Существенной характеристикой политического режима является наличие в нем институтов правового государства. За тоталитарного режима правовое государство отсутствует, при авторитарном - ее институты находятся в процессе становления, за демократического режима правовое государство существует.
Правовое государство - это тип государства, основными признаками которого является верховенство права и закона, разделение властей, правовая защита лица, юридическое равенство гражданина и государства. Цель правового государства - служение закону и обусловленном им социальном и политическом строе. Критерий для отнесения определенного государства к правовым - это стабильность общества, оперативность государственного управления, удовлетворенности граждан деятельностью властных органов. Главная задача правового государства заключается в юридическом обеспечении жизненных интересов, жизненного пространства каждого человека. Речь идет о такое общество, в котором государство подчиняется и которому служит, выполняя его волю, - о гражданское общество, которое является основой правового государства.
Понятие «гражданское общество» - одно из самых распространенных и сложных в политологии. Гражданское общество является основой государства, его становление происходит в тесной связи со становлением правового государства.
Современные концепции правового государства и гражданского общества своими корнями уходят в глубину античности. От времен Платона и Цицерона понятие «гражданин» связано с понятием прав и обязанностей, а понятие «гражданское общество» теснейшим образом корреспондируется с понятием «право». Для Аристотеля гражданское общество и государство взаимозаменяемые понятия: «государство есть совокупность граждан, гражданское сообщество».
Платон и Аристотель исходили из того, что общественное жития без государства, без устанавливаемого и поддерживаемого ею порядке приведет к беспорядку и не обещает немого доброго гражданам. С наличием государства Аристотель связывал возможность функционирования права, а оно является мерилом справедливости и регулировочной нормой политического общения. В государственном устройстве мыслитель выделяет три части: первая - это законодательный орган, вторая - должности, третья - судебные органы.
Создатели христианской политической теории Средневековья (Аврелий Августин и Фома Аквинский) резко противопоставляли церковь и государство. Вся история человечества - это грандиозное завершение божественного замысла творения. Появление церкви в целом имеет решающее значение. Государство превращается в «светскую руку» церкви. Единство рода человеческого обнаруживает себя в единстве христианской веры под эгидой церкви.
Заметим, что в эпоху Средневековья эмпирическим базисом образования понятие гражданского общества были городские западноевропейские общины, которые на протяжении веков противостояли притеснениям феодального государства. Средневековые города с их самоуправлением, не закрепощенным работником, этническим и религиозным разнообразием и терпимостью были вызовом феодальной политической раздробленности и деспотическим формам королевско-царской регламентации социальной жизни. Города феодальной Европы, которые получили магдебургское право, не были государствами в державах. их настоящий статус был другим - они были островками гражданского общества в рамках феодальных стран.
Однако в полном объеме идеи правового государства и гражданского общества формируются от XVII вв. По определению профессора Калифорнийского университета Дж. Александера, развитие идеи и практики гражданского общества прошел три стадии, названные им «гражданское общество - И, II, III».
Гражданское общество - И охватывает период от конца XVII до первой половины XIX ст. Его ведущие положения были сформулированы такими выдающимися философами, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г.-В.-Ф. Гегель, Ш. А. де Токвиль, другими мыслителями того времени. Речь идет прежде всего о договорную концепцию гражданского общества.
Английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679) исходил из того, что государство возникает как результат общественного договора из естественного состояния, когда люди жили разрозненно и находились в состоянии «войны всех против всех». В результате общественного договора права отдельных граждан, добровольно объединили свою свободу, было передано главе государства или государственным органам, на которых было возложена функция защиты мира и обеспечения благосостояния граждан. Благо народа - высший закон государства. Сторонник сильной государственной власти (политического абсолютизма), Гоббс провозглашал интересы государства высшим критерием морали.
