Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 82
Тема. Тренировочные упражнения по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
Цель:
· обучающая: повторить изученные орфограми, применяя приобретенные знания на практике; формировать жизненную компетентность;
· развивающая: развивать языковое чутье, абстрактное мышление, речевые умения, навыки сопоставления, сравнения; развивать интерес;
· воспитательная: воспитывать уважение к защитникам Отечества.
Внутрішньопредметні связи:лексикология, синтаксис, язык и речь.
Межпредметные связи: история, культура.
Тип урока: урок формирования умений и навыков.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ
IV. ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
Лексическая работа
► Выясните значение слов по словарю иноязычных слов.
Форзац, генезис, феодал, ханство, вассалитет, крепость, орда, султан.
«Цепочка». Лингвистический анализ
Инструкция: задание выполняют «цепочкой». Каждый ученик объясняет следующую орфограму.
► Прочитайте внимательно текст. Определите его стиль и тип речи.
► Слова с пропущенными буквами выпишите в тетрадь, объясняя их правописание.
► Обоснуйте выбор буквы из скобок.
П..ріодрозв..ткуукраїнс..коговійс..ковогом..стецтва времен к..зац..тва, которое ро..винулось (в, в) (3, с)бройні (С, с)или Украины, охватывает почти три столетия..я, нач...с с конца XV века..я. Начало истории ..(3, с)вооруженных (С,с)ил Украины безпос..редн..а эт..связан с г..незисом украин..кого к..зац..тва.
С с..редине XIV столит..я (в,в)си украин..ки земли были заво..вани..ноземнимиф..одале..нимид..ржавами - Литвой, Польшей,молдавс..кими и угорс..кимиф..одалами. Кр..тс..ке (Х,х)анство приняло туре..кийвасал..тет, а свои грабіжниц..ки нападения п..ретворило на основное дж..релозб..гачен..я. Кочів..я ногайских татар, которые подчинились (К,К)римс..кому (Х,х)анству, на картах обозначалось как (Д, д)ике (П, п)оле. Султанс..ка (Т,т)уреччинаутвердилас.. на (Ч,ч)пахотном (М,м)ори, овладела г..рлами Дуная, Днепра, Дона и построила м..сеть мощных фортец.. для завоюван..я Украины, Беларуси, России, Польши.
(В,В) Украине (в,в) второй половине XV века..я (в,в) условиях иностранного царил..япосилюєт..сякріпос..ниц..кегноблен..я. Украин..ки крестьяне, наиболее.., смелые, мужественные, свободолюбивые, которые не хотели т..рпітикріпос..ниц..ке иго (и, и) власть чужаков, отказывались подчиняться ..ноземномупануван..юф..одалів (и, и) ос..лялися на опустошенных землях более Днепром и (П,п)івден..ым Бугом. Свободолюбивых (в,в)тікачів привлекал необитаемый украин..кий степь, где они могли заниматься вич..но, без ф..одале..ного принуждения, хліборобс..кой трудом (и, и) лично ро..поряджатися произведенным продуктом, а не от..авати его ф..одалам. Однако п..реселенці попадали (в,в) условия постоянного риз..ку, (в,в) атмосферу тр..вожногоприкордон..я с (Д,д)иким (П,п)олем. Им довелос.. каждый день..а давать отпор., коварным вражеским наскокам орд..жителей и сочетать труд на земле с вооруженной борот..боя. Этих людей стали называть к..заками. К зак.. (у, в) п..рекладі из тюркс..кой языка означает «вич..на, независимая, вооруженный человек» (По А. Опанович).
V. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Беседа
· Приведите примеры слов, в которых происходит упрощение согласных.
· Чередование гласных вы помните? Приведите примеры,
· Назовите согласные, которые чередуются. Приведите примеры.
· На что обращаем внимание, когда нужно употребить предлог в или в, или союз и? Приведите примеры,
· По каким правилам не ставим апостроф? Приведите примеры,
· Скажите, когда знак смягчения не пишем? Приведите примеры,
· В каких случаях согласные не удлиняются? Приведите примеры.
· По какому правилу пишем букву ыв словах иноязычного происхождения?
· После каких букв ставим апостроф в словах иноязычного происхождения? Приведите примеры.
· Знак мягчения в словах иноязычного происхождения ставим по тем правилам, что и в украинских?
VI. ИТОГ УРОКА
Рефлексия
Уверены ли вы в своих знаниях? Готовы к написанию контрольных тестовых заданий?
Оценивание знаний, умений и навыков учащихся
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
► Выполните упражнение из учебника.
► Повторите правила по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография».