Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

РОДНОЙ ЯЗЫК 11 КЛАСС
План-конспекты уроков

Урок № 30

Тема. Контрольный диктант. Контрольное аудирование

 

Цель: выяснить уровень усвоения знаний об основных пунктограми в сложном предложении, получение умений и навыков употреблять знаки препинания в сложных предложениях, отрабатывать умения и навыки использовать полученные теоретические знания на практике; развивать логическое мышление, орфографическую и пунктуаційну грамотность.

Тип урока: урок проверки и учета полученных знаний, умений и навыков.

Оборудование: учебник, текст диктанта, текст для аудирования.

ХОД УРОКА

I. Сообщение цели проверки и способов проведения.

II. Проведение диктанта.

III. Ответы учителя на вопросы учеников (после того как собраны тетради).

IV. Проведение аудирование.

V. Ответы учителя на вопросы учеников (после того как собраны ответы на вопросы к аудіотексту).

VI. Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задачи.

Упражнение 144.

Тексты для диктанта

Кто бы другой, может, захотел прославить родную землю или родниковую воду в колодцах, цвет пролісковий или дух евшан-зелье, пение соловья на вишневой ветке или сияние зарницы над росяними житами - разве нечего славить в этом прекрасном бесконечном мире! А мне хочется написать панегирик слову, благодаря которому можно рассказать о дух евшан-зелье; соловьиный песню и мутноватая дымка над полями. Ведь слово такое велико, что способно вместить в себе всю близлежащую многообразие и неисчерпаемость, оно не ниже и не выше, а ровно этой неисчерпаемости.

Пусть славятся слова-сокровища, которые вмещают замыслы и размышления, имеют волю и силу. Слова-правдолюбы никогда не переведутся, всегда на них или недород, неурожай. Такие слова среди всех заметные, самые дорогие.

Восторженный панегирик словам составляя, я помню, что язык - это большая и дружная семья. Поэтому вдаваймося к помощи всего словесного воинства, что греет душу теплом разнообразной, словно весенний степь, родного языка. Потому что если земля наша родила такую речь богатую и щедрую, то будущее бессмертие народа в безсмерті этого языка, в ее неувядающей энергии и еще в извечном самооновленні! (174 слова)

(По Е. Гуцалом)

 

РОДОСЛОВНАЯ НАШЕГО ЯЗЫКА

Начатую на родине научную работу по проблемам языкознания Иван Огиенко продолжил в эмиграции. В течение пятилетие ученый работал над очерками по истории украинского языка. Это были самые первые исследования, в которых вся система украинского правописания приобрела исторического объяснение. Труда Огиенко обеспечили достижение единства в орфографических правилах и научного объяснения.

Иван Огиенко был глубоким знатоком исторического процесса формирования и развития славянских языков. Он справедливо замечал, что украинский язык заметно отличается своей гибкостью и благозвучием. Это обусловлено ее физиологически-фонетической основой, простотой и легкостью произношения. В то же время ученый отмечал, что родной язык каждому человеку кажется самым мелодичным. Однако те европейские специалисты, которые анализировали наш язык, отмечали ее развитость и исключительную мелодичность, а затем становились в ряды ее сторонников.

Рассмотрение специфических проблем фонетики и морфологии в работах Ивана Огиенко подкрепляется глубоким анализом отечественных литературных памятников, начиная с XI века. Когда же учесть доскональное знание ученым других языков и местных диалектов, становится понятным значение этого исследования.

Стоит упомянуть и такую важную работу Ивана Огиенко, как историко-сравнительный очерк правописания иноязычных слов. Относительно этой проблемы всегда высказывалось множество субъективных взглядов, однако предшественники не разработали основных принципов употребления заимствованных сроков, как это сделал Огиенко. (190 слов)

(По В. Ляхоцьким)

 

Тексты для аудирования

КРОВАВАЯ ТРИЗНА

Запорожцы перешли Сиваш. Везли немалую добычу, вели семь тысяч освобожденных христиан. Вереница растянулась на несколько верст.

Освобожденные из плена брели отдельно, на некотором расстоянии, чтобы не глотать пыль. Сирко подъехал до недавних пленников. Казаки пролили в последнем бою много крови, но пролили не зря - она уносится волей в жилах вон тех людей. Как-то сейчас светятся их души!

Сирко прикипел глазами к толпе, пытаясь дышать вместе с ним в той волей, порадоваться их радостью. Но что дольше присматривался, уменьшалась его радость, зато в душу напливала тревога. Сначала подумал, что вон те трое освобожденных остановились случайно, волочатся позади, потому притомились. Они тихо разговаривали, поглядывали в его сторону. И он уловил в тех взглядах что-то злодійкувате, нерадостное.

