Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК
Уроки для 10 классов

СТИЛИСТИКА ЯЗЫКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ

 

Урок № 26

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

 

Цель: повторить правописание слов иноязычного происхождения; совершенствовать умение правильно писать слова иноязычного происхождения, находить и исправлять орфографические ошибки в писемному речи; с помощью мовленнєво-коммуникативного дидактического материала воспитывать у школьников достоинство за свою Родину, а также толерантность, уважение к культуре, истории и языку других народов.

Внутрішньонредметні связи:

Лексикология: заимствованные слова.

Синтаксис: предложение, текст.

Культура речи и стилистика: употребление слов иноязычного походясення, стили речи.

Межпредметные связи:

Русский язык: орфографические особенности некоторых слов иноязычного происхождения, отличных от україїїських.

Тип урока: урок формирования практических умений и навыков.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Знакомство десятиклассников с темой, целью и задачами урока

 

III. Актуализация опорных знаний учащихся

Вступительное слово учителя с элементами эвристической беседы

Слова иноязычного происхождения все больше входят в жизнь современного украинца. Это связано с развитием техники, информационных технологий и глобализацией общественного пространства.

► Кстати, слова иноязычного происхождения были мной названы?

► Додільне их употребление в приведенном контексте?

Для названия понятий, которые не имеют соответствий собственно украинского происхождения оправдано использовать иноязычные слова как в устной, так и в писемному речи. Написание слов иноязычного происхождения имеет некоторые особенности, которые регламентируются орфографическими правилами (и исключениями из этих правил).

 

Беседа с учащимися с целью воспроизведения знаний, которые будут необходимы на уроке

• Употребление апострофа и мягкого знака мы уже повторили. Вспомните, в каких случаях в иноязычных словах пишутся эти знаки?

• Когда в иноязычных словах пишутся буквы ы, и, й?

• Различаются ли в иноязычных словах буквы е, есть? В каких случаях?

• Когда происходит удвоение звуков в общем, иноязычных названиях. А когда не происходит? Расскажите исключения из этого правила.

• Сохраняется удвоение согласных в собственных иноязычных названиях и словах, производных от них?

 

IV. Осознание теоретического материала в процессе практической работы

Наблюдения над языковым материалом

► Переписать предложения. Найти заимствованные слова и объяснить правописание апострофа в них.

1. Объектом в языкознании называется второстепенный член предложения дополнение, субъектом - главный член предложения подлежащее.

2. Кабинет министров или Совет министров во многих странах возглавляет премьер-министр. 3. Экономическая конъюнктура западных стран в значительной мере повлияла на введение евровалюты. 4. К'ят - денежная единица Бирмы, делится на 100 пятки. 5. В странах Западной Европы адъюнкт является помощником профессора или академика. 6. Слово «компьютер» происходит от лат. compute - «считаю, обчислюю». 7. Бюджет - это утвержденный в законодательном порядке роспись доходов и расходов государства на определенный срок (По «Словарю иностранных слов»).

 

Орфографический практикум

► Записать слова на украинском языке. Объяснить написание гласных ы, и, й, е, е, у и удвоенных согласных.

Ассистент, аккредитив, касеа, аннотация, ассортимент, иррадиация, инновация, барокко, цель, пресса, миссия, коммерсант, комиссия, змиссия, тонна, зффект, нетто, брутто, коллектив, территория, интеллект, дифференциация, дискуссия, оппонент, инкассатор, Брюссель, иммиграция, мадонна, Калькутта, голландский, финн, группа, аппарат, вилла, миллиардер, конгресс, жюри, парфюм, парашют, Миссисипи, ренессанс, иррегулярный, иллюминатор, интеллигенция.

► 3 выделенными словами составить предложения.

► Переписать предложения, раскрывая скобки. Объяснить правописание слов.

