сады ходят как в Европе, так и в Америке. Это были заведения, которые отвечали потребностям времени: капиталистическое производство бурно развивалось, оно широко использовало дешевый труд женщин, которые ранее сами воспитывали своих детей.

Общественное дошкольное воспитание в Украине было начато деятелями образования и частными лицами. Государство это дело не финансировала. В первой половине XIX в. появляются заведения для сирот и беспризорных на общественные средства. Начали образовываться и детские сады на общественные средства, взносы членов обществ, пожертвования, собранные от специально устроенных ярмарок, лотерей и т.д. Использовались

также фонды земств. На их средства был открыт в 1839 г. первый детский сад в Полтаве. Дети в возрасте от 2-х лет находились в нем от 7 часов утра до 8-9 часов вечера. В Полтавской губернии в 1897 г. на средства земств появились первые детские сады для крестьянских детей на время летних сельскохозяйственных работ. А в 1902 году действовал уже 151 такой детский сад. Впоследствии земства стали открывать детские сады и в других городах и селах. Это были еще преимущественно благотворительные заведения без плановой воспитательной работы, как и везде тогда по Европе. Общества опеки над бедными при земствах стали открывать так называемые народные сады, удерживаемые преимущественно на благотворительные средства.

В то же время образованные женщины создают первые частные детские сады, в частности в Николаеве и Одессе (1866). Первый такой детский сад в Киеве в 1871 г. открывают сестры Мария и София Линдфорс (девичья фамилия С. Русовой), позже - в Чернигове. Содержать в них детей могли состоятельные семьи. Соответственно в этих садах собирался определенный контингент - это были дети из семей интеллигенции и предпринимателей.

Фребелівська идея общественного дошкольного воспитания находит горячих сторонников в Украине. В 1890 г. в Киеве, а затем и в других городах были организованы фребелевский общества, открывали частные детские сады. В них работали достаточно квалифицированные воспитатели. Применение соответствующих возрастных методов воспитания и обучения пе-ревтомлювало детей и одновременно обеспечивало определенную подготовку к школе.

Однако такие детские сады были недоступны для семей трудящихся. Именно из этих семей матери вынуждены были работать, оставляя детей на произвол судьбы. Образованные женщины того времени создают общества, изыскивают средства, чтобы организовать дошкольные заведения для бедных детей и забрать их с улицы.

Киевское общество содействия воспитанию и защиты детей (возникло в 1902 г.) открыло бесплатный народный детский сад с приютом для сирот и полусирот из бедных слоев населения. К 1905 г. в г. Киеве было открыто 5 народных детских садов.

Плодотворной была деятельность Харьковского общества работающих женщин (1903-1919 гг.), что организовало детский сад и средние и высшие учебные заведения для женщин.

Значительно сдвинулось и подняло дело дошкольного воспитания Киевское общество народных детских садов, основанное в 1907 г. С 1909 г. общество возглавляла Наталья Лубенец. В его состав входило 178 человек. Только 15 из них были штатными сотрудниками. Как свидетельствует название общества, его задачей было открытие именно народных детских садов, то есть - для детей бедняков. Общество содержалось на пожертвования. В основном его финансировал предприниматель и меценат Николай Терещенко.

Общество безуспешно пыталось заинтересовать этим делом Минис-терство народного образования, надеясь, что государственные организации по крайней мере частично финансировать дошкольные учреждения. Эта первая попытка включить детские сады в систему государственных учебно-воспитательных за-кладов (1907) не нашла понимания и поддержки. В конце концов общество открывает 3 детские сады в рабочих районах Киева, приют и школу на пожертвования частных лиц и учреждений. Работу одного из детских садов направляла Наталья Лубенец, хотя там была своя заведующая. Желающих поместить своих детей в детсад было много, но принимали бедных. Дети имели двухразовое питание (7 копеек в день). Сад содержался в 5 комнатах. Здесь детей знакомили с природой, проводили фребелевский занятия. Работал врач, организовывались прогулки, праздники. Общая сумма расходов на народный детский садик составила 4318 руб. в год, из них на игрушки тратилось - 4 руб. 6 коп., на материал для занятий - 56 руб. 13 коп.

В тогдашних детских садах и приютах, на летних площадках дети имели убежище, горячее питание. Как в частных, так и в народных дошкольных учреждениях воспитание осуществлялось по фребелівською системой: упражнения с различными материалами, пение, гимнастика, игры и развлечения на воздухе. Согласно правительственных указов предыдущих лет, в частности о запрете украинских книг для детей (1895), о вреде культурной и образовательной деятельности в Украине (1908) и других,в детских садах, как и в остальных образовательных учреждений того времени, учили на русском языке.