Сирко почувствовал себя так, словно в душу бросили горсть снега. Он никогда не обманывался человеческими глазами. Не всем нужна его воля. Рабство - оно иногда тоже сладкое! Куплен предательством бог дороже, чем тот, с которым родился. Милішими становятся и чужие слова, и одежда, и обычаи.

Тогда для чего же обучают родных слов матери? Для чего берегут обычаи родители? Для того, чтобы дети обменяли их в чужом краю, как разменивают на горсть медяков золотой грош?! Чужие обычаи могут быть и хорошими, но они - чужие. Только потакатели меняют свое, родительское, на чужеземное. Так можно поменять все. Поменять обычаи, вітцівщину - это поменять мать. Родила мать дитя, пела ему песни, а в тех песнях - пот и кровь дедов и прадедов, а теперь этот человек променял родную песню на чужую, вицідив из своего сердца кровь дедов и прадедов и налил чужой! В чужом краю теплее солнце, в чужом краю слаще плоды. Но чем провинился перед тобой, потурначе, родной край, что ты чураешься? Край, как и судьбу, не выбирают, они - от Бога.

К вечеру стали в неглубокой балке, по дну которой хлюпотів степной ручей. Его облепили кони и люди. Прошло немало времени, пока валка утолила жажду.

По тому Сирко приказал варить кулеш. Вскоре по степи разлился запах разваренного пшена, который перемешивался с ароматами полыни и других, уже сухих трав.

Сирко долго блуждал более балкой, следовательно сошел в могилу, одиноко чернела в степи. Смотрел на костер, на освобожденных из плена. Жгучая дума терзала мозг.

Сойдя с могилы Сирко побрел между пленниками, иногда останавливался, расспрашивал. В стороне от других сидела смуглая черкешенка в дорогой одежде - говорят, жена или наложница хана. Она сбила ноги, атаман приказал подобрать для нее обувку, нашли мужские лапти, она выглядела в них как горлица на гусиных лапах. Но, видно, за ханом не грустила - улыбалась. А может, подумал, улыбалась со страха, чтобы задобрить его? Они, недавние пленники, не все искренни. Снова ловил скрадливі, даже скрыто враждебные взгляды.

И сводилось в голове страшная мысль: он не может, не имеет права привести их на Украину. Не может поселить зловорожців среди своих людей, не может высеять собственного рукой среди пшеницы плевелы. То что же делать? Пустить их, пусть идут в Крым, а потом возвращаются с ятаганами? Если и не сами придут, то их дети...

Атаманов гнев, боль и отчаяние злютувалися в вопрос, с которым обратился к мужчине в татарском наряде:

- Тебе там было хорошо или плохо? Только не ври. Если бы отпустили, вернулся бы обратно?

В глазах мужчины потекла серая муть. Он боялся солгать и боялся сказать правду. Выжал на губы улыбку, догідливу и вибачальну одновременно. Атаман долго молчал, тогда трудно повернулся и ушел.

После обеда кошевой приказал поднять и собрать всех, кого выручили из плена. Они сбились в большой и тесную группу. Сирко прошел в течение толпы, вернулся и стал перед людьми. Народ стоял приглушенный.

- Люди добрые,- сказал Сирко тихо,- мы освободили вас и привели в эту степь. Теперь выбирайте сами, кому куда стелется путь: в землю отцов или обратно в ханскую сторону. Вести насильно не будем никого. У каждого из вас есть сердце, а в нем любовь, что выбирает. Есть совесть, есть честь... - атаман примовк с досады на себя, что не удержал этих слов.- Так воля ваша. Кто пойдет с нами, оставайтесь на месте, кто хочет вернуться, проходите вперед, за мою спину.

Толпа зашевелилась. Сирко не надеялся, что все произойдет так быстро. Некоторые даже побежали, словно боялись, что их остановят. Он думал, что их будет немного. А они шли и шли... Атаман сначала пытался удержать их взглядом, а потом опустил глаза и смотрел в землю.

Когда кошевой поднял голову, по плечами их было чуть меньше, чем тех, что остались. Атаман не верил глазам. Сначала думал - потребуют вернуться такие, как черкешенка. Привыкла к роскоши, променяла на них волю. Однако она не ушла, осталась. Смотрела не в крымске, а в кавказскую сторону. Атаману сжалось сердце. Он еле сдержался, чтобы не поклониться той женщине.

- Бог вам судья! - сказал кошевой, вернувшись к меньшему группы.- Он судья всем.

