Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
План-конспекты уроков

Урок № 28

Тема. Основные пунктограми в сложном предложении

 

Цель: закрепить изученное о пунктограми в сложном предложении, совершенствовать пунктуаційну грамотность учащихся.

Тип урока: урок закрепления знаний и навыков.

Оборудование: учебник, таблицы.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и цели урока.

II. Воспроизведение теоретических сведений.

v Беседа.

1) На каком основании сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные?

2) Какие знаки препинания могут употребляться между частями сложных предложений с сполучниковим связью? Между частями безсполучникових предложений?

3) Когда между частями сложносочиненных не ставится запятая?

4) В каких случаях между частями сложносочиненных и безсполучникових предложений ставится точка с запятой?

5) Когда между частями бессоюзного предложения ставится двоеточие?

6) В каких случаях между частями бессоюзного предложения ставится тире?

III. Выполнение упражнений на закрепление изученного.

v Прочитать предложение, в каждом выделить грамматические основы.

Указать предложение с сполучниковим и бессоюзным связью. Объяснить употребление запятой между частями сложных предложений.

Не погаснет высокая мощь Днепра, не обмелеет в отецьких колодцах вода... (Б. Олейник). Ложусь на цямрини, и колодец эхом отзывается мне (Б. Мозолевский). Этот мир нас принимает, как будто детей, и я припаду к земле, как Антей (Д. Кремень). Кто-то ценит на рубли, на литры благосостояние свое и необозримый мир, а я его измеряю в палитре, вміщаю в сотнях солнечных палитр (Б. Дегтярев). Снимаю шапку перед певцом, что не живет только полным кошельком, а сокрушается и плачет, и стражда, когда коснется его чужая беда (И. Сварник)

v Прочитать предложение, доказать, что они является сложносочиненным.

Объяснить отсутствие запятой между частями сложносочиненных предложений.

Где конь ощипывает отаву и звонят путы на его ногах (В. Сосюра). В саду туман и свет падающий от фонаря наискосок деревьев... (М. Самойленко). Зловеще в одсвітах різьбилися чащи и гадючився берег из волн темноты (Г. Стельмах). Вчера похвалили случайно и я обрадовался, а сейчас каюсь (В. Герман). И в то время скирды и рига занялись и звезды исчезли (Т. Шевченко).

v Прочитать.

Объяснить употребление между частями сложных предложений точки с запятой.

Звезды сияют; среди неба горит білолиций; ива слуха соловья, смотрит в колодец... (Т. Шевченко). Соловьи с обеих сторон пруда по ивах .висвистували; отозвалась вода стома голосами (П. Кулеш). Солнце, поднимаясь вверх, приветливо сяе-греет; ветерок легонько дышит; жаворонки, в'ючись над дорогой, щебечут; там, в темном лесочке, куют кукушки... (Панас Мирный), Шумит Днепр, седеет, и чернеет, и плещет в берега; развивается ива, зеленеют камыши (Марко Вовчок). На землю уже тихий везде вечер ложится; с высокого неба уже месяц сияет (Б. Гринченко).

Сидит на высоком кобзарь старесенький, в последний свой час прижимает к груди кобзу и говорит ней, как к верной жены, говорит со степью, с деревьями и птицами; кобза багатострунним оркестром гремит запорожским маршем; голос кобзаря звучит хоралом из широт земли и громадья небес; с ясной думой во главе выходит перед глаза изумленного мира воскресла Мать Украина, протягивает руки к своим детям и молится за них Богу, просит прощение за блудных сыновей и прижимает к сердцу рыцарей. (По Я. Гояном)

 

Словарь.

Хорал - произведение торжественного, возвышенного характера.

 

v Переписать предложения, доказать, что они есть безсполучниковими.

Объяснить употребление двоеточия между частями безсполучникових предложений (при необходимости воспользовавшись представленной ниже таблицей).

Дмитер хитер: сам съел курицу, а сказал, что полетела. Мы - родственники: на одном солнце онучи сушили. Человеческий возраст, как маков цвет: днем ты на стебле, вечером на земле. Он очень грамотный: слово « корова» пишет с мягким знаком. Хорошо устроился: дают рано воды, а вечером пить. Отец был средний хозяин: возьмет сумки по бокам, а сам посередине. На базаре два дурака: один дешево дает, другой дорого платит. С господами не міряйся коками: длинный подстригут, а короткий вытянут. Панская ласка не коляска: на ней далеко не уедешь. Стыд не ворон: он глаз не видзьобає. Деньги как вода: они сквозь пальцы протекают. Он как собака на стерне: сам не ест, другому не дает. Подождите: придет коза до воза сенца просить. Утро - панок: утром не успел, то вечером не здогониш. Прежде чем женится, начинай сокрушается: надо ложки, надо миски, корыта надо и колыбели. (Род. творческим.)

