Урок № 29
Тема. Основные
пунктограми в сложном предложении. Тематичне тестирование
Цель: закрепить знание. учащихся о
основные пунктограми в сложном предложении; выяснить уровень усвоения ими
указанной теме; развивать логическое мышление, память, формировать умение
использовать полученные знания на практике, навыки самостоятельной работы.
Тип урока: комбинированный урок (закрепление
знаний и навыков; проверка и учет полученных знаний, умений и навыков).
Оборудование: учебник, тесты.
ХОД УРОКА
I. Сообщение
темы и цели урока.
II. Воспроизведение
теоретических сведений.
v Беседа.
1) Когда между частями
сложносочиненного предложения ставится запятая? Когда не ставится? Приведите пример.
2) Когда между частями
складнопідрядного предложения ставится запятая?
3) В каких случаях между частями
бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой? Тире? Двоеточие?
Приведите примеры безсполучникових сложных предложений с тире и двоеточием.
4) Какое предложение называется сложным
синтаксической конструкцией? Приведите примеры.
III. Выполнение упражнений на закрепление
изученного.
v Перепишите предложения, расставляя пропущенные знаки
знаки (подаем предложение без их изъятия).
Начертить схему одного из предложений.
Нуждающаяся историческая судьба, ты так
здрібнила наши души, что все чужое для нас великое, а к своему мы крайне равнодушны!
(В. Берко). Не знаю, чем накормить душу: я развернул книгу, и в ней столько
слащавости, что липнут к пальцам страницы, потом я посмотрел кино, и в
нем столько грязи, что захотелось сходить в баню, а послушал музыку - она
оказалась совсем неперетравною... (М. Час).
Мне открылась истина велика, чтобы я
ее глашатайно глаголив: художник и голый - все-таки владыка, а венценосец и на
троне голый (С. Зинчук). Разные есть на земле от человека следы, только
прекрасное славит человека всегда: разум не потерять, душу свою сберечь, желанным
гостем в дом к соседу зайти (О. Долгое). Как с пустым ведром перейдут
дорогу, будь спокоен, дружище, не здіймай тревогу: то стократ страшнее, как
проходят ней не с пустым ведром - с черствой душой (И. Стронский).
IV. Проверка самостоятельной работы
учащихся.
V. Сообщение
способов проверки полученных знаний и сформированных умений и навыков (инструктаж к
тестирования).
VI. Проведение
тестирование.
И вариант1
1. Между частями сложносочиненного
предложение перед связующими союзами и, и, и запятая:
а) не ставится никогда;
б) может относиться или не относиться
в зависимости от интонации;
в) ставится, если есть общий для
обеих частей сложносочиненного предложения второстепенный член;
г) не ставится, если есть общий
для обеих частей сложносочиненного предложения второстепенный член. √
2. Запятая не ставится между частями
такого сложносочиненного предложения:
а) Жасмин цветет, и травы косят, и
сено пахнет и пьянит (Г. Луков);
б) Еще не виплакалось небо, а уже
поют соловьи (В. Ющенко);
в) Целый вечер буря неистовствовала, а
ночью зима улеглась белая (М. Луков);
г) Затем луч взлетит и понесутся
потоки тепла (О. Ющенко ). √
3. Если части бессоюзного
сложного предложения значительно распространены или далекие по смыслу, между ними ставится:
а) точка с запятой; √
б) тире;
в) двоеточие;
г) запятая и тире.
4. Точку с запятой можно поставить
между частями такого бессоюзного сложного предложения:
а) Намучене сердце желало покоя:
давно в душе покоя не слышал Бы. Гринченко);
б) Тихо проходил я лесом; зеленые
листья обильное шепотило круг меня (Б. Гринченко); √
в) Посмотри: весна ушла (Б.
Гринченко);
г) Я ночь не спал: уснут не имел я
силы (Б. Гринченко).
5. Если вторая часть
бессоюзного сложного предложения выражает резкую смену событий, относится:
а) запятая;
б) точка с запятой;
в) тире; √
г) двоеточие.
6. Тире ставится между частями
такого бессоюзного сложного предложения:
а) Васильки жмурят глаза голубые,
колышет ветер ниву изумрудную (Г. Луков );
б) Мы застыли: в.белый мир широкий
вылетает красавец журавль (О. Перекупко);
в) Вышел из дома - не брызнуло
свет (В. Базилевский); √
г) И сомнение бьет, словно копыто в
темя: кому и зачем нужно многослів'я? (Г. Чилачава).
7. Если в первой части
бессоюзного сложного предложения имеются слова так, такой, видеть, смотреть, слышать,
знать, между частями предложения ставится:
а) запятая;
б) двоеточие; √
в) тире;
г) точка с запятой.
8. Если вторая часть
бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание предыдущей (можно вставить
слова а именно), между частями предложения ставится:
а) запятая;
б) тире;
в) двоеточие; √
г) запятая и тире.
9. Двоеточие ставится между частями
такого бессоюзного предложения:
а) Поезд ушел - погасли огни (Б.
Пастернак);
б) Экономьте время: учитесь на чужих
ошибках (Ю. Рыбников); √
в) А слово скажет - из памяти не
выкинешь (Л. Костенко);
г) Встретилось слово, остановилось
слово, исчезало навсегда и приходило вновь (И. Сокульский).