Закинув на плечи мешки, меньше валка потащила на Крым. Над балкой нависла тишина, она была похожа на ту, которая воцаряется на кладбище возле свежей могилы по последней лопасти земли. Когда председателя беглецов стали сливаться с горизонтом, кошевой приказал позвать старшину. Когда сошлись все восемь производных полковников, он положил руку на булаву за поясом, второй показал в степь:

- Рубить всех упень!

Слова упали в казацкие сердца, как раскаленные гвозди. Давеча все надеялись, что кошевой прикажет вернуть перебежчиков, но это его повеление показалось невероятным.

- Тому, кто отрекся от отчизны, нет места на земле,- сказал кошевой.- А грех от Бога - на мне одном. Постройте, господа атаманы, казаки по командам. Одберіть молодых. Они имеют выполнить повеление судьбы.

Дикая степь всполошил топот лошадей. Всадники летели, низко попригинавшись до конских грив, над ними красно блестели сабли.

...Душно пахли истоптанные копытами полини. Сирко ехал и смотрел на кончики. То было что-то несусветные, адски страшное. Сердце сжималось от боли, однако раскаяния не было. Лежали порубленные, вытянувшись в один длиннющий ключ, порозкидавши в травах руки. Они и действительно напоминали журавлиный ключ, что заблудился в бесконечных просторах, полетел не в ту сторону. Серко показалось, будто мертвые руки сводятся, он слышал свист ветра и тихий жалобный клич.

Он знал, что будет слышать его долго - все жизни. В груди пекло, невольно сводилась мнение: правильно ли поступил и чем одкупиться перед миром. Правильно - неправильно, кто будет судить? Для него - правильно, для кого - то-неправильно. Скрипнул зубами, прошептал сухими губами: «Наказывай, Боже, если я неправ. Я не мог поступить иначе. На озлобление и внукам правнукам, в науку всем моим братьям».

Окинул взглядом степь.

- Простите нас, братья,- молвил горько сквозь боль, что пронизывал грудь,- а сами спите тут до страшного суда Господня.

Потом оглянулся на казаков, неподвижно сидели в седлах, низко поклонился.

- А вы,- сказал,- простите мне, что вас, молодых, послал на эту кровавую тризну. У вас родятся дети, вы расскажете им о эти печальные поминки. Пусть знают: кто одцурався родной земли, не гожий смотреть на солнце! Нет двух солнц, нет двух Богов, нет двух мамочек. Расскажите об этом своим детям. А они пусть расскажут своим. (1100 слов)

(По Ю. Мушкетиком)

 

v На каждый из вопросов выбрать правильный ответ.

1. Почему валка запорожцев растянулась на несколько верст:

а) возами везли много военной добычи;

б) вели семь тысяч пленных врагов;

в) вели семь тысяч освобожденных христиан;

г) вели три тысячи освобожденных христиан.

 

2. Зачем Сирко подъехал к бывших пленников:

а) чтобы их сосчитать;

б) чтобы их подбодрить;

в) чтобы выстроить их в одну колонну;

г) чтобы порадоваться их радостью.

 

3. Что понял Сирко, присмотревшись в освобожденных:

а) освобождение сделало всех счастливыми;

б) они думают только о родной дом;

в) они чрезвычайно утомлены;.

г) не всем нужна воля.

 

4. Поменять обычаи, вітцівщину, считал Сирко, это все равно, что:

а) поменять веру;

б) поменять язык;

в) поменять мать;

г) поменять судьбу.

 

5. Того, кто меняет на родительское чужеземное, Сирко мысленно назвал:

а) предателем;

б) потурнаком;

в) янычаром;

г) христопродавцем.

 

6. Почему Сирко усомнился в искренности черкешенки:

а) потому что недавние пленники не все искренние;

б) потому что вообще не доверял женщинам;

в) потому что женщина не была его соотечественницей;

г) потому что она была женой хана.

 

7. Сирко понял, что не имеет права принести тех, кого огорчило освобождения, в Украину, потому что:

а) они все равно вернутся на чужбину;

б) они будут ненавидеть его все жизни;

в) не может поселить зловорожців среди своих людей;

г) многие из них поменял веру.

 

8. Почему Сирко дал возможность освобожденным из плена самостоятельно выбрать свое будущее:

а) был уверен, что вернуться в рабство не захочет никто;

б) считал, что у каждого есть сердце, а в нем любовь, что выбирает;

в) хотел убедиться, что вернутся единицы;

г) хотел наградить верных родине и наказать предателей.