Брось наконец о землю бедой: воля лиш - найкревніша родня! (В. Забаштанский). Простой истины не забывай: человек и слово - то космические миры! (М. Самойленко). Мне кажется: музыка - космическая, наиболее космической из всех искусств (Л. Костенко). Не надеясь на большее, я мечтаю только об одном: хоть одного бы создать стихотворения, который переживет меня (В. Соколов). Истина одна неоспоримая, суть ее подтверждают слова: не зів'є поэзия гнездышка в той душе, что убогая и черствая (Б. Дегтярев). Уже утонули в небе ключи журавлей неунывающих, я утверждаю: день этот будет богатым и настоящим днем!.. Я утверждаю: это бессмертие! Я утверждаю: я живу! (К. Герасименко). Прислушайся: твой горб расправился в крыло! (М. Самойленко). Что то родная земля: среди бетонных плит, подогнанных плотно, будто блоки египетских пирамид, цветет петрив батиг (О. Завгородний). Переплетается небо с водой: весна! Переплетается мир на ладони весла (Л. Вышеславский). Мишва такую приміту знает: у кого длиннее хвост - то разум больше... (Л. Глебов).

Вкраїнче, знай: позорно спал твой край, докиль над ним не розітнувся пение двух гениев, двух славных Кобзарей... Поэтому в відновленім края вспомни: солнце Украины есть Шевченко, а соловей ее Весны - Лысенко А. Сказка). М'ятежні звуки. .Мариться снится: с нами был и Лысенко, и Шопен (А. Ющенко). В жизни увидишь ты такие картины: плохой друг в жизни всегда покинет (В. Голубничий). Так хорошее и жутко так: шаріє сумерки, языков підпалок (В. Стус). Боюсь людей, которые проживут, как гости, всю жизнь: от них, чего-то мне кажется, веет кладбищами (Г. Стельмах). Я знаю: все красивые беднеют от украшений. Я знаю: большой силе приказывает слабость не раз. Я знаю: одному человеку жизнь отдавали сотни. Я знаю: всеми любимые были чаще всего одинокие. Я знаю: в нежном облачке слетало просторное море. Я знаю: в маленькой рюмке топилось большое горе. Я знаю много очень в чужих и своих делах. Я знаю, что мертвые души страшные в живых телах (П. Скунц). Душа, не забывайте, череп'яна: когда ее побить раз, то склеить все-таки можно, а вот целой она не будет никогда (Г. Дидула), Среди истин в сущности меняющимся время одну менять не захотел: не бывает некрасивых цветов, а женщин некрасивых - подавно (Г. Луков).

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДВОЕТОЧИЯ В БЕЗСПОЛУЧНИКОВОМУ ПРЕДЛОЖЕНИИ

 

Правило

Пример

Если вторая часть предложения выражает причину того, о чем говорится в первой

 

Если вторая часть раскрывает содержание предыдущей (можно вставить слова a caмe)

 

Если в первой части есть слова так, такой, знать, слышать, смотреть, видеть, понимать, говорить и т.д

Замкнул волка между овцы: пусть тюрьму знает (Род. творческим.).

 

Нашла коса на камень коса не втне, камень не поддается! (Род. творческим.).

 

Говорили люди: квач притыкой не будет (Род. творческим.).

 

v Переписать, расставляя пропущенные знаки препинания (подаем предложение без их изъятия).

Объяснить употребление тире. При необходимости воспользоваться представленной ниже таблицей.

Не потакай печали - она тебя ножом под сердце, а ты їй. под нос перца. Отец пусть идет орать - его кони знают. Мать праведная - опека и охрана в семье каминная. Стоишь высоко - не будь гордым, стоишь низко - не гнись. Была бы охота - настроится работа. Глянет - молоко киснет. Болит в груди - не быть в людях. Голова седеет - мужчина мудріє. Проштрафился - носа не показывает. Пятками накивал - вплоть залопотіло. Слово к слову - сложится речь. Пришла беда - держись, пришла беда - бди. Мужик заболеет - попа зовут; поп заболеет - по врачу посылают. Отрезанный ломоть от хлеба - уже ее не прижмешь. Быстро едешь - тихо понесут. Кот из дома - мыши танцуют. Большой род - постный обед. Не слушал папу - послушаешь ката. Есть - пройдет, нет - обойдется. (Род. творческим.)

 

Ничего дороже нет, чем родной край - на том свет стоит (Б. Степанюк). Голос иволги плачет за лесом - малиновая луна доліта (Б. Мозолевский). Седой лирник споет - у кого-то катится слеза (Б. Горный). Не выбрасывайте слова из песни - останется болезненная рана (Г. Гордасевич). Пройдусь по полю - воспоминание в сердце брызнет (Г. Петренко). Ветер подул - листья с клена желтый полетело (II. Тычина). Посмотри - пути ведут в мир широкий (Л. Закордонец). Пройдет неделю - все вокруг німуватиме (Н.Скобелєва-Со - логуб). Вкрадчиво идет из оврагов лиса - захрумтів под лапами сорняк (Г. Удовиченко). Одчинилися двери - Ксеня, бледная, заплаканная, бросилась ко мне (Б. Гринченко).

