Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

АРОН (ARON) Раймон (14.03.1905, Рамбервіллер - 17.10.1983, Париж) - франц. социолог, философ, политолог, публицист. Получил образование в Высшей нормальной школе (1924 -1928), где близко сошелся с будущими проводниками духовной жизни Франции - Ж.-П. Сартром, Же. Кенгійомом, A. Койре, П. Нізаном и др. С 1930 г. находится в Германии, где читает лекции в Кельне, а затем в Берлине, одновременно совершенствует свои знания нем. философии и социологии. Вернувшись во Францию, в 1935 г. издает фундаментальную "Критику философии истории", в которой анализирует взгляды А. Дильтея, Г. Ріккерта, Г. Зиммеля, М. Вебера. В 1938 г. защищает дис. "Критическая философия истории". Во время войны служит в войск. - воздушных силах Франции, впоследствии в Лондоне редактирует ежемесячник "Французская жизнь". После войны наряду с наук, и преподавательской работой активно сотрудничает полет, обозревателем в ведущих франц. журналах. В 1978 г. - соучредитель и главный редактор ж-лу "Коммантер". В 1955 - 1968 гг. заведует каф. социологии в Сорбонне, а с 1970 г. и до конца своей жизни возглавляет кафедрой современной цивилизации в Коллеж де Франс.

Соціол. взгляды А. формировались сначала под влиянием марксизма, но вскоре А становится сторонником баденской школы неокантіанства, а затем приближается к позиции М. Вебера с его теорией "идеальных типов" в истор. исследованиях. Главные объекты исследований А. - история соціол. учений и наиболее острые полет, проблемы современности. В наук, и полет поисках А. выступает с позиций либерализма, который исповедует верность принципам демократии, свободной конкуренции и частного предпринимательства. Его взглядам присущ скептицизм в отношении любой ідеол. ортодоксии, он один из авторов концепции деидеологизации. А. принадлежит ведущая роль в разработке теории "единого индустриального общества" в сер. 50-х гг. А. приходит к выводу, что происходит "мондилізація" общества, то есть всемирное объединение индустриально развитых стран. А. считал, что современное общество развивается в направлении поглощение социализма капитализмом, поскольку экономика зап. стран проявляет большую эффективность, чем сх. - социалист Одним из первых выдвинул тезис о том, что в др. пол. XX в. все в мире стало более взаимосвязанным и взаимозависимым и что основой этого единства является наук, интеллект и техн.., достижение; результаты науки очень быстро получают практ., воплощение в технике, в то же время достижения в технике и новейших технологиях могут приносить не только пользу. Прогресс науки и техники порождает определенные идеалы, но достижение их является невозможным, ибо индустриальное общество требует строгой дисциплины и жесткой иерархии, тогда как демокр. идеалы опираются на равенство и свободу личности, что делает современную цивилизацию драматична по своей сути, порождая в обществе пессимистические настроения (диалектика пессимизма).

Библиография трудов А. насчитывает более 60 моногр. и несколько тысяч наук, и газетных статей. Основные темы наук, интересов А. - философия истории ("Измерения исторического сознания", 1961; "Эссе о свободах", 1965; "Важнейшие этапы социологической мысли", 1967 и др.) и будущее человечества. Последнее А рассматривает с разных т. с.: дипломатично-стратегической ("Мир и война между нациями", 1962; "Большой спор", 1963; "Размышления о войне: Клаузевиц", 1967 и др.), филос ("Разочарование в прогрессе", 1963; "В защиту занепадницької Европы", 1977 и др.), экон.-полет. ("Восемнадцать лекций об индустриальное общество", 1962; "Классовая борьба", 1964; "Демократия и тоталитаризм", 1965 и др.). Убежденный антикоммунист А. в "Опиуме для интеллигенции" (1955) подает сокрушительную критику марксизма и его сторонников из лагеря левой интеллигенции, в частности, за их безоговорочную поддержку СССР (Ж.-П. Сартр), которую продолжает почти во всех последующих трудах. А. откликается на важнейшие события современности ("От одного святого семейства к другому. Очерки о мнимых марксизми", 1969; "Неуловимая революция. Размышления о майскую революцию", 1969 и др.). С большим интересом общественность встретила прижизненную книгу А. - "Мемуары: 50 лет политических размышлений".

С 1963 г. - член Франц. академии моральных и полит, наук. А. - почетный член многих иностранных академий, в частности, Амер. академии искусств и наук, почетный д-р Гарвардского, Колумбийского, Базельского, Брюссельского и др. ун-тов; вице-президент Междунар. соціол. ассоциации (1962). А. входил в состав Экон. и социального совета Четвертой и Пятой республик.