Общественная деятельница и просветительница София Русова в книге «Прежде и теперь» так характеризует свой первый детский сад: «Украинский элемент был в нем в украинских песнях, что играла жена Николая Витальевича Лысенко - Ольга Александровна, и в сказках, что повествовала детям дочь Старицкого Маня. Дети были из числа профессоров русских и т.н. малороссов и никому в голову не приходило вести это учреждение украинском языке. Позже это дело перешло в руки русских - баронессы Баллінгаузен, госпожи Натальи Лубенец». Эти показания опровергают безосновательные утверждения некоторых авторов, что это был первый украинский детский сад.

Безусловно, сознательные украинские семьи неохотно отдавали своих детей в русскоязычных садиков. Они основывали домашние сады для детей семей, близких между собой. Такие были в доме Лысенко, Старицких т.д.

Известным и наиболее действенным центром развития дошкольного воспитания было Киевское общество народных детских садов. Название то ствах определенной мере отражает его задачи: пропаганда идеи общественного дошкольного воспитания, открытие народных детских садов, привлечения общественности к этому важному делу. Содержание и направление работы организованных им садов формировались под влиянием разных теоретических основ: идей Ф. Фребеля (Германия), М. Монтессори (Италия), теории свободного воспитания (К. Вентцель, С. Шацкий). Критически проанализировав достижения европейской педагогики, отечественные просветители создавали свои системы воспитания согласно местных условий и принципа народности. Константин Ушинский считал обреченной теорию и практику, которая не учитывает традиции самобытной педагогики каждого народа. Председатель Киевского общества народных детских садов Наталья Лубенец, разделяя его взгляды, писала, что детский сад должен обязательно быть национальным, согласовываться с характерными особенностями каждой национальности. Руководитель должен быть одной национальности с детьми.

София Русова как член общества народных детских садов зазнача ла, если детский сад посещают дети из семей великорусских, украинских, еврейских и польских, то желательно, чтобы воспитательница на занятиях с детьми учитывала это и если она не владеет всеми этими языками, то хотя бы понимала их.

И на практике рекомендации не выполнялись. В детских садах, как и в школах, в основном обучали на русском языке. Причиной этого была великодержавная политика царского правительства в отношении других народов России. Руководители, воспитатели детских садов часто не знали украинского языка и культуры и не могли общаться с детьми на их родном языке. Безусловно, это обедняло содержание воспитательной работы. Впрочем, поскольку единой программы воспитания не было, то эпизодически и в зависимости от интересов и знаний руководителя или воспитателя дошкольного учреждения в работе с детьми использовались доступные рассказы Михаила Коцюбинского, Ивана Франко, Степана Руданского, украинские народные сказки из сборника Бориса Гринченко. Именно с помощью этих произведений детей приобщали к родному языку, традициям и обычаям украинского народа. В новогодних концертах дети готовили для родителей стихи, спектакли, пели колядки, в частности в Киевской губернии. К празднованию дня крестьянской реформы дети учили стихи Тараса Шевченко. Итак, общественное дошкольное воспитание обращалось к национальному материала, но целостная оригина льна система работы еще не определилась.

Для детей бедноты общественные заведения создавали лучшие условия, чем дом. В детских садах заботились об их здоровье. Кормили простой, но горячей едой. Прививали элементарные навыки гигиены. Приходилось даже купать детей и переодевать в чистую одежду, приобретенный на пожертвования.

Нравственное воспитание, а правильнее - перевоспитание, искоренение усвоенных на улице негативных привычек - грубость, жестокость и т.д. - осуществлялось в процессе игр и бесед, экскурсий, чтения. Уделялось внимание всестороннему развитию ребенка, установлению преемственности между детским садом и школой.

Во временном приюте, организованном на летние месяцы обществом для детей, семьи которых пострадали от наводнения на Подоле, содержалось 10 детей из беднейших семей. Приют расположили в помещении, которое на определенное время выделили благотворители. Кое-кто предоставил во временное пользование мебель. Удерживали детей на благотворительные средства. Дома дети видели только пьянство и драку. Попав в человеческие условия жизни и почувствовав доброжелательное отношение к себе, они не хотели возвращаться в собственных матерей, когда заканчивалось время пребывания в приюте.

