Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Региональная экономика

Глава V

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

3. Финансовые аспекты активизации инвестиционного процесса в Украине

 

Среди важнейших проблем, которые встают перед экономистами различных теоретических школ и направлений, является анализ факторов и потенциала экономического роста, взаимосвязи таких социально-экономических процессов, как потребление и накопление, инвестирование и сбережения, поиск эффективного механизма обеспечения стабильного роста экономики. Больше полвека назад английский экономист Дж. Кейнс в труде "Общая теория занятости, процента и денег" разработал экономическую теорию современной рыночной экономики. На ее основе было создано подход к анализу проблем экономического роста на основании того, что спрос не совпадает с предложением, а сохранение - с инвестициями, из чего следует, что важное внимание в стабилизации экономического роста необходимо уделять формированию спроса и, более всего, спроса на капиталовложения.

Важным фактором макроэкономической стабилизации, с точки зрения Кейнса, является государственное вмешательство в экономические отношения через регулирование накопления и потребления и прежде всего через налоговую и бюджетную политику. При этом ведущая роль в кейнсианской экономической теории предоставляется понятию макроэкономического равновесия. Кейнс рассматривает взаимную связь между запланированными расходами и национальным доходом как центральный вопрос макроэкономического анализа. Или будут способны семейные хозяйства, фирмы-производители, правительственные органы, которые отдельно формируют расходы, купить товары и услуги, которые та или иная экономическая система может произведешь в условиях полной занятости? Этим вопросом Кейнс занимался, рассматривая функционирование экономической системы на долгосрочных временных отрезках. Личное потребление, на которое направляется значительная часть расходов хозяйственных субъектов, составляет более двух третей всех закупок товаров и услуг, следовательно, надо мата представление о расчетный доход после всех налоговых выплат как главный фактор, определяет структуру потребительских расходов. Каждое увеличение дохода увеличивает и расходы, однако на сумму, ниже от полученного дохода. Долю сбережений между ростом дохода и произведенными расходами Кейнс называет предельной склонностью к потребления.

Функция потребления может быть выражена формулой

С = А + BP,

где С - потребление; В - предельная склонность к потреблению; Г - расчетный доход; А - константа, которая характеризует величину потребления при расчетном доходе, равном нулю, и называется автономным потреблением. Следует иметь в виду, что автономные расход не зависят от изменений в доходах.

От степени роста доходов зависит рост налогов и увеличение национального дохода, но равновесие между плановыми расходами и национальным продуктом достичь трудно. Например, национальный доход возрастает на 10 млн. долл., но это не приведет к увеличению плановых затрат на ту же сумму, поскольку необходимо некоторое время для наращивания производства товаров. Если же происходит снижение национального дохода, то разница остается в товарно-материальных запасах. Изменение уровня равновесие национального дохода в большей степени, чем изменение исходного уровня автономных расходов, его вызвавшей, является ключевым моментом кейнсианской модели макроэкономического равновесия. Это понятие в макроэкономической теории основано как мультипликационный эффект. Отношение абсолютных величин равновесия национального дохода к уровню автономных затрат вызвавших их называют мультипликатором расходов.

Изменения в автономном потреблении могут изменять плановые выиграть, что в какой-то мере компенсирует частые расширения и сужение экономической системы в ходе ее развития по фазам деловых циклов. Это исходит из того, что потребитель распределяет свой доход на сохранение и расходы каждый день, каждый месяц, каждый год без изменений, а это очень тяжелый для оценки фактор, который может повести себя по-разному. В структуре национального дохода потребления с учетом мультипликационного эффекта составляет две трети его объема; увеличение потребления лишь на один процент может вызвать в темпах экономического роста значительно больший скачок. Рост уверенности потребителей может вызвать экономический рост, но и падение уверенности ведет к резкому уменьшение экономических показателей. Таким образом, экономический спад может быть вызван не только ошибками в проведении денежно-кредитной политики, например, резким сокращением денежной массы, находящейся в обращении, но и уменьшением потребления или инвестиционных расходов, тесно связанных с ожидаемыми экономическими субъектами.

