Социология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Социология краткий энциклопедический словарь

АНТРОПОСОФИЯ - разновидность теософии, в центре которого - исследование скрытых в человеке "тайных" духовных сил; учение, основанное в 1912 г. Рудольфом Штейнером (1861 - 1925) с целью преодоления бездуховности "массового человека".

Для выполнения этой задачи Г. Штейнер осуществил синтез зап. и вост. реліг. - оккультных учений, в котором можно выделить элементы гностицизма, пифагорейской мистики чисел, каббалистики, оккультно-витлумаченого христианства (христософії), а также реминисценции из наследия И. Ф. Гете, нем. романтиков, класс, идеализма И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегеля, философии жизни Ф. Ницше. После провозглашения Кришнамурти новым мессией Г. Штейнер выходит из Теософского об-ва, генеральным секретарем нем. секции которого он был, и основывает Антропософське т-во, положив таким образом начало А.

В отличие от традиционной теософии, основанной на пассивной индийской мистике, Г. Штейнер выдвигает цель своего учения пробуждение в человеке его скрытых духовных сил. Это достигается путем выполнения системы упражнений (медитации, инспирации), с помощью которых в середине физ. тела человека якобы формируются новые, аналогичные телесным духовные органы вроде "огненных колес" и "цветка лотоса". Согласно А. нужно воспитывать в человеке способность к "духовному созерцанию", благодаря чему наиболее недоступное и далекое становилось бы таким же непосредственно близким для восприятия, как и предметы соприкосновения, которые воспринимаются органами чувств. Тогда становится очевидным, что предметы физического мира представляют собой лишь более уплотненные образования, состоящие из духа и души, причем дух и душу надо понимать как Animus и Anima.

Человек, по А, Г. Штейнера, согласно традициям оккультизма является микрокосмом в составе физ., эфирного (душа) и астрального (дух) тел. Причем эфирное тело человек приобретает с прорезыванием коренных зубов (примерно в 6 лет), а астральное - с достижением половой зрелости. Духом управляет закон перевоплощения (реинкарнации). В отдельной жизни человеческий дух повторяет самого себя с учетом опыта своих прошлых переживаний на пройденном жизненном пути. Телом управляет наследственный закон, а душой - созданная ею самой судьба (карма). После смерти тела связь духа и души сохраняется до тех пор, пока душа не расстанется со своим физ. бытием.

Три сферы человеческого бытия отражают три истор. ступени, через которые прошел, по Р.Штейнером, в своем становлении мировой дух. С 1909 г., то есть с открытием А., мир вступил в четвертую фазу, на которой формируется духовное "Я". И решающее значение в этом формировании имеет деятельность Антропософського т-ва. Было разработано целую систему посвящения с обрядами инициации, напоминавшие масонские. Первые ступени включали танцы, выработки евритмії, постановку театральных мистерий, которые писал сам Г. Штейнер. Для посвященных читались специальные секретные курсы. Труда Г. Штейнера и его доклады охватывали проблемы педагогики, образования, отдельных видов искусства, медицины, космогонии, религии и т.д.

1919 г. Штейнер выступил с собственной социальной программе, созданной под влиянием "Государства" Платона. Антропософська программа предусматривала разделение общества на три автономные сферы: правовую, основанной на равенстве; экон., на началах братства производителей в отдельных общинах, и духовную, возглавляемую ареопагом мудрецов, где должна царить свобода. В условиях послевоенного кризиса эти призывы имели определенный успех: возникло акционерное т-во по образованию независимых хозяйственных обществ, на многих предприятиях Германии возникли антропософські очаги, детские антропософські школы, имели место попытки создания "духовного" земледелия. Со смертью Г. Штейнера т-во быстро снова превратилось в замкнутую секту.