Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 6 КЛАСС
ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

И СЕМЕСТР

 

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 

Урок № 26

Тема: Склонение существительных второго склонения

 

Цель: формировать умение склонять имена существительные второго склонения и навыка их правописания падежных окончаний, особое внимание обратить на окончание родительного падежа единственного числа, повправляти учащихся в выделении орфограми “Буквы а, я, у, ю в родительном падеже единственного числа существительных второго склонения” и обосновании написания окончаний родительного падежа соответствующими орфографическими правилами; развивать вимовну культуру, дикцию; воспитывать уважение к устному народному творчеству.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник.

Ход урока

И. Сообщение темы и цели урока. Мотивация обучения.

 

II. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Проработка теоретического материала (окончания существительных второго склонения в родительном падеже, с. 76-77).

Работа у доски. Представленные поставить существительные в форме родительного падежа единственного числа, сверяя окончания с таблицей на с. 76-77.

Сад, дуб, ясень, медведь, стол, Киев, Голосеево, Париж, Тетерев, Донец, метр, понедельник, существительное, радиус, водород, воск, борщ, тростник, камыш, ячмень, завод, дворец, абзац, землетрясение, гнев, сожаление, роман, очерк, волейбол, краковяк, рукопись, Дон, Нил, Алжир, Китай.

 

III. Выполнение упражнений на закрепление.

Переписать, вставляя на месте точек нужное окончание.

Большая дорога начинается с первого шага.. Председателем мур.. не пробьешь. Передал углу мед.. . Из хорошего плот... - добрый кол. Воды - хоть топись, камен... - хоть дерись, хлеб.. - хоть плачь. Дорога ложка к обед... . Без кожух.. нет дух.. .

Народное творчество.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 146.

 

ИV. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Проработка теоретического материала (параллельные окончания некоторых существительных в родительном падеже единственного числа, с. 78).

Работа с учебником. Выполнение упражнения 148.

Проработка теоретического материала (группы существительных второго склонения на-г) и таблицы на с. 74.

Распределительный диктант. Записать существительные в три колонки по группам. Проверить себя по таблице на с. 74.

Букварь, директор, явор, плотник, врач, командир, комментарий, календарь, песенник, сувенир, юбиляр, каменщик, школьник, пассажир, писарь, базар, угольщик, гипюр.

 

V. Выполнение упражнений на закрепление.

Объяснительный диктант. Существительные второго склонения подчеркнуть, определить группу каждого, его падеж.

Не дом хозяина красит, а хозяин дом. Лев - царь зверей, а боится комаров. Комар и царю на носу играет. Ест за вола, а делает комара. Не всякий кобзарь Лазаря поет.

Народное творчество.

Представленные существительные поставить в форме орудного падежа единственного числа.

Автор, репетитор, шахтер, угольщик, лектор, врач, кесарь, рыцарь, архитектор, косарь, гусляр, экземпляр, лагерь, дояр, старовер, тренажер, яр, козырь, пастор, аптекарь, бондарь, семафор.

Переписать предложения, вместо точек вставляя пропущенные буквы. Существительные второго склонения подчеркнуть, определить группу каждого.

Захотелось перечитать любимый том “Кобзарь..”. (К. Гордиенко.) В Риме я вспомнил далекий Львов, Каменяр... над листом бумаги.. . (Л. Дмитерко.) Скажите, а вы не каменщик..м работаете, случайно? (Б. Олийнык.) А калина - в кистях созревших. А калина - вся в снигур..х. (Есть. Гуцало.)

 

VІ. Подведение итогов урока.

 

VII. Домашнее задание.

П. 15, (правило на с. 79 - для самостоятельной проработки), упражнения 142, 150.