3. Формы организации государственной власти и формы организации государства
В разные периоды человеческой истории сформировались различные формы правления.
Это, прежде всего, абсолютная монархия (самодержавие), при которой верховная государственная власть юридически принадлежит одному лицу - монарху, который занимает эту должность, как правило, в заведенном порядке престолоспадкування. За абсолютизма неизбежны произвол чиновников и бесправие народа. В настоящее время абсолютная монархия сохранилась в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах.
Переходной формой правления является дуалистическая монархия, когда буржуазия делит власть с феодалами. За этой формы правления сосуществуют две политические учреждения: феодальная монархия и буржуазный парламент, полномочия которого ограничены монархом, наделяется правом вето и роспуска парламента. Дуалистическая монархия существует в настоящее время в Иордании, Кувейте, Марокко.
Конституционная монархия является буржуазной формой правления. Буржуазия здесь властвует и в экономике, и в политике. Правительство формируется парламентским путем и отвечает за свою деятельность только перед законодательным органом. Конституционная монархия сейчас действует в Великобритании (типичный пример), Бельгии, Дании, Швеции, Норвегии, Японии, Испании.
Президентская республика возникла в США на основе Конституции 1787 года. При такой форме правления президент наделен полномочиями главы государства и главы правительства. Должность премьер-министра отсутствует. Функции различных ветвей власти четко разделены. Президент, который избирается внепарламентским путем, формирует правительство. Он не имеет права распускать парламент. Система высших органов государственной власти США действует на основе принципа сдержек и противовесов, согласно которым Президент, Конгресс и Верховный суд наделяются такими полномочиями, которые дают им возможность влиять друг на друга. Президент США - глава исполнительной власти, он формирует правительство - с участием конгресса. Одновременно Конгресс является носителем " законодательной власти, но Президент относительно законопроектов имеет право вето, для преодоления которого необходимо квалифицированное большинство обеих палат Конгресса. Кроме того, в США широко развита независимая судебная власть.
Парламентская республика. За этой формы правления провозглашается верховенство парламента. Парламент формирует правительство, которое возглавляет лидер той партии, которая имеет большинство в парламенте. Глава государства, как правило, избирается парламентом. Любые действия Президента, вплоть до роспуска парламента и вето, возможны лишь с согласия правительства. Итак, провозглашается верховенство парламента, который фактически работает под жестким контролем правительства. Парламентские республики существуют в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Турции и некоторых других странах. Кстати, термин «парламент» как название употребляется в 40 государствах; «народные (национальные) сборы» - в 37; «конгресс» - 16; «национальная (народная) ассамблея» - 15; «государственные сборы» - в 14. В ряде государств названия высших органов народного представительства индивидуальные: «собор», «кнессет», «ландтаг», «генеральные кортесы», «риксдаг», «скупщина», «сейм», «сенат» и т.д.
В практике некоторых государств широкое распространение получили смешанные формы правления, когда сочетаются элементы парламентской и президентской республики. Типичным примером смешанного правления является Франция. Конституция 1953 года, сохранив определенные атрибуты парламентаризма, фактически оформила установление режима личной власти. Центральной фигурой в системе высших органов государственной власти Франции является Президент, который от 1962 года избирается прямыми выборами. Правительство формируется Президентом и ответственно только перед ним. Президент председательствует в Совете министров, а премьер - в Кабинете министров, который лишь готовит решения для Совета министров. Президент, имея право распускать парламент, фактически наделяется большей властью, чем глава президентской республики.
Составной частью политической системы является форма организации государства, связанная с ее территориальной структурой, то есть зависит от того, из каких частей она состоит и каковы отношения центральных и местных органов власти. Учитывая это, выделяют простое (унитарное) и сложное (федеративное и конфедеративное) формы организации государства.
Характерными чертами унитарной формы организации государства являются: единые Конституция, система органов государственной власти, гражданство, судебная система, разделение территории на административно-территориальные единицы. Унитаризм предполагает централизацию всего государственного аппарата, прямой контроль над местными органами власти. В унитарных государств относятся Украина, Франция, Швеция, Норвегия, Финляндия, Греция, Япония и т.д.
Федеративная форма предусматривает наличие государственных образований, наделенных соответствующей юридической и политической самостоятельностью. Характерной чертой федерации является то, что территория состоит из территорий субъектов, которые обычно учредительной властью в пределах определенной для них компетенции наделяются правом издания законодательных актов; федеральная судебная система, как правило, формируется по единому образцу. Федеративная форма существует в США, Канаде, ФРГ, Австрии, России, других странах. Федеральному парламенту в них присуща двухпалатная структура, хотя в некоторых унитарных государствах (например, Испании, Италии, Хорватии, Польши, Чехии, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане) парламент двухпалатный.
За конфедеративной формы каждая составляющая государства в значительной степени является независимой, но имеют они и совместное (валюта, пошлина, единое экономическое пространство). Пример конфедерации - Европейский Союз, в будущем - СНГ.