Дж. Кейнс видит пути выхода из экономического спада через регулирование фискальной системы, величины налогов и государственных закупок. Его вклад в государственное регулирование экономики и его новое видение денег, финансов и кредита, его дальновидность в обосновании государственного вмешательство в расширенное воспроизводство производства, анализ процессов занятости и наращивание объемов производства через инвестиции и взвешенные бюджетную и фискальную политику были тогда передовыми и теперь не потеряли своего великого практического значения. Вместе с тем Дж. Кейнс недооценивал влияния роста цен на процессы воспроизводства производства, влияния денег как меры стоимости на обеспечение высоких темпов подъема экономики и не придавал значения тому, что повышение спроса без предложения приводит к инфляционным процессам. Эти недостатки привели к появлению сторонников неоклассической теории денег, которые выдвинули теорию монетаризма. Ее основала группа экономистов, ведущее место среди которых занимает М. Фридман (США). Основой их учения является количественная теория денег, и они считают, что нестабильность в экономике начинается в денежной сфере. То есть денежная масса является главной в расходах экономики. Финансы, бюджет и инвестиции, по их учению, если они не подкреплены динамикой денежной массы, имеют второстепенное значение. Такой вывод отодвигает кейнсианскую теорию экономических факторов - бюджетной политики и инвестиций - на задний план, а на передний ставится культ денег, которые обеспечивают гарантию осуществления платежей.

Таким образом, кейнсианскую модель экономического регулирования экономики и роль бюджета в этом процессе поставлена под сомнение. На наш взгляд, как кейнсианская модель, так и монетаризм М. Фридмана имеют положительные качества. Кейнсианская модель регулирования экономики дала возможность преодолеть тяжелые негативные последствия великой депрессии в США и в Англии.

Экономический кризис, который переживает Украина, в чем-то подобна великой депрессии, но идет с более тяжелыми последствиями. Не секрет, что валовой внутренний продукт в Украине сократился более чем на половину, капитальные вложения и государственные закупки - еще больше. Одновременно производственные мощности простаивают или же их возможности используются менее чем на половину.

Кейнсианская теория регулирования экономики как раз и предусматривает такие кризисные явления, а также пути выхода из экономического кризиса за счет государственных инвестиций в экономику на капитальные вложения для внедрения передовых технологий, полного отказа от закупки импортных товаров, эмиссии денежной массы для покрытия бюджетного дефицита за условий эффективного использования ее в приоритетных направлениях производства, создание производственных мощностей всех форм собственности для производства одноименных товаров для свободной конкуренции на рынке и внедрение энергосберегающих технологий на основе жесткого режима экономии.

Рассчитывать на идеальные модели нельзя. Практика показала, что сдерживание денежной массы может определенное время тормозить рост цен. Но только монетарными методами остановить инфляционные процессы, падение производства, решить проблему экономического кризиса не удается.

В течение последних лет практика показала, что необходим целый комплекс мер, включающих совершенствование налоговой системы, валютного регулирования, ценовой политики и целевого направления бюджетных расходов. Принимая неокейнсіанську модель государственного регулирования экономики, не следует отвергать монетаристскую теорию, потому что ее можно применить при стабильной экономике для поступательного движения вперед. Тем более, что в отличие от кейнсианской модели монетаристскую модель полностью не было внедрено в одном государстве, а использовались только ее элементы. В условиях глубокого экономического кризиса соблюдение монетаристской теории может привести к негативных последствий. Реалии сегодняшнего дня - постоянное снижение производства продукции, а на этой основе - неплатежи и растущий дефицит бюджета. Монетаристскими методами можно ликвидировать дефицит товаров за счет дефицита денег, но если это цель, то она приведет к жестким негативных явлений.

Сегодня все должно быть подчинено стабилизации отечественного производства и его развития на приоритетных, конкурентоспособных направлениях. Привлекать средства в государственный бюджет для приобретения новейших технологий и развития производства необходимо за счет уменьшение налогового давления на предприятия государственного сектора экономики и принятие мер относительно налогообложения организаций теневой экономики, которая недодает в бюджет до 50 процентов налогов. Нужно ввести систему налогообложения, которая бы стимулировала производство и вызвана доверие, то есть такую систему, что отвечает нынешнему состоянию экономики.