Киевское общество народных детских садов широко пропагандировало идею общественного дошкольного воспитания. Немалую роль сыграло основанное им первое периодическое издание - журнал «Дошкольное воспитание» (191 1-1917), который освещал теорию и практику воспитания в России, Западной Европе, США. В Полтаве, Одессе, Миргороде, Сумах возникают детские сады и летние майданчики. их опыт также популяризируется. Так, например, в журнале «Дошкольное воспитание» за 1913 г. говорится о работе детского летнего площадки в Полтаве. За анкетами было выявлено, что площадка посещали 34,2 % россиян, 64,7 % евреев, 0,1 % детей других национальностей и 0,7 % детей, которые не знали своей национальности. Как видим, в анкетах не упоминаются украинцы. Очевидно, украинские дети не знали своей национальности.

И были и сугубо национальные учреждения. В уже упомянутом журнале «Дошкольное воспитание» за 1913 г. сообщается о двух еврейские детские сады в Киеве. Воспитание в них осуществлялось на родном языке. С детьми проводились занятия по рисованию, лепка, беседы по рисункам, подвижные игры. В одном из этих садов был свой оркестр. Дважды в год проводились национальные праздники «Ханука» и «Пурим». Евреи более добросовестно заботились о сохранении национального единства, чем коренная нация - украинцы.

Определенные особенности имели дошкольные учреждения, созданные Дошкольным комиссией Харьковского педагогического общества (1913), которая відгу кувалась на злободневные нужды общества. Когда началась Первая мировая война и много семей осталось без кормильца, усилиями комиссии на благотворительные пожертвования, членские взносы, средства городской управы 30 сентября 1914 г. в Харькове был открыт дневной приют для детей воинов и бедноты, поскольку жены воинов вынуждены были работать и дети оставались безнадзорными. Родители и население видели положительную роль приютов в воспитании безнадзорных детей. Здесь дети усваивали нормы поведения в коллективе сверстников, формировалось их отношение к природному окружению. Дети поддерживали чистоту и порядок в приюте, приучались к аккуратности. На Рождество они получали в подарок игрушки, одежду, обувь, на Пасху - пасхальные лакомства. Дети завтракали и обедали в помещении, остальное время проводили с воспитателями в городском саду.

Штат приюта, что находится в Университетском саду, состоял из заведующей, двух ее помощниц, двух сотрудников, которые работали бесплатно. В саду стояли столы, скамьи, была песочница. Приют работал с 15 мая по 15 сентября. Его посещало 573 детей школьного и дошкольного возраста. Здесь они вышивали, лепили, учились плести, выпиливали, рисовали, занимались гимнастикой, пением, играли. Старшие дети привлекались к уборке территории.

Существовал также приют для детей воинов в Александрийском саду. Помещение приюта состояло из 5 комнат. Детей кормили обедом из 2 - 3 блюд. В случае необходимости оказывали им медицинскую помощь. Старших учили грамоте. Дети охотно посещали приют.

Уже через год после основания Дошкольная комиссия организовала летние площадки в городских садах, где под присмотром воспитателей дети играли-ся и приобретали общественно-полезных навыков. В основном они были из семей рабочих, торговцев, иногда из семей служащих.

Летняя площадка при Александрийском женском двуклассном училище, работал в 1914 г., финансировала городская управа. Руководила им выпускница Киевских фребелівських курсов В. И. Николаенко. Площадку посещало 368 детей (117 мальчиков и 251 девочка) в возрасте до 12 лет.

Младшим читали. Старшие дети работали - шили сумочки, фартуки, ухаживали грядки с цветами и овощами, проводили экскурсии.

Народные детские сады, летние площадки содержались на мизерные средства, поэтому работали в них преимущественно энтузиастки или недостаточно подготовленные воспитатели. На одну воспитательницу иногда приходилось до 50-ти детей. Часто в группе были дети не только дошкольного, но и школьного возраста, которые не посещали школы.

Мизерные средства, на которые существовал детский сад, не могли обеспечить учебно-воспитательный процесс. Не хватало учебных пособий, материалов для практических занятий, игрушек. Детские сады содержались в тесных, неприспособленных помещениях, которые арендовали за незначительную плату.

Но несмотря на неблагоприятные материальные условия во многих народных ди тячих садах усилиями энтузиастов, творческих людей, которые искренне стремились помочь детям неимущих, внедрялись прогрессивные методы обучения и воспитания. Большое внимание уделялось расширению кругозора детей, знакомству с окружающей средой, с различными предметами и материалами, выработке умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения. Работали над развитием речи, элементарных культурно-гигиенических навыков. Морально-социальное развитие ребенка предусматривал усвоение им основных религиозных заповедей.