В своем труде «Левиафан» (1656) Т. Гоббс так обосновывает происхождение государства: «Это реальное единство, воплощенная в одном лице путем согласия, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и передаю им мое право управлять собой на том условии, что ты так же передашь им свое право и санкціонуєш все их действия. Если это осуществится, то множество людей, множество, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни - civitas. Таково рождение того великого Левиафана или, вернее (выражаясь более важно), того смертного бога, которому мы под владычеством бессмертного бога обязаны своим миром и своей защитой». Целью государства является социальный порядок, обеспечение безопасности граждан. Покорение подчиненных государству - безусловное, власти государства - абсолютная. В своем труде «Левиафан» Т. Гоббс создал гимн государству, что ведет к власти разума, мира, безопасности, богатства, цивилизованной упорядоченности. Т. Гоббс первым ввел в политическую науку термин «гражданское общество», которое отождествлял с государством.
Его соотечественник Джон Локк (1632-1704) выступал за буржуазно-конституционную монархию и разделение властей. Законодательная принадлежит парламенту, исполнительная - суда и армии, реферативная - королю и министрам. Законодательная власть является верховной. Возражая Т. Гоббсу относительно абсолютного, неограниченного характера государственной власти, Дж. Локк доказывал, что главной обязанностью государства, возникшего на основании «договора», является соблюдение «естественного права», защита личной свободы и частной собственности граждан. В работе «Два трактата о правлении» (1690) Локк рассматривал широкий комплекс проблем государственной власти и гражданского общества, политических свобод, законности: «Единственный путь, посредством которого кто-либо отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, - это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользоваться своей собственностью и находиться в большей безопасности, чем кто-либо не из членов общества». И далее: «Власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может распространяться дальше, чем это необходимо для общего блага... И кто не владел бы законодательной или верховной властью в любом государстве, обязан править согласно постоянным законам, провозглашенным народом и известным народу, а не путем импровизированных указов». По мнению Локка, народ является безусловным сувереном и имеет право не поддерживать и даже сбросить безответственное правительство.
Французский просветитель Шарль Луи Монтескье (1689 - 1755) четче развил концепцию разделения властей, определил законодательную, исполнительную, судебную и предложил механизм сдержек и противовесов. Философ выделял три формы правления: республика, монархия, деспотия. В своем труде «О духе законов» он утверждал: «Я предполагаю три определения или, вернее, три факта: республиканское правление - это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или части его; монархия, которой управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем в деспотичному обществе все вне всяких законами и правилами движется волей и произволом одного лица». Монтескье, подобно других представителей французского Просвещения, был в плену юридических иллюзий, считая, что идеальные законы способны изменить ход истории. Не отвергая существование Бога, немало сделал для критики религии, прежде всего католицизма, хотя и принимал религию как средство государственного управления. По мнению философа, религия уменьшает деспотизм, улучшает натуру подданных и правителей.
Стержнем политической теории Жана-Жака Руссо (1712 1778), которую он изложил в своей важнейшей работе «Сплошь ный договор, или Причины политического права», является учение о народном суверенитете как осуществлении общественной воли. Эта воля, в свою очередь, выступает источником законов, мерилом справедливости и главным принципом управления. Руссо утверждал: «Законы, собственно, - это лишь условия гражданской ассоциации. Народ, который подчиняется законам, должен быть их творцом: лишь тем, кто вступает в ассоциацию, положено определять условия общежития». Жан-Жак Руссо считал, что подчиняться своим страстям значит быть их рабом, а соблюдать закон, добровольно принятого, значит быть полностью свободным. Философ выступал за всенародные референдумы по ключевым вопросам общественной жизни, сформулировал идею народного суверенитета. Определяя критерии правления, Руссо сделал такой вывод: «При всех прочих равных условиях такое правление, когда без сторонних средств, без предоставления права гражданства, без колоний граждане плодятся и множатся, есть, несомненно, лучшее правление, а при котором народ уменьшается количественно и оскудевает, есть худшее».