10. Двоеточие и тире ставятся в
таком сложном предложении:
а) Никогда и на люди выйти: сериалы
мешают (В. Момонюк);
б) День камнями под ноги лег -
спотыкаюсь спозаранку (К.Дурас);
в) Фортуна все-таки капризная: то
улыбнется она человеку солнышком, то надолго остается холодной и равнодушной к
ее судьбы (В. Пьянов);
г) Я свое сопротивление злу остановит не могу:
жить по правде - Божий завет (Г. Самойленко). √
11. Тире и запятая ставятся в такой
сложной синтаксической конструкции:
а) Время такое: вожди наелись власти, а
народ голодный и злой (Г. Шевченко);
б) Пришло к тебе счастье - пожелай,
чтобы согрело оно и твоего товарища (А. Довженко); √
в) Все вокруг, как должно быть:
входит вечер, меркнет даль (Б. Олейник );
г) Двое смотрят: один видит
лужу, а второй - заре ( О. Довженко).
12. Запятая и двоеточие между предложениями
относятся в такой сложной синтаксической конструкции:
а) -- поэтому колючее, что не хочет,
чтобы его рвали, а его вырывают, потому колючее (Г. Горбаль);
б) Мысль человеческая может смириться с
факту, а сердце не смирится никогда: оно не умеет, не знает, не захочет (С.
Петлюра); √
в) Жизнь течет, словно сухой песок:
недавно утро было - наступила ночка (Г. Дубович);
г) Багровый вечер догорел, и пепел
падает на город, переливающийся ожерелье понаддніпрянських фонарей (Г.
Рыльский).
II вариант
1. Между частями сложносочиненного
предложения запятая не ставится:
а) если части предложения осложненные
наименованиями или вставными словами;
б) если части предложения осложненные
обособленными членами предложения;
в) если есть общий для обеих частей
второстепенный член предложения;
г) если во второй части говорится
о следствие того, о чем говорится в первой.
Составить и записать сложносочиненное
предложение, между частями которого не нужно ставить запятую (напр.: У него кровь
казацкая закипала и стугоніли в памяти сабли (Л. Костенко). Там моих братьев
лилась кровь и слезы матерей украшали сон синовнім домовинам (Г. Рыльский))
или сложносочиненное предложение, между частями которого надо поставить запятую (напр.:
Дожди не идут, а падают дожди, и мы идем промокшие, как хлющі (Есть. Постульга)).
2. Между частями сложного бессоюзного
предложения ставится двоеточие:
а) если содержание частей
противопоставляется;
б) если вторая часть выражает
следствие или вывод из того, о чем говорится в первой;
в) если вторая часть выражает резкую
смену событий;
г) если вторая часть выражает причину
того, о чем говорится в первой, или раскрывает смысл предыдущей. √
Составить и записать безсполучникове
предложение, между частями которого надо поставить двоеточие (напр.: Слышу: стукоче
сердце Страны (И. Стронский). Я верю: долгожданная воля придет к страждущего
края (Г. Луков). Как сейчас вижу: мать вышивает внукам распашонки (В.
Голобородько). Здесь начинается мой род и не кончится он веки: ступает сын в
родителей следует (И. Низовой). Знаю: не сойду, не оступлюсь из оберегов правды и
доброты (В. Тарасенко)).
3. Между частями сложного
бессоюзного предложения ставится тире:
а) если в первой части есть слова
слышать, знать, видеть, понимать и т.п.;
б) если вторая часть выражает
причину того, о чем говорится в первой;
в) если вторая часть выражает
следствие или вывод из того, о чем говорится в первой, или содержание частей
противопоставляется; √
г) если части значительно распространены или
далекие по смыслу.
Составить безсполучникове предложения, между
частями которого надо поставить тире. Предложение записать (напр.: За пчелой пойдешь
- она приведет к меду. За жуком пойдешь - он приведет к навозу. Голова глупая -
ногам нет покоя (Род. творческим.). Так ветерком перейти по леваду шелковую -
засветится гай... (Б. Олейник). Только дохнет весна - снежинка умрет (Б.
Дегтярев). Лишился страxy - имеешь полную свободу! (М. Самойленко).
Загремели две башни - обезумів Манхэттен (П. Осадчук)).
4. Тире ставится между частями
такого сложного бессоюзного предложения:
а) Брать - как кошки: они
погризуться и помирятся (Род. творческим.);
б) Скупой платит дважды, ленивый дважды
ходит (Род. творческим.);
в) Нет малого - не будет большого
(Род. творческим.); √
г) Не торопись: на тебя дождь не крапле
(Род. творческим.).
Составить и записать предложения по
поданной учителем схеме.
5. Двоеточие ставится между
частями такого сложного бессоюзного предложения:
а) Грей змею под мышкой - она
тебя укусит (Род. творческим.);
б) Этого хорошо по смерть посылать:
он скоро не вернется (Род. творческим.); √
в) Мудрой голове одно слово скажи -
все поймет (Род. творческим.);
г) Глаза не видят - душа не болит
(Род. творческим.).
Составить и записать предложения по
поданной учителем схеме.
6. Запятая, двоеточие, запятая - такие
знаки препинания ставятся в предложении:
а) Пройдут ливни, умолкнут
грозы, ветры могут уснуть на полях (В. Симоненко);
б) Я слышу в ночи осенние, я брежу
сквозь синий снег: врастает тугое корни в землю глевку с ног (В. Симоненко);
в) На свете немало законов, я
напомню один: чтобы море не сохли, нужно много капель (В. Симоненко); √
г) Отойдет в мрак подлое и лукавый,
холуйство в прошлое всплывет, и тот никогда не доскочить славы, кто ради нее на
земле живет (В. Симоненко).
Составить и записать сложное предложение с
разными видами связи (сполучниковим и бессоюзным).
VII. Ответы учителя на вопросы
учащихся (после того как тестовые задание выполнено).
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Домашнее задание.
Подобрать из художественных произведений 4-5
сложных предложений с разными видами связи - сполучниковим и бессоюзным.
Записать предложения, в каждом подчеркнуть грамматические основы.
__________________________________________________________
1 За каждую правильно
выбранный ответ ученик получает по 1 баллу.