В работе детских садов учитывался принцип сезонности. Ведь са ма природа и явления жизни давали необходимый воспитательный материал, который всегда был под рукой. Начала основ трудового воспитания происходило в определенной последовательности. Изделия старших детей даже продавали и таким образом пополняли скудный бюджет заведения. Периодически устраивали выставки детских работ, на которые приглашали родителей. Это служило просветительской работе среди населения, поднимало роль дошкольного воспитания.

В обществе растет интерес к народным детских садов и к вопросу дошкольного воспитания. Киевское общество народных детских садов получает письма с просьбой дать советы по устройству народных детских садов, порекомендовать опытных воспитательниц, направить методические материалы и другую литературу. Пишут из Владимира на Клязьме, Москвы, Самары, Белгорода, Вологды, Риги, Санкт-Петербурга, Казани, Кутаиси, Томска, Кургана, Тобольска, Симбирска, Тамбова, Твери, Тифлис, Мурома и др. Такая география переписки свидетельствует популярность общества и важность его деятельности в новом деле дошкольного воспитания.

Чтобы удовлетворить запросы заинтересованных и расширить связи, общество устраивает выставку «Дошкольное воспитание» (1908 г.), которая действовала в течение нескольких месяцев. Выставка пропагандировала идею дошкольного воспитания в двух основных направлениях: семья и детский сад. На ней демонстрировались оборудование, материалы для игр и занятий, собственно игры и занятия, работы детей и воспитательниц и т.д. Программа выставки была напечатана на русском, французском, немецком языках. На выставке читали публичные и профессиональные лекции, демонстрировали работу с детьми. Были представлены экспонаты из детских садов ряда европейских стран.

На улице Фундуклеевской общество открыло магазин «Дошкольное воспитание», организован на пожертвования (Лубенец Тимофей дал 500 руб.). Здесь продавали книги и принадлежности для дошкольного воспитания. Магазин должен зарабатывать деньги на содержание детей - сирот, но в торговой деятельности общество не достигло успеха и вскоре магазин был закрыт.

Одновременно с ростом количества детских садов, приютов возникает потребность в квалифицированных кадрах. Люди, причастные к делу вы прятания дошкольников, понимают специфику этой работы, как в условиях семьи, так и в детском саду, и необходимость специальной подготовки к ней. В нескольких городах были организованы учебные заведения, которые готовили специалистов разных уровней.

В 1909 г. Киевское общество народных детских садов основывает школу нянь, выпускницы которой должны удовлетворять потребности состоятельной семьи. Образования, полученного в средней школе, было мало для этого, хоть там немного изучали по естественной истории, гигиены и педагогики. Поэтому няни, которых обычно нанимали, могли только забавлять, но не воспитывать детей.

До школы нянь отбирали девочек с 14 лет, чтобы через два года они могли работать. Это были дети из малоимущих семей, которые в основном закончили Киевское двухклассное училище. Они носили форму. Для неимущих школа имела белые фартуки. Дежуря на кухне, ученицы контролировали продукты, их закладка и одновременно учились готовить простые блюда. Другие ухаживали детей в группах. С 11-ти до 14-ти часов - теоретические занятия, с 14-едет 15-й-обед и кормление детей, с 15-едет 17-їзнову теоретические учения.

В школе нянь учили управлять детским пением, лепить, рисовать и в такой способ иллюстрировать и дополнять свои рассказы детям. Учениц обучали также штопать и ремонтировать одежду, кроить и шить, стирать и гладить детские вещи, убирать комнаты. Выпускницы школы нянь работали в семьях и помощницами садівниць (от названия «детский сад», то есть воспитательниц). Наталья Лубенец преподавала в этой школе теорию и практику фребелівських занятий.

Дошкольная комиссия Харьковского педагогического общества также требует специальной подготовки воспитателей, которые имеют среднее образование и готовятся работать в детских садах, приютах. Итак, для работы с детьми дошкольного возраста кадры подбирали сознательно.

Садівниць высокой квалификации для детских садов готовили Педа-гогічні фребелевский курсы в Киеве и Харькове.

в 1907 году Киевское общество трудовой помощи для интеллигентных женщин создает Фребелевских двухлетний педагогический институт.