В конце XVIII - начале XIX в. традиционную концепцию единого общества - государства меняет представление о гражданское общество, отличное от государства. Концепция гражданского общества является одним из важнейших достижений политической и социальной мысли этого периода. Выделяют два направления этой концепции.
Сторонники первого направления отстаивали либерально-демократическую модель, выходили из саморегулируемых возможностей гражданского общества, в центре которого находится свободная и независимая личность. Отмечалась возможность деструктивного влияния государства на общество.
Найрельєфніше эту концепцию сформулировал французский мыслитель Ш. А. де Токвиль. Базовым элементом гражданского общества Ш. де Токвиль считает общину. Важная роль в функционировании гражданского общества принадлежит разным ассоциациям: семейным, профессиональным, религиозным и т.д.
Сторонники второго направления, опирается на немецкую философскую традицию, развивали статистское модель, рассматривая гражданское общество как особую сферу социума, отличной от государства, но не противоположную ей, при этом предпочтение отдавалось праву и законам.
Немецкий философ, социальный мыслитель Иммануил Кант (1724-1804), один из создателей концепции «правового государства» и «гражданского общества», считал, что страной должны править не люди, а законы. В своем труде «Метафизика морали» утверждал, что в правовом обществе гражданская свобода является правом лица подчиняться только тем законам, со справедливостью которых она согласна и добровольно придерживаться которых она обязуется. За Кантом, правовые атрибуты суть: основанная на законе свобода каждого не повиноваться иному закону, кроме того, на который он дал свое согласие. Только общая воля народа может быть источником всех законов в правовом государстве.
Оригинальное видение диалектики гражданского общества и государства находим у представителя немецкой классической философии Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 - 1831). Социальная история, по Гегелю, - это развертывание моральной идеи на трех главных ступенях исторического развития. Это - семья, гражданское общество и государство. В целом Гегель тяготел к утверждению примата государства над гражданским обществом. Государство представляет общество в его единстве. Только удерживая гражданское общество в подчиненном положении, государство может обеспечить его свободу. За образцовый государственный строй Гегель считал конституционную монархию, прежде всего гірусську.
Гражданское общество - в таких моделях, как либерально-демократическая и статистська, - на практике было буржуазным обществом, что утверждала либеральные свободы, формировало законы, общественное мнение относительно проблем, признанных загальнозначущими. Рынок придавал этому обществу механизмы саморегуляции, освобождая неполитическое сферу от потребности в государственной регламентации. В то же время рынок имел и антигромадянські тенденции: чрезмерный индивидуализм, резкое социальное расслоение, пауперизацію трудовых классов, утрате ими чувства принадлежности к обществу.
Гражданское общество - II. Его период продолжался от середины XIX до второй половины XX в. В это время происходит осознание тех негативных тенденций, которые с развитием буржуазного общества принес рынок, рост обеспокоенности ними, а также социальных антагонизмов и обострения классовой борьбы. Во многих странах, где ранее разрабатывалась и реализовывалась теория гражданского общества, теперь изменяются его параметры. На практике это проявляется в пропаганде насильственных методов решения конфликтов, становятся популярными социалистические концепции и одна из самых радикальных - марксизм.
Карл Маркс (1818-1883 гг.) вслед за Гегелем рассматривал гражданское общество как исторически закономерный процесс и связывал его формирования с соответствующей степенью развития общества, прежде всего буржуазного. Гражданские связи и гражданское общество является формой классовых отношений, порожденной капиталистическим способом производства, что должен погибнуть вместе с ним. При социализме К. Маркс представлял этот процесс как создание сильного государства с диктатурой пролетариата, что, изменяясь и превращаясь на всенародное государство, передает свои властные функции самоуправлению и в конечном итоге отмирает, а на ее месте появляется гражданское общество. Аналогичного мнения придерживался и В. И. Ленин. Реальная действительность доказала утопичность этой концепции. Таким образом, можно говорить, что в конце XIX - начале XX в. сформировались отличные от предыдущих подходы к проблематике гражданского общества и соответствующие теоретические конструкции. Именно с тех пор интерес к этой проблематике спадает. Одной из причин этого является беспредельное вмешательство государства, ее тоталитарных режимов (в это время возникают фашистские режимы в Италии у власти стал Муссолини, в Германии - Гитлер) в сферу частной жизни граждан. Концепция гражданского общества становится непопулярной.