1. Ма(н)а с неба не падает и не упадет (Г. Винграновский). 2. Вся огромная то(г)иторія станции в этот день переполнена войсками (О. Гончар). 3. Мадо(н)а - это женщина с маленьким ребенком на руках (Л. Забашта). 4. Мое небо підперте круг(н)ами дымоходов, а земля опоясана поясом лану (В. Лучук). 5. Я слушаю, как свистят, будто реи, анте(н)и на крышах в бледную ночь (Д. Павлычко).

► Переписать текст, определить стиль и основные реквизиты документа. Найти слова иноязычного происхождения, объяснить правописание гласных в них.

 

Заместителю директора

Института украинского языка

Гальченку О. М.

 

Докладная записка

 

23. 02. 13 г. Киев

 

Согласно распоряжению Министерства образования и науки Украины лексикографічним отделом подготовлены материалы к новому «Украинско-русского словаря».

Информационно-вычислительный центр Института в связи с большим количеством фактического и иллюстративного материала перегружен. Для качественной укладки и издание словаря возникла необходимость привлечения других компьютерных центров для машинной обработки материалов. Эту работу эффективно выполнит вычислительный отдел Института кибернетики Академии наук Украины. Прошу согласовать этот вопрос с Институтом кибернетики.

 

Заведующий отделом (подпись) О. С. Михальченко

 

► Переложить на украинском языке. Сравнить употребление удвоенных букв в иноязычных словах в русском и украинском языках.

1. Я слышал зти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии (Г. Горький). 2. Шоссе было сухо, прекрасное апрельское солнце сильно грело (А. Чехов). 3. Деревья сливались в одну сплошную массу (В. Короленко). 4. Перед террасой красовалась продолговатая клумба (И. Тургенев). 5. Производить зффект - ых наслаждение (М. Лермонтов).

► Переписать слова и вставьте, где нужно, пропущенные буквы или апостроф. Объяснить правописание слов.

Г..шел..э, Ц..ц..рон, Т..ц..ан, Вандрі..с, Фе..рбах, П..ємонт, Варб..юс, К..юв..э, Н..ютон, Мол..ер, Рус..ини, Рус..о, Лес..инг, Монтеск..есть, Лавуаз..есть, Руж..есть, Тор..ик..эл..и, Верг..тук, Гал..лей, Гр..г, Д..дро, К..пл..нг, Паган..нет, В..тмен, Хэм..нгуей, Шексп..р, Ш..л..ер, Пал..адій, Бокач..о, Гр..м.. .

► Перевести тексты с русского языка на украинский. Определить, к какому стилю они принадлежат. Найти заимствованные слова и объяснить правописание в них мягкого знака и апострофа. Текст 1

Карьерой называют быстрое и успешное продвижение в служебной, общественной, научной и другой деятельности, достижение популярности. Это путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также само достижение такого положения. Часто можно услыпокушать в людях преуспевающих - «он сделал карьеру», «у него блестящая карьера». О неудачнике говорят - «его карьера не удалась».

Карьерой называют также и род занятий, деятельности (артистическая карьера, карьера врача).

Но следует отличать само понятие карьеры вот карьеризма - гонки по личнымы успехами в служебной или другой деятельности из-за честолюбия, выгоды, корыстолюбия.

Текст 2

Модное ныне слово досье обозначает собрание документов, относящихся к какому-либо вопросу, делу, лицу, а также папка с такими документами. Чаще всего слово впотребляется для обозначения дел, касающихся преступности и шпионажа. В последнее время слово «досье» вытесняет английское заимствование файл - папка, дело, досье (3 газеты).

 

V. Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков

Диктант, самопроверка

► Записать слова под диктовку. Проверить их правильность. Исправить ошибки. Сказать, в каких словах были допущены ошибки и рассказать правила на эти орфограми.

П'еса, диссидент, партитура, гриль, гирлянда, букинист, динамит, трикотаж, кювет, курьер, Оттава, брутто, сюрреализм, Диккенс, ванна, пицца, спагетти, конферансье, брошюра.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

► Привести два примера текстов различных стилей, в которых употребляются слова иноязычного происхождения. Выписать их (не менее 10 с каждого текста) и подать их значение, пользуясь словарем иностранных слов.