Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
План-конспекты уроков

Урок № 29

Тема. Основные пунктограми в сложном предложении. Тематичне тестирование

 

Цель: закрепить знание. учащихся о основные пунктограми в сложном предложении; выяснить уровень усвоения ими указанной теме; развивать логическое мышление, память, формировать умение использовать полученные знания на практике, навыки самостоятельной работы.

Тип урока: комбинированный урок (закрепление знаний и навыков; проверка и учет полученных знаний, умений и навыков).

Оборудование: учебник, тесты.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Воспроизведение теоретических сведений.

v Беседа.

1) Когда между частями сложносочиненного предложения ставится запятая? Когда не ставится? Приведите пример.

2) Когда между частями складнопідрядного предложения ставится запятая?

3) В каких случаях между частями бессоюзного сложного предложения ставится точка с запятой? Тире? Двоеточие? Приведите примеры безсполучникових сложных предложений с тире и двоеточием.

4) Какое предложение называется сложным синтаксической конструкцией? Приведите примеры.

III. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

v Перепишите предложения, расставляя пропущенные знаки знаки (подаем предложение без их изъятия).

Начертить схему одного из предложений.

Нуждающаяся историческая судьба, ты так здрібнила наши души, что все чужое для нас великое, а к своему мы крайне равнодушны! (В. Берко). Не знаю, чем накормить душу: я развернул книгу, и в ней столько слащавости, что липнут к пальцам страницы, потом я посмотрел кино, и в нем столько грязи, что захотелось сходить в баню, а послушал музыку - она оказалась совсем неперетравною... (М. Час).

 

Мне открылась истина велика, чтобы я ее глашатайно глаголив: художник и голый - все-таки владыка, а венценосец и на троне голый (С. Зинчук). Разные есть на земле от человека следы, только прекрасное славит человека всегда: разум не потерять, душу свою сберечь, желанным гостем в дом к соседу зайти (О. Долгое). Как с пустым ведром перейдут дорогу, будь спокоен, дружище, не здіймай тревогу: то стократ страшнее, как проходят ней не с пустым ведром - с черствой душой (И. Стронский).

 

IV. Проверка самостоятельной работы учащихся.

V. Сообщение способов проверки полученных знаний и сформированных умений и навыков (инструктаж к тестирования).

VI. Проведение тестирование.

И вариант1

1. Между частями сложносочиненного предложение перед связующими союзами и, и, и запятая:

а) не ставится никогда;

б) может относиться или не относиться в зависимости от интонации;

в) ставится, если есть общий для обеих частей сложносочиненного предложения второстепенный член;

г) не ставится, если есть общий для обеих частей сложносочиненного предложения второстепенный член.

 

2. Запятая не ставится между частями такого сложносочиненного предложения:

а) Жасмин цветет, и травы косят, и сено пахнет и пьянит (Г. Луков);

б) Еще не виплакалось небо, а уже поют соловьи (В. Ющенко);

в) Целый вечер буря неистовствовала, а ночью зима улеглась белая (М. Луков);

г) Затем луч взлетит и понесутся потоки тепла (О. Ющенко ).

 

3. Если части бессоюзного сложного предложения значительно распространены или далекие по смыслу, между ними ставится:

а) точка с запятой;

б) тире;

в) двоеточие;

г) запятая и тире.

 

4. Точку с запятой можно поставить между частями такого бессоюзного сложного предложения:

а) Намучене сердце желало покоя: давно в душе покоя не слышал Бы. Гринченко);

б) Тихо проходил я лесом; зеленые листья обильное шепотило круг меня (Б. Гринченко);

в) Посмотри: весна ушла (Б. Гринченко);

г) Я ночь не спал: уснут не имел я силы (Б. Гринченко).

 

5. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения выражает резкую смену событий, относится:

а) запятая;

б) точка с запятой;

в) тире;

г) двоеточие.

 

6. Тире ставится между частями такого бессоюзного сложного предложения:

а) Васильки жмурят глаза голубые, колышет ветер ниву изумрудную (Г. Луков );

б) Мы застыли: в.белый мир широкий вылетает красавец журавль (О. Перекупко);

в) Вышел из дома - не брызнуло свет (В. Базилевский);

г) И сомнение бьет, словно копыто в темя: кому и зачем нужно многослів'я? (Г. Чилачава).

 

7. Если в первой части бессоюзного сложного предложения имеются слова так, такой, видеть, смотреть, слышать, знать, между частями предложения ставится:

а) запятая;

б) двоеточие;

в) тире;

г) точка с запятой.

 

8. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание предыдущей (можно вставить слова а именно), между частями предложения ставится:

а) запятая;

б) тире;

в) двоеточие;

г) запятая и тире.

 

9. Двоеточие ставится между частями такого бессоюзного предложения:

а) Поезд ушел - погасли огни (Б. Пастернак);

б) Экономьте время: учитесь на чужих ошибках (Ю. Рыбников);

в) А слово скажет - из памяти не выкинешь (Л. Костенко);

г) Встретилось слово, остановилось слово, исчезало навсегда и приходило вновь (И. Сокульский).

 

10. Двоеточие и тире ставятся в таком сложном предложении:

а) Никогда и на люди выйти: сериалы мешают (В. Момонюк);

б) День камнями под ноги лег - спотыкаюсь спозаранку (К.Дурас);

в) Фортуна все-таки капризная: то улыбнется она человеку солнышком, то надолго остается холодной и равнодушной к ее судьбы (В. Пьянов);

г) Я свое сопротивление злу остановит не могу: жить по правде - Божий завет (Г. Самойленко).