 

Бывают минуты - душа встрепенется (В. Самойленко). Осокорь вздыхает безнаказано - уже нет половины кроны (Л. Талалай). День за днем, за неделей недели - незаметно несется время (Н. Забила), Осмотрюсь обратно - еле видно в туманах тропинку (Г. Рыльский). Утром глянешь - хочется летать (Л. Костенко). Синее небо, рваные облака - придут дни, как летние волшебство! (М. Щербак). Что посеешь - то и родит под радугой небес. Відбудовуйсь, мой народ,- дух возрождения воскрес! (П. Харченко).

 

УПОТРЕБЛЕНИЕ ТИРЕ В БЕЗСПОЛУЧНИКОВОМУ ПРЕДЛОЖЕНИИ

 

Правило

Пример

Содержание частей противопоставляется (можно вставить союз а)

 

В первой части указывается время или условие действия, о котором говорится во второй части (можно вставить когда, если)

 

Вторая часть выражает следствие или вывод из того, о чем говорится в первой (можно вставить через то, назад)

 

Во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой (можно вставить как)

 

Вторая часть выражает резкую смену событий

Еще солнечные лучи спят - досвітні огні уже горят (Леся Украинка).

 

Молния сверкнет - камень треснет (Род. творческим.).

 

 

Неудачно женился - день за облако закатился (Род. творческим.).

 

 

Говорит - шелком вышивает. (Рожд. творческим.)

 

 

Одчинилися двери - мачеха. (Б. Гринченко)

 

IV. Проверка самостоятельной работы учащихся.

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задачи.

Упражнение 144 (письменно).

v Учебные диктанты.

Выдающийся художник (пейзажист, портретист, искусствовед) Иван Труш был еще и историком искусства, критиком и публицистом. Его фигура видим рядом с выдающимися украинцами XX века: Иваном Франком, Ольгой Кобылянской, Лесей Украинкой, Василием Стефаником.

Труш - организатор художественной жизни в Западной Украине: при его активном участии возник ряд художественных объединений, а также было основано журналы: «Артистический вестник», «Будущность».

Иван Труш создал галерею прекрасных портретов. Его кисть сохранил образ Леси Украинки (с родственницей поэтессы, дочерью М. Драгоманова Ариадной художник был женат), Николая Лысенко, Михаила Грушевского.

Художник бывал за границей - в Венеции, Риме, Вене. Больше всего этюдов привез из Египта: этот край поразил художника экзотикой. Усвоение опыта и изучения культуры Европы для украинцев Труш понимал лучше. Отдавая должное Петербургской академии искусств, на первое место он ставил Париж и Краков, где сам учился. В начале XX столетия в Кракове сформировался прочный очаг украинских художников - значительный вклад в отечественную культуру сделали Василий Стефаник, Николай Бурачек, Богдан Лепкий и сам Иван Труш. (152 слова) (Из календаря)

 

Мария Ленерт придумала псевдоним «Марийка Пидгирянка», с которым и вошла в большую литературу. Выбор был не случайным: поэтесса родилась в живописном Прикарпатье. Любовь к родной природе и материнского языка писательница пронесла через всю жизнь.

Многодетные родители не смогли дать Марии основательного образования - в семье ее получил только брат девушки. С детства она охотно занималась самообразованием, а настоящим университетом стала для нее дедушкина библиотека. Позже поэтесса признавалась: «Я самоучка, робкий ребенок Подгорье. Списывала, что мне леса рассказывали. Не знаю, хорошо понимала еловую язык, и писала, потому что слышала душевную потребность...»

Второй тайной сердца Марии была безудержная любовь к детям - она мечтала стать учительницей. Экстерном сдала экзамены в гимназии, а после окончания учительской семинарии посвятила педагогической работе сорок лет жизни.

В лице Пидгирянки счастливо сочетался талант учителя и поэтессы, и невозможно их разграничить. Она никогда не стремилась к вы, знания - многие произведения разбросаны по периодике и не обнародовано, ей упрекали за недостаток образования и «местный» характер творчества. Абсурдность обвинений очевидна: поэтесса хорошо владела пятью языках: польском, немецком, чешском, французском, словацком. Понимала еще три: греческий, латинский, итальянский. Это была высокообразованная, честная и скромная человек. Хочется верить, что ее подзабытая и растеряна наследие встанет новыми изданиями. (190 слов)

(3 календаря)