Фонетика. Орфоэпия. Орфография
Урок № 81
Тема. Удвоение букв в общих и собственных названиях. Выразительное чтение вслух
Цель:
· обучающая: научить правописанию слов иноязычного происхождения; научить находить в тексте слова с изученными орфограммами;
· развивающая: развивать память, внимание, поисковые способности;
· воспитательная: воспитывать культуру устной и письменной речи.
Внутрішньопредметні связи: орфоэпия, лексикология, язык и речь.
Межпредметные связи: география, история, художественная литература.
Тип урока: урок изучения нового материала.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Работа по карточкам (2 ученика)
Карточка 1
► Запишите слова, вставив пропущенную букву ы или и.
С..р..я, лекция, ф..аско, ор..єнтир, х..мэра, ц..л..гдр, диапазон, и т.д..нам..ка, лаб..г..нт, пс..хоанал..с, фестиваль, б..оенергет..ка.
Карточка 2
► Запишите слова, вставив знак смягчения или апостроф.
Мил..йон, суб..объект, павіл..йон, интер..ер, кабал..еро, филиппинец.., вол..ер, В..вьетнам, дос..есть, бар..ер, др..єкція, п..юпітр.
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Самостоятельная работа с таблицей
Запомните! Подавляющем большинстве общих названий иноязычного происхождения удвоение букв в русском языке не свойственно: группа, сумма, прогресс.
► Проанализируйте таблицу. Переведите удвоении букв в словах иноязычного происхождения.
Условия удвоение букв в словах иноязычного происхождения
Условия |
Примеры |
1. Удвоение вследствие стечения одинаковых звуков на границе префикса и корня или между основами сложных слов |
иррациональный, инновационный, контрреволюция |
2. В географических, личных имен и их производных |
Брюссель, Голландия, Марокко, Ницца, Миссисипи, Канны, Таллинн, Аллах, Гиппократ; голландский, марокканский |
3. В мужских и женских именах |
Аполлон, Джанни, Билл, Полли |
4. В словах, что приобретают различных значений |
боль (страдания) - билль (законопроект);
вила (русалка) - вилла (комфортабельный дом за городом);
гамма (ряд звуков в пределах октавы) - гамма (буква; вспышка);
мера (единица измерения) - мирра (ароматическая смола);
мана (призрак, иллюзия) - манна (некоторые съедобные лишайники, застывший сок ясеня, тополя и др.) |
5. В отдельных общих названиях |
тонна, брутто, нетто, ванна, мадонна |
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
«Цепочка». Комментируемое письмо
Интеллигенция, грамматика, суффикс, шоссе, кассета, Шиллер, Ницца, барокко, аппарат, коллектив, асимметрия, нетто, таллиннский, кристалл, корреспондент, сюрреализм.
Распределительная работа
► Распределите слова в две колонки: 1) у которых есть удвоение согласных; 2) в которых согласные не удваиваются.
Комиссия, индивидуум, тонна, грипп, иммиграция, эмиграция, Россини, Бетти, калькуттський, брутто, Жанна, панно, аппликация, гамма, территория, Андорра, иррациональный, мадонна, брависимо, аккумулятор, оао, Ватт, интеллектуальный, аннотация.
VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
► В предложенном ряде слов иноязычного происхождения укажите слово, в котором удвоение согласных отсутствует:
1) Рус..о, 2) Марок..о, 3) сумм..а, 4) ан..ь, 5) ил..а, 6) контр..эволюция.
Найди пару
► Указанных словосочетаний подберите из скобок синоним; объясните правописание иноязычных слов.
1. Руководитель хора, оркестра. 2. Легкий женский домашний одежду. 3. Разговор между двумя лицами. 4. Постановка спектакля. 5. Приготовление стола к обеду. 6. Драматическое или музыкальное произведение.
Слова для справки: диалог, пьеса, сервировка, дирижер, либретто, пеньюар.
Скороговорки
Был себе ведер, перецебрився, имел дети цебренятаперецебренята.
На дворе трава, на траве дрова.
Поля поле поливает, поле и переполює.
VII. ИТОГ УРОКА
Рефлексия
Оценивание знаний, умений и навыков учащихся
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
► Выполните упражнение из учебника.
► Творческое задание: подберите к каждому правилу пример. Придумайте с этими словами задача.
► Выучите скороговорку.
Дрова рубили два дровосека.
Водовоз вез воду из водопровода.