Сегодня на внутреннем рынке Украины доминируют товары, завезенные из других стран, они занимают в общем объеме товарооборота до 50 процентов, а это подрывает экономику государства и требует защиты товаропроизводителей Украины как на законодательном уровне, так и за счет использования финансово-кредитных рычагов. Украина имеет большие запасы угля, железной руды и других природных ресурсов. Занимая всего 0,5 процентов мировой суши, она добывает около 5 процентов мировых полезных ископаемых. По экономическим потенциалом она занимала второе место среди республик бывшего Союза. Сегодня же наоборот, в Украине недостаточно энергоносителей, промышленно-технологическая база нуждается в переоборудовании и реконструкции. Ресурсоемкость промышленной Украины в три раза, а энергоемкость в девять раз превышает европейские стандарты. Ориентация на экспорт товаров в страны с рыночной экономикой и на получение кредитов от МВФ, Всемирного и других банков себя не оправдала. Выход - в жесткой экономии средств, что приведет к очень болезненному снижению уровня социальной защищенности населения и его жизненного уровня. Скрытой безработицей в Украине охвачено более 30 процентов трудоспособного населения, а уровень открытого не достигает и двух процентов. Денежная масса, бюджет, кредит и другие показатели объединены в систему, развиваются в новой экономической системе не ординарно. Сегодня трудно обозначить траекторию развития финансово-кредитной системы Украины. Оптимально следует решать проблему на основе системного анализа и использовать программно-целевой подход.

Наряду с этим реализацию данного подхода нельзя осуществить без отработки механизма регулирования, который позволяет корректировать отклонения от программной траектории движения. Например, увеличение или уменьшение денежной массы, необходимость изменений в кредитовании целевых программ, проведение мероприятий по корректировке доходной и расходной частей бюджета и т.д. Такой подход позволит ввести научно обоснованную систему управления этими Процессами.

Следует отметить, что в государстве прослеживается процесс децентрализации управления формированием бюджета (консолидированный бюджет), что привело к необходимости создания казначейства, которое соответствует вместе с его органами на местах за использование средств государственного бюджета. Районные, городские финансовые органы и облфинуправления несут ответственность за использования средств соответствующих местных бюджетов. Можно привести примеры проблем распределения кредитных ресурсов, налогообложения и введении местных налогов. Все названное, включая взаимоотношения органов местного управления с предприятиями, организациями и учреждениями, резко повышает роль и ответственность органов местного управления экономическое развитие регионов.

В условиях перехода к рыночной экономики эффективным методом государственного регулирования процессов экономического развития должно быть планирование в государственном секторе экономики и регулирования деятельности негосударственного сектора. Планирование и регулирование должно охватывать как в целом экономику государства (индикативное планирование), так и местные органы управление на основе объективной информации по вопросам формирования местных бюджетов, использования кредитных ресурсов и налоговой политики.

Выход из экономического кризиса даст возможность проводить исследования с помощью экономического программирования, основное значение которого базируется на необходимости реализации комплексной программы дальнейшего развития экономики государства, а также отдельных программ, к которым относятся финансовые, кредитные, налоговые, ценовые и др. Не последнее место в этом процессе может принадлежать и теневому капиталу. Речь идет о нейтральных деньги. Понятие нейтральных денег, на , по нашему мнению, включает в себя деньги, которые полностью исключены из денежного оборота на определенный период: месяц, полгода, год и т. д.

Нейтральные деньги следует отличать от нейтральности денег, которая, согласно гипотезе Юма, является явлением, когда происходит не реальное увеличение показателей экономического роста, а номинальный рост их значения.

Исследования показывают, что рост нейтральных денег происходит в периоды роста инфляции и особенно в период гиперинфляции, когда государство не может обеспечить четкой гарантированной индексации денежных сбережений граждан, которые находятся на вкладам в банках. В этих условиях недоверия к национальным денег население обменивает свои сбережения на валюту (доллары, фунты стерлингов, немецкие марки и др.). По различными источниками информации, сбережения, которые не задействованы в денежном обращении и мертвым грузом лежат у населения, составляют от 15 до 25 млрд. долл. На нашему мнению, нейтральные деньги в практической деятельности Национального банка Украины и в исследованиях большинства ученых почти не учитываются.

