|
Эвристическая беседа 1. Объясните понятие «чередование в русском языке». 2. Какие звуки могут чередоваться? 3. Насколько постоянное дежурство в украинском языке, есть определенные отклонения от правил? IV. Осознание теоретического материала в процессе практической работы Орфографический практикум ► В представленных пословицах выделенных слов подобрать такие родственные, чтобы в них происходили чередования гласных и записать пары слов. ► Назвать, которые чередуются фонемы, какова роль этих дежурств в выражении оттенков лексического значения. 1. Тихая вода берега ломит. 2. Осень торопит, зима не ждет. 3. Не говори гоп, пока не перепрыгнешь. 4. Кто два зайца гонит, тот ни одного не поймает. 5. Колос полный к земле гнется, а пустой вверх карабкается. 6. Девка заплетена, а хата не метени. 7. Брось ячмень в болото - убере тебя в золото. 8. Эй, откуда ты летела, ласточка милая? 9. Кто знания имеет, тот и мур сломает. 10. Сделал дело - отнеси, пять новых захопи. ее. Кто родину любит, того и родина бережет. ► Переписать, вставляя, где нужно, пропущенные буквы, объяснить употребление их. Подобрать слова, в которых пропущена буква, такие родственные, в которых происходило бы чередование гласных, выяснить его. 1. Ходит песня яснолика между деревьев, мы ее в сердца навеки заб..рем. 2. Два ветра подкрались тихо, бабы в омут..валы нити и порвали на куски (О. Пархоменко). 3. Белая ромашко, как ты цвітеш! С медом от тебя л..тить пчела. Девочка в косы тебя запл..ла (М. Сингаевский). 4. Мы повибігаємо, снега нак..чаем кучу за садом. 5. Баба будет плакать, будут слезы капать, изуродуют кожух. Председатель пок..титься и в лужу - бух! (Л. Глебов). 6. Можно все на свете выб..рати, сын, выб..рати нельзя только Родину (В. Симоненко). 7. В зеленом ожерелье, синеглазая, очаровательная, ст..ле ковры красочные, идет дубравами весна. 8. Осень елки не ч..пає, ухаживает, словно мать,- все о ней только и заботится, чтобы зиме подарить (Г. Донец). 9. Дожидаю с работы маму. И на кухне, и в комнате підм..ла, убрала (О. Пархоменко). 10. Внучка смело пробирается лесными зарослями. 11. Сидим себе, лес кругом замир..г. 12. Сегодня дедушка уже зб..рався эт..зти девочку до Тихого океана. 13. Через минуту судно стишувало ход, перем..теряя піняві волны (М. Яненко). 14. Бабушка заг..ствует нас до дома (М. Стельмах). ► Прочитать загадки. Выписать слова, в которых возможно чередование гласных и подобрать такие родственные, в которых это чередование происходит. 1. Только припечет, оно сразу панаса. 2. Текло, текло и легло под стекло. 3. Руками упирается, ногами лезет. 4. Пришла девка с гор, несла на себе семь шкур, как их разбирали, все над ними рыдали. 5. Зимой зрію, весной прію, летом умираю, осенью оживаю. 6. Я росла в темной темнице, как выросла - взяли в горницу. С меня шкуру все дерут, меня варят, меня трут, пироги из меня пекут, отгадайте, кто же я. Отгадки: 1. Пчела. 2. Вода и лед. 3. Рак. 4. Лук. 5. Снег. 6. Картофель. ► Вставить пропущенные буквы и объяснить свой выбор. Подчеркнуть слова, правописание которых следует запомнить. Сх..лятись, замир..рати, тр..мтіти, ч..р..да, ч..брець, х..мерний, эксп..р..мент, л..имею, p..жим, оду..гатися, доб..опираться, ж..рдина, л..генда, к. парис, д..р..ус, бл..щати, к..пяток, д..монстрация, ст..блина, т..пло, т..р..тория. ► В поданных предложениях найти слова, в которых моясливе чередование [е] с [о] после шипящих и [и]. Выписать их и подобрать такие родственные, в которых это чередование происходит. 1. Уже вечерело (Леся Украинка). 2. Ручки немеют, слипаются глазки... Боже, долго тянуть? (П. Грабовский). 3. Тарас Григорьевич устраивался в густых кустах, вытаскивал из-за голенища записную книжечку и писал стихи (3. Туловище). 4. После ужина ребята насобирали сухого хвороста и зажгли костер (И. Нечуй-Левицкий). 5. Разлившиеся воды на четыре броды (Г. Стельмах). 6. Золотыми пшеничных полей бродит дождик окольными путями (Т. Виеру). 7. Весенний вечер рассыпает над тихим городком зари (В. Речмедін). ► Перевести с русского языка на украинский, записать и объяснить написание е или о. Человеческого, вечером, щека, пшеничный, женатый, желтый, пшенный, шорох, пчела, щебень, шов, шэл, шелк, чернить, чесать, жестокость, шофер, жесть, шерстяной, шоколад, шестви, шелестеть, чего, человек, черепица, жернова.
Исследования-трансформация с конструированием ► Образовать от представленных в скобках существительных прилагательные и записать все словосочетания. Составить с ними 5 предложений. (Волга) берег; (Прибужье) село; (Сиваш) озеро; казах (дети); тюрки (язык); (Кременчуг) завод; Запорожье (степи); (Кавказ) довгояштель; (Париж) квартал; (сосед) двор; (товарищ) разговора; (Лейпциг) встреча.
Исследования-трансформация ► Представлены прилагательные мужского рода изменить по родам, соединив каждый прилагательное с существительным. Записать, проследить за изменением о, е с и в основе прилагательных, назвать морфему, в которой она происходит, и фонетическое условие. Образец. Братьев сын, невестка семья, товарищи поручения - дежурства в открытого состава с и закрытого склада в суффиксе. Родителей, Михайлов, В'ячеславів, Александров, больше виталиев, Сергеев, Андреев, Петров, Васильев, Владимиров, соседей, товарищей, Владиславів, Денисов, Аркадіїв, Нотапів, Богданов, внуков, сыновей, Викторов, дядь, директоров, деканов, дедов. ► Образовать от представленных существительных притяжательные прилагательные (1), фамилии (2), в основе которых происходило чередование согласных. Назвать фонемы, которые чередуются, условия дежурство. 1. Ольга, подруга, соседка, Наташа, Маринка, дочь, мать, Прасковья, тетя, Евдокия, Стеша, свекровь, сватья, невестка, Варка, Онисько; 2. казак, чумак, Варка, Шульга, Явтух, конюх, кожух, пасека, соха, длинный, пух, пастух. V. Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков • Итак, какие звуки могут чередоваться в украинском языке? • При каких условиях происходит чередование гласных о, е с и? Назвать случаи, когда чередование не происходит. • При каких условиях после шипящих и употребляются гласные е, о? • Рассказать о чередование согласных г, к, х с ж, ч, ш и с, ц, с. VI. Итог урока VII. Домашнее задание ► Записать 9 названий месяцев с суффиксом-ень. Образовать от них родительный падеж. Записать слова парами по образцу. Сформулировать вывод о дежурстве, что происходит. Образец. Н. в.- январь. Г. в.- января.
|
|