 

9. Как казаки отнеслись к Серного приказа уничтожить перебежчиков:

а) почувствовали удовлетворение и облегчение;

б) восприняли как должное;

в) почувствовали некоторое недоумение;

г) такое повеление видался им невероятным.

 

10. Что почувствовал Сирко, увидев, что тех, кто хочет вернуться, лишь немногим меньше, чем тех, кто остался:

а) сердце у него обкипіло кровью;

б) чувствовал себя ни в тех, ни в сих;

в) не поверил глазам;

г) потемнело в глазах от гнева.

 

11. Почему атаман еле сдержался, чтобы не поклониться черкешенці:

а) потому что она смотрела не в крымске, а в кавказскую сторону;

б) потому что она могла услужить Украине;

в) потому что она, зманіжена, не жаловалась на тяжелую дорогу;

г) потому что был поражен ее исключительной красотой.

 

12. Почему для исполнения приговора - уничтожение перебежчиков - Сирко приказал отобрать молодых:

а) потому что старшие казаки устали в дороге;

б) потому что они ловкие и сделали бы это быстро;

в) чтобы запомнили это сами и рассказали об этом своим детям;

г) чтобы поскорее забыли о том, что случилось.

 

13. Что почувствовал Сирко, увидев порубленных казаками перебежчиков:

а) угрызения совести и раскаяние за содеянное;

б) сомнения в собственной правоте и сожалению;

в) отчаяние от непоправимости содеянного и страх;

г) сердце сжималось от боли, однако раскаяния не было.

 

14. Как определил причину Сирко уничтожение перебежчиков:

а) как наказание за предательство;

б) как предостережение внукам и правнукам и науку всем современникам;

в) как освобождение от неполезных для Украины;

г) как импульсивный, невзвешенный поступок.

 

15. Кого Сирко считал недостойным смотреть на солнце:

а) того, кто способен защитить себя;

б) того, кто не защищает свободы с оружием в руках;

в) тому, кто подчинился угнетателям;

г) того, кто одцурався родной земли.

 

ПЕЧЕНЕГИ

Хозяин протянул профессору волосатую руку, мрачно представился:

- Шульга. Когда хотите, Назар Юрьевич. Инженер-цукровик. Подслащиваю людям жизнь, хотя уже давно понял, что это мартышкин труд.

- Гринько Григорий Дмитриевич,- назвал себя профессор, невольно ежась от громохкого голоса Шульги.

- О вас я уже слышал. В сельсовете мне голову прогрызли: профессор, профессор. Чем вы их очаровали?

- Я только намекнул, что хотел бы поселиться здесь на лето... Давно хотел провести лето на Стугне...

- Вот и поселяйтесь! Стугна мало не под порогом, травы доисторические, по ту сторону реки - обрывы, им миллион лет. Где еще такое увидите? Я здесь бываю наскоками. Летучий голландец. Собачья профессия: сорок лет в командировках по сахарных заводах...

- А больше у вас никого?

- Жена умерла. Два разбойника с отцом жить не пожелали. Разлетелись - кто дальше отскочит. Вещи у вас где?

- Вещи со мной,- показал профессор на хлялий рюкзачок, зоставлений ним у порога.

- И вот все?

- Я привык по-походному. Опыт, знаете, помогает отсеять все ненужное.

- А я думал, когда профессор, то за ним целый обоз! Давайте наш рюкзак, и я покажу вам комнаты. А тогда будем пить чай. Хоть и без сахара, потому что я инженер-цукровик!

Он долго смеялся с собственного остроумия, тогда повел профессора в своих владениях, все показал, всем похвастался. Тогда сели пить чай, долго пили, а еще дольше сидели, и все время Шульга говорил и говорил, почти не смотря на попытки Григория Дмитриевича вставить себе хоть слово, ломая его тихий голос своим гримінням, грозно нависая тяжелой своей фигурой над щуплым профессором.

Профессор был маленький, лысый и старый. Он привык к просторам, к степям, к большому молчание веков и тысячелетий. Ему невыносимыми были какие-то ограничения, он не терпел крика, избегал споров.

- Я безалаберный человек! - кричал Шульга.- Беспорядочный и ничтожество. Что вы сказали? Я представитель точных наук? А вы думаете, есть точные науки? Сплошной примитив - вот что есть. Сахар варим варварским способом! Совершенствуем технику, а сахара не увеличивается, а уменьшается. Я инженер, но не верю в технику, а только в растительное царство. Вы видели машину, которая может сравниться, скажем, с ромашкой? Растения совершенные за все живое, они практически бессмертные. В Сумской области есть двести гектаров целинной степи. Это фантастика!

