Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Экономическая безопасность предприятия

Раздел 2. ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

 

2.6. Определение сведений, составляющих

коммерческую тайну предприятия

 

Одной из первоочередных проблем в решении задач по защите коммерческой тайны предприятия является правильное и своевременное определение информации, которая будет защищаться как коммерческая тайна. Правильное и своевременное определение сведений, которые составляют коммерческую тайну, является одним из центральных элементов в системе мер, которые должны осуществляться предприятием по защите своей собственности и обеспечению его экономической безопасности. При других условиях эффективность и действенность системы правовой защиты коммерческой тайны предприятия значительно снизится.

Отнесение сведений к коммерческой тайны диктуется прежде всего необходимостью обеспечения экономической безопасности предприятий, осуществляющих свою деятельность в условиях конкурентной борьбы, недобросовестной конкуренции. [67]

Поскольку секретность определенной информации может способствовать достижению максимальной прибыли, как коммерческую тайну целесообразно защищать те сведения предприятия, которые позволяют повысить конкурентоспособность его товаров и услуг на рынке.

При организации работы по определению сведений, подлежащих защите в качестве коммерческой тайны, следует решать два основные задачи, которые стоят перед предприятием: во-первых, на правовой основе определить наиболее ценную информацию коммерческого характера с целью предупреждения ее утечки к конкурентам, и, во-вторых, выделить такую, которая бы способствовала повышению приоритета, имиджа предприятия на рынке и могла бы быть использована в рекламных целях. [67]

При организации этой работы следует выходить из статей 505 Гражданского кодекса и 36 Хозяйственного кодекса, а также из того, что в Украине отсутствует общегосударственный перечень сведений, которые составляют коммерческую тайну, которым можно было бы руководствоваться предприятиям.

Такого перечня, исходя из содержания Хозяйственного и Гражданского кодексов, закона Украины “Об информации”, быть не может (в противовес Перечня сведений, составляющих государственную тайну).

При организации работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну, необходимо учитывать действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области информации, а также ряд других обстоятельств. [67]

Во-первых, необходимо руководствоваться требованиями постановления Кабинета Министров Украины № 611 от 9 августа 1993 г. “О перечень сведений, которые не являются коммерческой тайной” (Сборник постановлений Правительства Украины. - 1993. - № 12), которая устанавливает 7 блоков сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну, в том числе:

- учредительные и другие документы, которые позволяют заниматься предпринимательской деятельностью;

- сведения, необходимые для проверки исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей;

- сведения о численность и состав работающих, их заработной плате в целом и по профессиям и должностями;

- информация о загрязнение окружающей природной среды, несоблюдение безопасных условий труда, реализации продукции, которая наносит вред здоровью, размеры причиненного при этом вреда и др.

Во-вторых, при определении сведений, составляющих коммерческую тайну, следует учитывать положения Закона “О информацию” о том, что не может устанавливаться режим ограниченного доступа к информации, если она общеизвестна, общедоступная на законных основаниях и не нуждается в защите.

В-третьих, не подлежат защите как коммерческая тайна изобретения, рационализаторские предложения и другая информация промышленного характера, право собственности на которые оформлены патентом, авторским свидетельством, поскольку эта интеллектуальная собственность юридических или физических лиц уже защищена патентным или авторским правом.

Определяющим признаком (обязательным реквизитом) документов, содержащих коммерческую тайну, является наличие в них ограничительных грифов типа “Коммерческая тайна - особенно важно”, “Коммерческая тайна - строго конфиденциально”, “Коммерческая тайна - конфиденциально” и других (за исключением ограничивающих грифов, которые относятся к государственной тайне: “Цілкої секретно”, “Секретно” и др.).

В-четвертых, к коммерческой тайне не могут относиться сведения, которые составляют государственную тайну. Согласно ст. 12 Закона Украины “О государственной тайне” от 21 сентября 1999 г. (ВПР. - 1994. - № 16) следующие сведения концентрируются в Перечне сведений, составляющих государственную тайну, который формирует и публикует в официальных изданиях Служба безопасности Украины на основании решений государственных экспертов по вопросам тайн.

Кроме того, согласно указанной статьи этого же закона сведения, составляющие государственную тайну, кроме Перечня могут содержаться в отраслевых, ведомственных, межотраслевых или межведомственных развернутых перечнях сведений, составляющих государственную тайну, а также перечнях отдельных предприятий. [67]

Следует иметь в виду, что Закон “О государственную тайну” (ст. 15) регламентирует порядок рассекречивания сведений, которые составляют государственную тайну. Данная правовая норма не исключает возможность, за определенных обстоятельств (отказ государства от секретов, конверсия предприятий военно-промышленного комплекса и др.), перерастании государственной тайны в коммерческую и ее использование предприятием в производственных и других целях. [67]

Наконец, при определении сведений, которые составляют коммерческую тайну, следует учитывать интерес и стремление конкурентов, которые всегда нацелены на получение необходимой информации о соперника для выживания в конкурентной борьбе.