Исходя из приведенного, предлагается при организации процесса прогнозирования монетарной политики учитывать показатели имеющихся нейтральных денег как у населения, так и в частных предприятий и организаций. Определение нейтральных денег производится по формуле

Н= (pl + Вб) - Ур2 + Н1,

где Н - нейтральные деньги; Вр1 - денежная масса в обращении на начало года; р2 - денежная масса на конец года; Вб - денежная масса, выпущенная в обращение в текущем году; Н1 - сумма нейтральных денег на начало года.

Нейтральные деньги отражают разницу между суммой денежной массы в обращении на начало года и новых банкнот, выпущенных в обращение за год, и денежной массой в обращении на конец года плюс нейтральные деньги на начало года.

Нейтральные деньги состоят из сбережений (не направленных на покупку товаров или на счета в банках), закупленной валюты, которая находится у населения или в частных предприятиях в сейфах и не принимает участия в денежном обращении, а следовательно, и в стабилизации и развитию экономики Украины. Определение их производится по формуле

Н=П+О+С+С+В,

где П - деньги, сэкономленные населением, но не внесенные в банки и не предназначены для покупки товаров; О - деньги, полученные от официальной предпринимательской деятельности, но скрытые от налогообложения, а поэтому они не лежат на счетах банков; С - пенсии, стипендии, направленные на сбережения, но не внесенные на личные счета в банки; - деньги, полученные от нелегального бизнеса; В - валютные сбережения, внесенные на личные или расчетные счета в банки и не принимают участия в развитии независимого государства.

Следует отметить, что деньги, полученные от наркобизнеса, проституции, игорного бизнеса, незаконной торговли оружием и т.д., частично можно тоже отнести к нейтральным. Но они добываются преступным путем и должны полностью извлекаться в государственный бюджет. Отдельного рассмотрения требует вопрос "отмывания", легализация этих денег как внутри страны, так и за ее пределами.

Нейтральные деньги при страховании государством вкладов граждан на случай их обесценивание или банкротства банка могут и должны участвовать в стабилизации экономики Украины.

Комплекс мероприятий по разработке финансово-кредитной политики государства и становления системы управления финансовой и кредитной системами соответственно к развитию в Украине новых экономических отношений позволят стабилизировать экономику и придать ей положительного поступательного движения. Состояние экономики Украины свидетельствует, что нет достаточно взвешенной стратегии экономических преобразований. Это подтверждает анализ выполнения планов и программ развития, реструктуризации и стабилизации экономики.

Экономическая наука, практика развития рыночной экономики передовых государств показывают необходимость четкого государственного регулирования инвестиционной деятельности, тем более в условиях экономического кризиса. Прежде всего этого требует производственный сектор, внедрение новейших технологий на перспективных направлениях его развития. Функционирования предприятий всех форм собственности в условиях рыночных отношений ожидает проведения эффективной инвестиционной политики, которая должна опираться на обеспечение наименьших затрат на привлечение инвестиций, формирование четкой системы финансирование и получение максимальной прибыли на вложенные средства. Инвестиции могут производиться как за счет привлеченных, так и за счет собственных средств не только на уровне предприятий, но и на государственном уровне. На уровне предприятий в собственных средств относятся амортизационные отчисления и реинвестированная часть чистого прибыли, а к привлеченным - "кредиты банков, займы других учреждений, эмиссия акций и облигаций. На уровне государства можно выделить два вида инвестиций: финансовые и производственные. К первым следует отнести вложение средств в покупку акций, облигаций и других ценных бумаг, ко вторым - средства, вложенные в производство для его расширения, реновации, модернизации и покупке новейших технологий.