В институт принимали женщин в возрасте от 16 до 40 лет. В день от крытии директор института проф. И. О. Сикорский, обращаясь к 25-ти першокурсниць, сказал: «Вы же, как и много других женщин, выбрали роль идеалистки Марии. Высокая и благородная эта роль, но и сложная на деле, надо иметь призвание, чтобы ее выполнять». Педагогический коллектив института разработал устав, учебный план и программы, которые были одобрены педагогическим советом. Слушательницы осваивали учение о христианской нравственности, психологию, педагогику, общую историю, историю литературы, естествознание и методика ознакомления ребенка с окружающей средой, теорию фребелівської системы и детскую литературу, методику грамоты и счета, пение, рисование и лепка, гимнастику, анатомию и физиологию человека, основы гигиены, оказания первой помощи, краткие сведения о детских болезнях, практические занятия по фребелівською системой. Особое значение придавали изучению психологии и физиологии ребенка дошкольного возраста, что должно стать залогом правильного направления развития их характера, умений и навыков. В институт принимали также вольных слушательниц без ограничения возраста. В институте работали курсы кройки и шитья, рукоделия. Обучение было платное - 60 руб. в год. При институте действовала летняя школа нянь.

Анализ учебных планов и программ этого института показывает, что большое внимание в нем уделялось психолого-педагогической, методической и практической подготовке будущих воспитателей и руководителей детских садов. Преподавали в институте Наталья Лубенец и София Русова, которая с 1911 года читала курс дошкольной педагогики. Определяя требования к будущей воспитательницы, или, как ее тогда называли - садівниці, проводницы, София Русова подчеркивала необходимость высокой профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка должна дать широкие руководящие принципы, знание детской природы, которые помогут критически оценивать и выбирать те или иные методы воспитания и обучения, приобщение ребенка к труду, понимать разный характер, психологию детей. Важным является умение сознательно и критически пользоваться научными достижениями в дошкольном воспитании, отслеживать новое, прогрессивное, предвидеть, прислушиваясь к новым лозунгам воспитания, определенных настроений, течений общественной жизни. И сама садовница своим трудом, своим искренним вниманием к каждому ребенку, индивидуальными наблюдениями «щирить свое собственное сознание».

Материалы лекций, которые София Русова читала в институте, обобщены и опубликованы в книге «Дошкольное воспитание» (1918 г.). Они содержат обстоятельный анализ трудов европейских психологов и педагогов в области дошкольного воспитания; рекомендации Софии Русовой относительно основных направлений дошкольного воспитания, а также ее концепцию национального детского сада Украины. Впрочем кадры для дошкольных учреждений, хотя и соответствовали тогдашним потребностям и общеевропейскому уровню педагогических требований, однако не были готовы к решению проблемы национального воспитания в условиях сплошной русификации Украины. В труде «Прежде и теперь» София Русова отмечает, что Киевский фребелевских институт не готовил садівниць - украинок. Его выпускницы не могли удовлетворить требования обучения и воспитания детей на родном языке, а в сельских условиях и вообще были беспомощными, не умели найти общий язык с детьми.

В начале XX в. дошкольное воспитание наконец привлекает внимание и государственных деятелей. Государственная дума выработала проект «Правил о воспитательные и образовательные заведения для малолетних», которыми предусматривалась подготовка к обучению в школе детей 4 - 7 лет. Учреждения могут быть платными. Управляют ими женщины, окончившие специальные курсы. Открывают их с разрешения директора народных училищ. Проект содержал еще некоторые положения и требования. Его прислали на рецензию Киевскому обществу народных детских садов. Очевидно, больше разбираясь в дошкольном делу, общество разработало свой проект «Положения о детский сад» и подало его в подкомиссии Государственной думы.

В нем определялось такое.

• Цель детского сада - физическое, умственное, нравственное воспитание детей согласно их природы и подготовка к школе.

• Принимают детей от 4-х до 8-ми лет. Обучение может быть платное или бесплатное.

• Воспитание в детском саду основывается на занятиях, развивают самостоятельность, творчество и удовлетворяющих естественную тягу детей к знаниям.

• Занятия предполагают беседы и рассказы, игры, пение, гимнастика, лепка, рисование, ручной труд, первые элементы чтения, письма, счета.

• Садівницями могут быть лица со средним образованием, получившие специальную подготовку на курсах или в педагогических учебных заведениях.

• Помощница садівниці должна иметь образование учительницы и трехмесячную практику в детском саду.

• Садівниці и помощницы пользуются правом и преимуществами, установленными законом для учителей начальных классов.

• Готовят помощниц на специальных курсах.

• Тот, кто удерживает детский сад, имеет право ежегодно получать от казны 360 руб. на каждую воспитательницу. Это должно быть предусмотрено сметой Министерства народного образования.

Этот проект не был утвержден: государство не бралась за финансирование детских садов. Поэтому дело дошкольного воспитания продолжала развиваться силами общественных деятелей и частных лиц. Но этого было мало для создания сети дошкольных учреждений, которая бы соот-ведала потребностям общества. Женщины все больше привлекались к производственной деятельности и не имели времени на уход за детьми.