Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНАЯ РЕЧЬ 5 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Фонетика. Орфоэпия. Орфография

 

Урок № 81

Тема. Удвоение букв в общих и собственных названиях. Выразительное чтение вслух

 

Цель:

· обучающая: научить правописанию слов иноязычного происхождения; научить находить в тексте слова с изученными орфограммами;

· развивающая: развивать память, внимание, поисковые способности;

· воспитательная: воспитывать культуру устной и письменной речи.

Внутрішньопредметні связи: орфоэпия, лексикология, язык и речь.

Межпредметные связи: география, история, художественная литература.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА

 

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Работа по карточкам (2 ученика)

Карточка 1

► Запишите слова, вставив пропущенную букву ы или и.

С..р..я, лекция, ф..аско, ор..єнтир, х..мэра, ц..л..гдр, диапазон, и т.д..нам..ка, лаб..г..нт, пс..хоанал..с, фестиваль, б..оенергет..ка.

Карточка 2

► Запишите слова, вставив знак смягчения или апостроф.

Мил..йон, суб..объект, павіл..йон, интер..ер, кабал..еро, филиппинец.., вол..ер, В..вьетнам, дос..есть, бар..ер, др..єкція, п..юпітр.

 

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Самостоятельная работа с таблицей

Запомните! Подавляющем большинстве общих названий иноязычного происхождения удвоение букв в русском языке не свойственно: группа, сумма, прогресс.

► Проанализируйте таблицу. Переведите удвоении букв в словах иноязычного происхождения.

 

Условия удвоение букв в словах иноязычного происхождения

 

Условия

Примеры

1. Удвоение вследствие стечения одинаковых звуков на границе префикса и корня или между основами сложных слов

иррациональный, инновационный, контрреволюция

2. В географических, личных имен и их производных

Брюссель, Голландия, Марокко, Ницца, Миссисипи, Канны, Таллинн, Аллах, Гиппократ; голландский, марокканский

3. В мужских и женских именах

Аполлон, Джанни, Билл, Полли

4. В словах, что приобретают различных значений

боль (страдания) - билль (законопроект);

вила (русалка) - вилла (комфортабельный дом за городом);

гамма (ряд звуков в пределах октавы) - гамма (буква; вспышка);

мера (единица измерения) - мирра (ароматическая смола);

мана (призрак, иллюзия) - манна (некоторые съедобные лишайники, застывший сок ясеня, тополя и др.)

5. В отдельных общих названиях

тонна, брутто, нетто, ванна, мадонна

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

«Цепочка». Комментируемое письмо

Интеллигенция, грамматика, суффикс, шоссе, кассета, Шиллер, Ницца, барокко, аппарат, коллектив, асимметрия, нетто, таллиннский, кристалл, корреспондент, сюрреализм.

Распределительная работа

► Распределите слова в две колонки: 1) у которых есть удвоение согласных; 2) в которых согласные не удваиваются.

Комиссия, индивидуум, тонна, грипп, иммиграция, эмиграция, Россини, Бетти, калькуттський, брутто, Жанна, панно, аппликация, гамма, территория, Андорра, иррациональный, мадонна, брависимо, аккумулятор, оао, Ватт, интеллектуальный, аннотация.

 

VI. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

► В предложенном ряде слов иноязычного происхождения укажите слово, в котором удвоение согласных отсутствует:

1) Рус..о, 2) Марок..о, 3) сумм..а, 4) ан..ь, 5) ил..а, 6) контр..эволюция.

Найди пару

► Указанных словосочетаний подберите из скобок синоним; объясните правописание иноязычных слов.

1. Руководитель хора, оркестра. 2. Легкий женский домашний одежду. 3. Разговор между двумя лицами. 4. Постановка спектакля. 5. Приготовление стола к обеду. 6. Драматическое или музыкальное произведение.

Слова для справки: диалог, пьеса, сервировка, дирижер, либретто, пеньюар.

Скороговорки

Был себе ведер, перецебрився, имел дети цебренятаперецебренята.

 

На дворе трава, на траве дрова.

 

Поля поле поливает, поле и переполює.

 

VII. ИТОГ УРОКА

Рефлексия

Оценивание знаний, умений и навыков учащихся

 

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

► Выполните упражнение из учебника.

► Творческое задание: подберите к каждому правилу пример. Придумайте с этими словами задача.

► Выучите скороговорку.

Дрова рубили два дровосека.

Водовоз вез воду из водопровода.