Политическая система зависит от среды, в которой она функционирует и развивается. Речь идет о способах реализации власти, совокупность приемов, средств и методов, с помощью которых она осуществляется.
Политическая история человечества убедительно свидетельствует: доминирующей тенденцией развития цивилизации является постепенная демократизация общественной жизни. Этот процесс происходит противоречиво, с «приливами» и «отливами», но все-таки в направлении от тоталитаризма через авторитаризм к демократии, становления правового государства и гражданского общества.
Политический режим. Это понятие является объектом длительных дискуссий в политологии. Обратимся к определению этой категории: политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующий класс (или группа классов) осуществляет свое экономическое и политическое господство, свою власть в обществе. И еще: политический режим есть среда и условия политической жизни общества, иначе говоря, определенный политический климат, существующий в обществе на данном этапе исторического развития.
В основу классификации политических режимов, которую подают современные политологи, положен принцип разделения властей, многопартийность, наличие легальной оппозиции, принципы взаимоотношений гражданского общества с государством. Деятельность государственного аппарата и партийной системы, которая отвечает определенным критериям, отождествляется с демократическим режимом, а если не соответствует им - с тоталитарным в его различных модификациях.
Тоталитарный режим. Термин «тоталитаризм» происходит от латинских слов «totalitas» - полнота, цельность и «totalis» - весь, целый, полный. Понятие «тоталитаризм» было введено в 20-х годах XX в. итальянцами Дж. Амендолоні и П. Табеті для характеристики режима Муссолини.
Теория тоталитаризма достигает древних времен, но в стройную систему выстраивается в 40-50-х годах прошлого века. Первые теоретические исследования по проблемам тоталитаризма - работы Ф. Хайека «Путь к рабству» (1944) и X. Арендт «Источники тоталитаризма» (1951), а также совместный труд К. Фридриха и 3. Бжезинского «Тоталитарная диктатура и демократия» (1956).
Тоталитаризм - определенный тип политической и общественной системы, определенный политический режим. Существует два обобщенные определения этого общественного строя. Согласно первому, тоталитаризм - это политический способ организации власти над обществом и личностью, который характеризуется всеобъемлющим контролем власти над ними, подчинением всей политической системы коллективной целям и официальной идеологии. За вторым, тоталитарный режим - это государственно-политическое устройство общества, основой которого является сильная личность (личная диктатура), с полным (тоталитарным) контролем государства над всеми сферами жизни общества. Тоталитаризм - самая изощренная форма авторитаризма. Для него характерны: контроль одной политической организации - партии - государства над политикой, экономикой, социальной, духовной сферами общества. Во главе этой политической организации стоит одно особое харизматичный (то есть такой, что обладает гипнотическим воздействием на окружение), никому не подотчетен лидер. За тоталитарного режима осуществляется прямое политическое реформирование экономики. Главным институтом партии - государства есть политическая полиция с ее практикой массовых репрессий.
Исторический опыт убеждает, что тоталитарный режим возникает в условиях, когда перед страной встают задачи, для решения которых необходимы чрезвычайные мобилизация и концентрация усилий всего населения, которое поддерживает этот режим и проявляет готовность на определенные жертвы. Именно так было и в Италии в 20-х годах прошлого века, когда страна оказалась в сложной социально-политической ситуации, и в Германии, когда после поражения в Первой мировой войне в стране возник глубокий экономический кризис. В таком же состоянии (быть или не быть) находился в конце 20-х - начале 30-х годов и Советский Союз.
Одним из разновидностей тоталитарного режима является фашизм (от лат. fascio - пучок, вязанка, объединения). Главное идейное лозунг - корпоративное единство нации на основе общности крови, расы. Впервые фашизм был установлен в Италии в 1922 г. Режим Б. Муссолини стремился возродить величие Римской империи, сформировать ментальные основы новых имперских амбиций, установить твердую государственную власть, которая организовала бы все общество для осуществления исторической цели национального возрождения. Опорой фашизма является государственная партия, которая наделяет правительство неограниченной властью. К этой разновидности тоталитарного режима можно отнести военно-фашистский режим генерала Франко в Испании.
Другой разновидностью тоталитарного режима является национал-социализм, который возник в Германии в 1933 г. Ему присущи все черты тоталитарного режима. Национал-социализм связан с фашизмом. Центральное место в концепции национал-социализма отведенное нации, национальной и расовой пренебрежительности. Главная цель - завоевание других народов, мировое господство.