Практика показывает, что основные направления конкурентов сводятся к получению информации о:

- финансовое положение предприятия-конкурента;

- научные разработки, идеи;

- руководство и разработчиков продукции, оборудования, идей, стратегий и т.п.;

- прогнозы его развития в будущем;

- условия контрактов и соглашений;

- сведения о технологической и технической спецификации производимой и перспективной продукции;

- маркетинг и стратегия цен;

- будущие рекламные компании;

- систему и организацию безопасности предприятия.

Организацию работы по определению сведений можно условно разделить на три этапа. [67]

Первый этап. Он предусматривал издание на основании ст. 162 Хозяйственного кодекса и устава предприятия приказа о определение сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия.

В нем должны быть предусмотрены организационные мероприятия, связанные с проведением данной работы, в частности:

- создание постоянно действующей комиссии предприятия по коммерческой тайне;

- определение лиц, которым предоставляется право предварительно классифицировать информацию как коммерческую тайну (инженерно-технический состав, научные сотрудники, менеджеры, маркетологи, экономисты, юристы и др.);

- методика проведения работы по определению сведений, которые могут составлять коммерческую тайну;

- порядок документации всей работы по определению сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия;

- сроки подготовки перечня сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия и его представление на утверждение руководителю предприятия.

Как правило, предложения о включении конкретных сведений в список на рассмотрение постоянно действующей комиссии вносят руководители структурных подразделений (начальники цехов, управлений, отделов, лабораторий, бюро и др.) в письменной форме в виде докладных или служебных записок, представлений и др. Предложения должны быть аргументированными, содержать соответствующие юридические и маркетинговые обоснования.

Если на предприятии отсутствуют достаточно квалифицированные специалисты в области защиты информации, к этой работе на договорной основе могут быть привлечены специалисты или эксперты других предприятий, учреждений и организаций.

Второй этап. Он заключается в том, что постоянно действующая комиссия должна сделать оценку возможного размера убытков, если предприятие своевременно не “засекретить” важную информацию как коммерческую тайне и по этой причине произойдет ее утечка.

На этом же этапе необходимо сформулировать и определить возможные негативные последствия для предприятия в случае открытого использования тех или иных сведений, которые включены в список для рассмотрения как коммерческая тайна, но за некоторых объективных или субъективных причинам не получили статус коммерческой тайны.

Негативными последствиями в этих случаях могут быть:

- потеря приоритета в научных исследованиях, фактическая невозможность патентования и продажи лицензий на научно-технические достижения;

- срыв выгодных контрактов и соглашений;

- необходимость проведение дополнительных маркетинговых исследований и разработки новой рыночной стратегии;

- сокращение конкурентами материальных затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- расторжение деловых отношений с одним или несколькими партнерами и т. д. [67]

Третий этап. Он заключается в формировании перечня сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, и введение его в действие.

Анализ зарубежной практики и работ российских и украинских авторов по вопросам правовой защиты коммерческой тайны позволяет определить оптимальную структуру перечня сведений, которые составляют коммерческую тайну предприятия.

Его структурные элементы связаны с определенными сторонами деятельности предприятия и включают в себя сведения о:

- производство;

- состояние рынка;

- управления;

- партнеров;

- планы;

- контракты;

- совещания;

- цены;

- финансы;

- научно-технические достижения;

- собственную безопасность предприятия.

В перечне необходимо указать контрольные сроки или обстоятельства, при наступлении которых может возникнуть вопрос о рассекречивание определенных сведений, потеряли свое значение. Также следует учитывать, что степень конфиденциальности конкретных сведений может меняться от этапа деятельности предприятия и изменения ценности информации во времени. [67]

Разработан постоянно действующей комиссией перечень должен быть представлен руководителю предприятия на утверждение. Если последний согласен с ним, перечень вводится в действие приказом по предприятию как официальный документ. Он должен быть обязательно доведен до исполнителей в части, их касается, под собственную подпись.

Последнее обстоятельство дает основания предприятию на правовой основе применять любые меры к сотруднику предприятия в случае разглашения им коммерческой тайны, с которой он был ознакомлен.

Перечень сведений должен периодически корректироваться. С него должны исключаться те сведения, которые потеряли свое значение и одновременно вноситься другие, которые нуждаются в правовой защите. [67]