Гражданское общество - III. Возобновление интереса ученых к проблематике гражданского общества отмечают в 70-80-х pp. XX ст. Общая причина такого интереса заключается в протесте против огосударствления общества и засилье в нем властных структур. Центр тяжести в исследовании социальных проблем переносится на исследование демократических ценностей, на анализ проблем гражданского общества.
Среди многообразия идей в теоретическом развития гражданского общества, по большому счету, можно выделить два направления. Первый: гражданское общество - это особая позадержавна сфера социума. Второй: гражданское общество рассматривается как соответствующий вид социума, идентифицируется с государством, взятой в целом. При этом под государством подразумеваются именно властные политические структуры.
В методологическом контексте наиболее продуктивным, на наш взгляд, является такой подход. Гражданское общество является основой государства, его становление связано со становлением правового, социального, демократического государства. Гражданское общество - общество зрелых граждан с высоким уровнем политической культуры, что совместно с государством создает развитые правовые отношения. Гражданское общество - это общество свободных граждан, которое свободно от государства, но взаимодействует с ней ради общего блага. Действенное и сильное гражданское общество уравновешивает энергию власти, которая без сдерживающих факторов может перейти в состояние социальной агрессии. Суть гражданского общества, наконец, заключается в обеспечении законных прав человека. Лицо в таком обществе имеет гарантированное право свободного выбора им тех или иных форм экономического и политического бытия, идеологии, мировоззрения, а также возможность свободно высказывать свои мысли.
В реальной жизни наблюдаем три варианта отношений гражданского общества и государства. Первый - гражданское общество подавляется государством, вследствие чего возникает тоталитарный режим. Второй - между гражданским обществом и государством устанавливается шаткое равновесие, когда возникают авторитарные режимы разной степени жесткости. Третий - государство выполняет волю гражданского общества, действует в рамках права как правовая. Тогда возникает и действует демократический режим.
В конце концов, гражданское общество можно представить как своего рода социальное пространство, где люди взаимодействуют как независимые от государства индивиды. Что более развитое гражданское общество, тем больше оснований для демократических режимов, что меньшая развитость, тем больше вероятность существования авторитарных и тоталитарных режимов.
Возникновение гражданского общества детерминированное разграничением прав человека (на жизнь, стремление к счастью) и прав гражданина (политические права). Следовательно, важнейшей предпосылкой существования и гражданского общества, и правового государства является лицо, которое обладает правом на реализацию как экономических, так и культурных, духовных и политических потенций, осуществляя которые лицо обеспечивает за гражданское общество воспроизводство социальной жизни.
Если основным элементом гражданского общества выступает личность, то его несні конструкции - все те социальные институты, которые призваны содействовать всесторонней реализации личности, ее интересов, стремлений. В структурном плане гражданское общество - это диалектическое единство трех основных сфер: политической (отношения, возникающие в связи с удовлетворением политических интересов и свобод путем обеспечения участия граждан в различных партиях, движениях, государственных и общественных делах, ассоциациях); экономической (экономические отношения, и прежде всего отношения собственности); духовной (процессы функционирования и развития гражданского общества в общественном и индивидуальном сознании - в виде научных теорий, концепций, а также обыденного сознания, житейского опыта, традиций).
Итак, гражданское общество - это система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи ценностей от поколения к поколению. Интересы и потребности выражаются через такие институты гражданского общества, как местное самоуправление, политические партии, профессиональные и другие объединения, церковь, семья.