Другая разновидность тоталитарного режима - военно-бюрократический коммунистический режим, для которого характерны: единая партия во главе с харизматическим вождем; официальная идеология; монополия государства на средства массовой информации; милитаризация общества; особая система насилия и террора; жестко централизованная система управления экономикой. Это - советский режим времен И. Сталина, режим Мао Цзэдуна в Китае, Пол Пога в Кампучии.
В свое время велась острая дискуссия, не завершена и по сей день, о тождестве тоталитарных режимов Италии, Германии и Советского Союза. Немецкий историк Э. Нольтке считает, что коммунизм и нацизм как политические течения, по сути, одинаковы и отличаются лишь нюансами.
Среди ряда монографических исследований привлекает внимание книга английского исследователя Алана Буллок «Гитлер и Сталин: жизнь и власть. Сравнительный жизнеописание» (1998), в которой автор параллельно рассматривает жизнь Гитлера и Сталина на фоне событий в мире. Две тоталитарные системы имели много общего, и отличного, хотя в итоге им суждено сойтись в смертельной схватке.
Французский историк Франсуа Фюре в книге «Прошлое одной иллюзии» утверждает, что большевизм и фашизм возникли друг за другом, порождали и подражали друг друга, боролись друг с другом, но сначала они родились в одинаковых условиях: в условиях войны; они - порождение одной истории. И далее отмечает, что большевизм и фашизм, как сугубо политические страсти, получили свое воплощение в неординарных личностях... Виключімо из истории личность Ленина, и не будет Октября 1917. Давай заберем Муссолини - и послевоенная Италия пойдет другим курсом. Гитлер, руководствуясь пагубным желанием автономии, начал воплощать в жизнь программу «Майн кампф». То же самое можно сказать и о четвертом диктатора, Сталина, без которого не было бы «социализма в отдельно взятой стране», а следовательно, и сталинизма.
Однако правда состоит и в том, что задачи, которые стоят перед государствами, методы их реализации были разными, разными были и идеологии. В О.Зинов'єва читаем: «как бы не стремились антикоммунисты отождествить коммунизм с национал-социализмом гитлеровской Германии, мир отнесся к этому без особого восторга. Слишком уж грубой здесь есть фальсификация реальной истории».
Как известно, фашистские режимы в Италии и Германии исходили из необходимости реформировать и, в конце концов, укрепить власть монополистической буржуазии, которая поддерживала эти режимы. Нацизм своим приходом к власти обусловливалось монополистическому капиталу, главной социальной базой фашизма была мелкая буржуазия. Фашистская идеология основывалась на искаженной интерпретации философии жизни, в частности ницшеанскому идеи сверхчеловека, поставленной на службу расизма и геноцида, культовые привилегированной нации, которой надо принести в жертву все другие нации. Этими основополагающими принципами определялась и внутренняя (социальная демагогия, массовые репрессии, концентрационные лагеря), и внешняя (уничтожение и обращение в рабство всего человечества ради процветания одной нации) политика.
В Советском Союзе ставилась задача утвердить общественный строй на основе ликвидации частной собственности на средства производства и освобождение трудящихся от гнета капитала. Ведущими принципами коммунистической идеологии были равенство, коллективизм, социальная справедливость, интернационализм. Этими принципами определялась политика и внутренняя (построение бесклассового общества, ликвидация различий между городом и деревней, умственным и физическим трудом), и внешняя (победа мировой революции). В стране было проведено грандиозную индустриализацию, высокого уровня достигли наука, образование, культура, удовлетворялись элементарные жизненные потребности значительного большинства людей. Государство разгромила фашизм. Однако осуществлялось все это в течение длительного периода развития общества методами, которые набрали брутального характера. Капиталистические формы отчуждения было заменено на новые, труд так и не стал первой жизненной потребностью, а осталась средством для существования, до опасного абсурда с трагическими последствиями массовых репрессий было доказано идею классовой борьбы.
Итак, следует дифференцированно подходить к характеристике тоталитарного общественного строя в Советском Союзе на протяжении всего его существования. Конечно, время военного коммунизма, весь сталинский период можно характеризовать как тоталитарный. Период, когда у власти был Н. Хрущев, доперестроечный устройство скорее можно определить как авторитарный режим. Как утверждал профессор Калифорнийского университета Г. Андерсон, напівприлюдне осуждение Хрущевым репрессий против его соратников - коммунистов стало кульминационным пунктом процесса демонтажа полицейского государства в государстве, который начался в 1953 году... Андерсон также замечал, что взгляд на советское общество как на тоталитарное вызывает чрезмерную готовность принести в жертву многие из его достижений.