 

11. Тире и запятая ставятся в такой сложной синтаксической конструкции:

а) Время такое: вожди наелись власти, а народ голодный и злой (Г. Шевченко);

б) Пришло к тебе счастье - пожелай, чтобы согрело оно и твоего товарища (А. Довженко);

в) Все вокруг, как должно быть: входит вечер, меркнет даль (Б. Олейник );

г) Двое смотрят: один видит лужу, а второй - заре ( О. Довженко).

 

12. Запятая и двоеточие между предложениями относятся в такой сложной синтаксической конструкции:

а) -- поэтому колючее, что не хочет, чтобы его рвали, а его вырывают, потому колючее (Г. Горбаль);

б) Мысль человеческая может смириться с факту, а сердце не смирится никогда: оно не умеет, не знает, не захочет (С. Петлюра);

в) Жизнь течет, словно сухой песок: недавно утро было - наступила ночка (Г. Дубович);

г) Багровый вечер догорел, и пепел падает на город, переливающийся ожерелье понаддніпрянських фонарей (Г. Рыльский).

 

II вариант

1. Между частями сложносочиненного предложения запятая не ставится:

а) если части предложения осложненные наименованиями или вставными словами;

б) если части предложения осложненные обособленными членами предложения;

в) если есть общий для обеих частей второстепенный член предложения;

г) если во второй части говорится о следствие того, о чем говорится в первой.

Составить и записать сложносочиненное предложение, между частями которого не нужно ставить запятую (напр.: У него кровь казацкая закипала и стугоніли в памяти сабли (Л. Костенко). Там моих братьев лилась кровь и слезы матерей украшали сон синовнім домовинам (Г. Рыльский)) или сложносочиненное предложение, между частями которого надо поставить запятую (напр.: Дожди не идут, а падают дожди, и мы идем промокшие, как хлющі (Есть. Постульга)).

 

2. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие:

а) если содержание частей противопоставляется;

б) если вторая часть выражает следствие или вывод из того, о чем говорится в первой;

в) если вторая часть выражает резкую смену событий;

г) если вторая часть выражает причину того, о чем говорится в первой, или раскрывает смысл предыдущей.

Составить и записать безсполучникове предложение, между частями которого надо поставить двоеточие (напр.: Слышу: стукоче сердце Страны (И. Стронский). Я верю: долгожданная воля придет к страждущего края (Г. Луков). Как сейчас вижу: мать вышивает внукам распашонки (В. Голобородько). Здесь начинается мой род и не кончится он веки: ступает сын в родителей следует (И. Низовой). Знаю: не сойду, не оступлюсь из оберегов правды и доброты (В. Тарасенко)).

 

3. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится тире:

а) если в первой части есть слова слышать, знать, видеть, понимать и т.п.;

б) если вторая часть выражает причину того, о чем говорится в первой;

в) если вторая часть выражает следствие или вывод из того, о чем говорится в первой, или содержание частей противопоставляется;

г) если части значительно распространены или далекие по смыслу.

Составить безсполучникове предложения, между частями которого надо поставить тире. Предложение записать (напр.: За пчелой пойдешь - она приведет к меду. За жуком пойдешь - он приведет к навозу. Голова глупая - ногам нет покоя (Род. творческим.). Так ветерком перейти по леваду шелковую - засветится гай... (Б. Олейник). Только дохнет весна - снежинка умрет (Б. Дегтярев). Лишился страxy - имеешь полную свободу! (М. Самойленко). Загремели две башни - обезумів Манхэттен (П. Осадчук)).

 

4. Тире ставится между частями такого сложного бессоюзного предложения:

а) Брать - как кошки: они погризуться и помирятся (Род. творческим.);

б) Скупой платит дважды, ленивый дважды ходит (Род. творческим.);

в) Нет малого - не будет большого (Род. творческим.);

г) Не торопись: на тебя дождь не крапле (Род. творческим.).

Составить и записать предложения по поданной учителем схеме.

 

5. Двоеточие ставится между частями такого сложного бессоюзного предложения:

а) Грей змею под мышкой - она тебя укусит (Род. творческим.);

б) Этого хорошо по смерть посылать: он скоро не вернется (Род. творческим.);

в) Мудрой голове одно слово скажи - все поймет (Род. творческим.);

г) Глаза не видят - душа не болит (Род. творческим.).

Составить и записать предложения по поданной учителем схеме.

 

6. Запятая, двоеточие, запятая - такие знаки препинания ставятся в предложении:

а) Пройдут ливни, умолкнут грозы, ветры могут уснуть на полях (В. Симоненко);

б) Я слышу в ночи осенние, я брежу сквозь синий снег: врастает тугое корни в землю глевку с ног (В. Симоненко);

в) На свете немало законов, я напомню один: чтобы море не сохли, нужно много капель (В. Симоненко);

г) Отойдет в мрак подлое и лукавый, холуйство в прошлое всплывет, и тот никогда не доскочить славы, кто ради нее на земле живет (В. Симоненко).

Составить и записать сложное предложение с разными видами связи (сполучниковим и бессоюзным).

 

VII. Ответы учителя на вопросы учащихся (после того как тестовые задание выполнено).

VIII. Подведение итогов урока.

IX. Домашнее задание.

Подобрать из художественных произведений 4-5 сложных предложений с разными видами связи - сполучниковим и бессоюзным. Записать предложения, в каждом подчеркнуть грамматические основы.

__________________________________________________________

1 За каждую правильно выбранный ответ ученик получает по 1 баллу.