Переход к рыночной экономике дает возможность разделить инвестиции на частные и государственные. Частные инвестиции вкладываются в те отрасли производства, которые имеют высокую прибыль, или когда есть гарантия, что внедрение в них новейших технологий позволит получить высокие прибыли. Государственные инвестиции направляются, как правило, на приоритетные направления развития производства как за счет бюджетных средств, так и за счет долгосрочных кредитов.

Анализ показывает, что на сегодняшний день нет соответствующих условий для создания режима наибольшего благоприятствования инвестиционной деятельности ни на микро-, ни на макроуровнях. Сейчас у предприятий нет базы для проведение мероприятий по воспроизводству производства, а там больше, для инвестиционной деятельности в расширении производства и приобретение новейших технологий, что требует решения проблемы на уровне государства. Для выхода из экономического кризиса государство должно иметь научно обоснованную и просчитанную программу инвестиционной деятельности, которая бы вобрала в себя весь комплекс проблем и инвестиционных программ регионов. Необходимо четко определиться с приоритетными направлениями вложения инвестиций и конкретными проектами, которые имеют большой экономический эффект. Главным же создателем проектов в финансовом аспекте является банк, через который осуществляется финансирование инвестиций. На сегодняшний день мы имеем центральный банк - Национальный банк Украины, который четкой монетарной политикой сдерживает инфляционные процессы и эффективно выполняет свои функции, и коммерческие банки, среди которых и Проминвестбанк, само название которого свидетельствует о его целевую направленность - инвестиционную деятельность. Однако в деятельности Проминвестбанка, как нам кажется, функция инвестирование производства выполняется очень недостаточно.

Государственную политику в инвестиционной деятельности должны определить выбор цели, оценка ситуации и стратегическое направленность. В процессе ее реализации необходимо обеспечить: стратегическое планирование, финансовую поддержку проектов; снабжение информацией о новейших технологии и создание благоприятного инвестиционного климата; надзор за инвестиционной деятельностью и ее оценку; предоставление инвестиционных кредитов как за счет государственных, так и за счет международных инвестиций через Украинский инвестиционный банк, что ставит проблему создания разветвленной системы специализированных банков - как государственных, так и коммерческих.

На наш взгляд, внимания требует и деятельность инвестиционных филиалов отдельных банков, которые являются таковыми лишь по названию. Ясно, что приоритеты инвестиционных проектов должны определиться на конкурсной основе, а защищенность их внедрения должна опираться на специально создаваемую страховую компанию по страхованию инвестиционных проектов. Страховая компания может создаваться с участием других государств или компаний. Следует сказать, что в Украине уже создана широкая сеть инвестиционных фондов, инвестиционных и трастовых компаний. На уровне государства осуществляется государственное регулирование рынка ценных бумаг, но вторичный рынок еще недостаточно развит.

Для развития инвестиционной деятельности необходимо объединение средств банков, страховых компаний и предприятий и создание с их непосредственным участием финансово-промышленных компаний и групп. Во время экономического кризиса было бы целесообразно включить в эти компании и группы, научные учреждения, потому что без науки не может быть научно-технического прогресса и разработки и внедрения в жизнь новейших технологий. Практически в зачаточном состоянии в Украине находится венчурный бизнес - мале, рисковое предпринимательство в инновационной сфере, в системе научно - и экспериментально-исследовательских разработок.

В условиях глубокого экономического кризиса в Украине, когда в государственном бюджете нет средств для капитальных вложений, а коммерческие банки не предоставляют долгосрочных кредитов, включая и кредиты на инвестиции, государство должно привлечь для использования в производственном процессе нейтральные деньги, то есть деньги, которые полностью исключены из денежного обращения и которые не находятся на счетах в банках за недоверия населения к денежно-кредитной политики государства. Повышение доверия населения к мероприятиям, проводимых правительством относительно внедрения твердых денег (гривны), и гарантии государства по привлечению нейтральных денег дадут возможность даже без привлечения иностранного капитала внедрить в жизнь перспективные инвестиционные проекты. Эти меры будут способствовать стабилизации экономики Украины и созданию условий для активизации банковской, инвестиционной сфер и, главное - производства, что обеспечит рост доходов бюджетов всех уровней.