В упоминавшейся книге А. Буллок пишет: «Ни у Гитлера, ни у Сталина не было преемника. Но каждый оставил после себя наследство: один - наследство поражения, второй - наследие победы, что, вместе взятое, тяжелым бременем легло на плечи Европы в следующем десятилетии».
Авторитарный режим (синоним - авторитаризм) - государственно-политическое устройство общества, основой которого является сильная личная диктатура. Как правило, авторитарный режим возникает тогда, когда на повестку дня выдвигаются проблемы модернизации экономики, ускорения темпов развития страны. При таких условиях политические права и свободы граждан, деятельность общественно-политических объединений и оппозиции ограничены. Законодательная власть фактически подчиняется исполнительной, сосредоточенной в руках главы государства. Сочетаются централизованно - плановые и рыночные принципы развития экономики. За авторитаризма властная элита, как правило, неоднородна и опирается на политические силы, заинтересованные в сохранении авторитарной власти.
Авторитарный режим имеет признаки, присущие только ему: носителем власти является один человек или группа людей; режим опирается на силу или, при необходимости, может продемонстрировать ее наличие; монополизирует власть и политику, оппозиция существует условно; авторитаризм ограниченно вмешивается в экономику; кадры назначаются сверху, при этом преобладают личные симпатии и преданность вождю. Авторитаризм является переходным от тоталитаризма к демократии и имеет ряд отличий. Во-первых, визначнішою есть цель в перестройке общественного строя. Во-вторых, остается стремление хотя бы формально сохранить демократические атрибуты власти - парламент, партии, оппозицию. В-третьих, всеми полномочиями наделяется государство как надкласовий верховный арбитр. В-четвертых, избирается тактика избирательного террора, направленного на запугивание оппозиции.
При соответствующих условиях авторитарный режим может вывести общество из экономического кризиса, создать условия для развития демократии и формирования правового государства и гражданского общества. Интерес к авторитарным формам власти значительно возрос в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века в связи с разрушением тоталитарного режима в Советском Союзе, странах Центральной и Восточной Европы. В большинстве из этих государств, прежде всего на постсоветском пространстве, наблюдается стремление к авторитарных подходов правления.
В противоположность тоталитаризма и авторитаризма, демократический режим - это такое государственно-политический строй, при котором в обществе управленческие функции исходят из основополагающего принципа - народ является единственным источником власти. Отсюда, как следствие, непосредственная и представительная демократии. Представительные органы государственной власти и местного самоуправления избираются населением путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Функционирует многопартийная система, а также официальная оппозиция, которая конкурирует со своими политическими соперниками и, следовательно, способствует решению насущных социально-экономических проблем. Ведь самое ценное в демократии - это возможность свободной конкуренции, сопоставление различных взглядов и программ.
Свое специфическое обоснование концепция представительной демократии получила в теории элитарной демократии. В соответствии с ней политическая власть принадлежит не всему народу, а его меньшинства - политической элите, что формально правит от имени народа, не способного, по мнению сторонников этой теории, к управлению. Любое управление предполагает разделение на тех, кто управляет, и тех, кем управляют, то есть господство немногих над многими. В то же время массы должны иметь право периодического, преимущественно электорального, контроля за составом политической власти.
Следует заметить, что в последнее время преодолевается идеологический подход в исследовании проблемы политической элиты, когда она рассматривалась не иначе, как в негативно-критическом смысле. Опубликован ряд фундаментальных трудов, в которых феномен политической элиты рассматривается в его целостности и системности как соответствующая политологическая категория.
Политическая система демократического режима характеризуется четкой определенностью функций законодательной, исполнительной, судебной власти. Парламенту принадлежит исключительное право издавать общегосударственные законы; исполнительной власти - законодательной, бюджетной, кадровой инициативы; суда - право определять соответствие законов Конституции государства, а деятельности граждан - принятым законам. Выборы лидеров па всех уровнях политической жизни осуществляются только на альтернативных началах. И что самое важное: эффективно действует механизм контроля электората над властными структурами.
В реальной жизни демократические режимы не бывают однотипными. Так, в истории известны либерально-демократические режимы, роль государства в которых сводится к защите прав, свобод, собственности граждан; консервативные, которые опираются не столько на Конституцию, сколько на политические традиции; охлократичні, которые опираются на власть толпы, власть митинговой демократии.
Наличие демократического режима - необходимая предпосылка формирования правового государства как системы органов и институтов, гарантирующих и обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества.