АНТРОПОСОЦІОГЕНЕЗ - процесс формирования физического типа человека вместе с ее становлением как субъекта сусп. отношений и целесообразной преобразующей деятельности, творца культуры. Гомінізація животного предка человека происходила в сочетании и взаимообусловленности с процессом вызревания и утверждение социальных форм организации жизнедеятельности и культуры как способа человеческого бытия. Длительное во времени и разветвленный в пространстве, А, был переходным периодом между евол. органической природы и истор. развитием общества, процессом биол. и социокультурной коеволюцїї.
А. многофакторный процесс, в котором действовали экол , генетические, поведенческие факторы, законы естественного отбора при постепенном подключении и все возрастающей роли трудовой деятельности, речи, сознания, сусп. связей и культурных норм. Результатом этого процесса стала коренная перестройка физ. типа животного предшественника человека и приобретения таких биол. признаков, как прямая походка, свободное от непосредственного биол. функции и поэтому полифункциональный орган - рука и высокоразвитый головной мозг, что является последним и самым важным евол. достоянием человека, Биол. природа человека уникальна и она не соотнесена с определенной екол. нишей, а с тем миром, который в определенной степени создает сам человек.
Теорет. постижения А. является комплексной наук, проблемой, которую решает широкий круг естественных и гуманитарных наук. Одновременно это проблема и филос., мировоззренческая, связанная с осознанием человеком своей сущности, специфики собственного бытия, своих генетических связей с природой. Неслучайно самыми древними и универсальными темами первобытного сознания были космологические и антропологические мифы - повествования о возникновении мира и появления в нем человека. В родовом обществе были распространены тотемистические представления о родстве каждого рода с определенным животным или растительным предком. На этом этапе человек в своем сознании еще не выделяет себя в природном мире. Мировые религии, в частности иудаизм, христианство, ислам считают человека продуктом божественного творения. Человек коренным образом отличается от всего животного мира, занимает особое место в нем, поскольку создан по образу и подобию Бога, наделен бессмертной душой, разумом и свободой воли, является существом духовным.
Наук, постижение генезиса человека получает значительный толчок с появлением евол. теории развития органического мира. Ч. Дарвин, создатель этой теории, уделил большое внимание и проблеме происхождения человека, убедительно показав родство человека и антропоидов за многими чертами и указав на Африку как возможную прародину человека. Современная наука месту начала гомінізації считает юж.-вост. Африку, а именно - зоне великих африканских озер, образовавшихся примерно 5 млн. гг. назад на месте большого рифтового разлома. Именно здесь 5 - 2,5 млн. гг. были широко распространены многочисленные виды высокоразвитых обезьян, т. н. австралопітекові. Один из этих видов - граціальні австралопитеки, по характеристике их первооткрывателя Г. Дарта, были существами, которые имели вполне прямую ходу, охотились на мелких животных, имели орудия из дерева, кости и рога, масса их мозга была больше, чем современных антропоидов, и составляла около 600 г. Некоторые ученые считают, что на основе этого вида можно построить теорет. модель непосредственного животного предка человека.
Начиная с 60-х pp. в сх. Африке открывают все больше австралопитековых форм, одна из которых получила название Homo habilis - человек умелый, с массой мозга более 600 г, которая, возможно, была создателем Олдовайської каменной индустрии - первых искусственных орудий из камня, которым около 2,6 млн. pp. Следующая форма на пути очеловечивания под общ. названием архантропов (питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и др.) была распространена около 1 млн. - 300 тыс. pp. потому как в Африке, так и в Европе и Азии. Архантропы изготовляли каменные орудия одинаковой формы - ручное рубило, научились пользоваться огнем, масса мозга у них достигала около 1000 г. Палеоантропы (прогрессивные и поздние неандертальцы) были широко распространены на территории Старого света 250 - 50 тыс. pp. поэтому, они изготавливали разнообразные специализированные орудия (мустьєрська культура), строили защитные сооружения, умели не только пользоваться, но и добывать огонь, масса их мозга составляла у отдельных представителей около 1400 г. Ярким признаком культуры пал еоантропа есть неандертальские погребения, которые, возможно, свидетельствуют об осознании смерти и возникновения представления о потустороннем мире. 50 - 30 тыс. гг, поэтому появляется неоантроп - Homo sapiens, человек современного физического типа, которая создала универсальную социальную форму совместной жизнедеятельности - родовую общину, мифы, магию, палеолитическое искусство.
Антропогенез неразрывно связан с соціогенезом и культурогенезом, со становлением и закреплением сугубо социальных связей и отношений между индивидами в первобытных сообществах. Решающее значение в этом играла производственная деятельность, труд, антропогенетична роль которой заключалась не столько в формировании физ. тела человека, сколько в формировании "тела социума", в превращении екол. поведения отдельных существ на экон. деятельность коллектива. Одна из важнейших форм производственной деятельности человека, которая формировалась, - охота - требовала совместной скоординированной действия многих индивидов, способствовала развитию форм коммуникации между ними, уменьшала зоологический индивидуализм самцов, влияла на сплочение мужчин в особую социальную группу в коллективе, развивала ловкость, смекалку, наблюдательность. Коллективное добывание средств к жизни вело и коллективного потребления, способствуя укреплению группы, а разделение труда предопределял ее дифференциацию и усложнение структуры - стадо превращалось в социальный организм. Особую роль при этом сыграло появление первых универсальных моральных норм человечества - запрет убийства представителя своего коллектива (кровного родственника) и запрет половых связей между представителями своего рода (инцеста).
Возникновения екзогамії - социального механизма регуляции собственно биол. отношений по физ. воспроизводству человека - способствовало дальнейшему как социальному, так и физ. развития человечества. Установление брачных связей одного рода с другим открывало, с одной стороны, путь к их объединению в более широкие социальные общности (племена, союзы племен), а с другой - вело к усложнению отдельных социальных единиц и их дальнейшей дифференциации в семье. В плане физ. развития екзогамія, нарушая определенное преимущество самца-вожака на продолжение рода, что присуще животным объединением, способствовала широкому распространению различных генотипов в сообществе, индивидуальной вариабельности индивидов и одновременно предотвращала видовой дифференциации человечества. Так социокультурные явления в процессе гомінізації привели, в конечном итоге, к становлению человека как единого биол. вида, который распадается на многочисленные адаптивные типы, расы и підраси, стихией существования которых является социальность, а механизмами жизнедеятельности - разнообразные культурные формы.