- Я тоже там был,- подал голос профессор.- На таких травах некогда печенеги и половцы пасли своих лошадей.

- Мне плевать, кто там и когда пас лошадей! Я готов молиться на великий порядок, иерархию вечной жизни, которая царит между растениями. Одни развиваются, дают плод, тогда замирают и уходят, а на их месте поднимаются новые... Все рассчитано точно к фантастике. Почему бы нам не научиться так выращивать сельхозкультуры?

- Надо верить, что научимся.

- Верить? Надо сидеть и думать. А кто имеет такую возможность? Вот я - всю жизнь в командировках. Ну, ладно, я инженер. А вот вы профессор, а говорите - всю жизнь в странствиях. И всю жизнь думаете о том, что было когда-то?

- Я историк. Меня интересует проблема: Русь и степь. Печенеги, половцы, а там хазары, авары вплоть до киммерийцев. Вы, видимо, читали кое-что.

- Читать я давно перестал. Надо жить, а не читать. Что такое история? Воспоминания, вечная память? А какая польза? Для народного хозяйства и вообще. Вот на кладбищах растут деревья. Корни - в прошлому. Могут расти яблони, груши, сливы. А вы видели, чтобы кто собирал плоды с тех деревьев? Никто и никогда!

- История - не кладбище! - решительно проговорил профессор. Это то, что нас пронизывает и наполняет, как сок яблоко. Вы сами сказали о совершенство растений.

- Яблочек не трогайте. Они не в вашей истории, они у меня под окном растут! А то, от Адама и Евы и змея-искусителя - то все выдумка и єрундистика. Я железный практик и технократ!

Спать они легли, когда уже серело. Шульга наконец смилостивился и отпустил свою жертву.

Вечером третьего дня Шульга принялся мучить свою жертву дальше, демонстрируя торжество здравого смысла над призрачными истинами.

- Послушайте,- так тихо, что Шульга от неожиданности онемел с открытым ртом, сказал профессор,- послушайте, должны же быть какие-то границы невежества и пренебрежения к своим корням? Вокруг нас земля, которой тысячи лет. Киммерийцы жили на этих равнинах пять тысяч лет поэтому. А скифы! Мы выкопали уже горы скифского золота, но нигде ни слова, ни одной буквы. Безмолвный загадочный народ. Это еще неписаная история, а в писаную врываются орды печенегов, половцев, татаро-монголов...

- Теперь позвольте спросить,- кричал Шульга.- Сколько было печенегов и сколько половцев, когда они нападали на Киевскую Русь, и сколько было нас?

- История имеет довольно точные данные. Тогдашнее население нашего государства насчитывало четыре-пять миллионов. Печенегов было примерно тридцать тысяч. Половецкая орда достигала трехсот тысяч.

- И тридцать тысяч - это просто блоха против четырех миллионов! Да и триста тысяч - совсем не повод, чтобы сводить к ним нашу древнюю историю. Как может тридцать тысяч досадить четырем миллионам?

- Вы в армии служили? Тогда должны знать, какую страшную силу имеет войско, сжатое в кулак, сосредоточено для удара в одной точке.

- Какая точка? Историки стонут от нападений орды. Печенеги и половцы, мол, как хищные волки, терзали Русь. Святослава убили на днепровских порогах, Владимира загнали под мост на Стугне под

Василькову, Ярославу Мудрому перебили ногу копьем в Киеве. Это уже не кулак, а саранча... А их, говорите, всего тридцать тысяч... что-То здесь не то. Как на меня, все это выдумки. Побасенки, чтобы Показать, какие князья были храбрые и отважные.

- Речь идет о смобилизированность народа. Русичи-земледельцы сидели на земле, были разбросаны на огромных пространствах. Кочевая же орда, словно пчелиный рой, ежесекундно готова к нападению и защите. Так было в печенегов, половцев, татаро-монголов, в турецких султанов.

- Я вам говорю, что я технократ, практик. На все смотрю с точки зрения пользы. Поэтому заявляю: ни от печенегов, ни от "половцев пользы никакой. Все это выдумки, которыми не следует забивать голову.

- Но ведь это было,- прошептал профессор.- Налетали орды, и гремели битвы, и лилась кровь, и мужество вырастала в этих полях... Как же без этого жить? Тогда и без святынь можно, без идеалов, вообще без всего, что делает нас людьми?

И что мог поделать маленький, лысый, старый профессор Гринько с роскошным невежеством, безграничной самоуверенностью инженера Шульги? И если бы Левша был один! Вся жизнь профессора проходило в битвах с невеждами, равнодушием, ограниченностью. И Киевской Руси не было, и Запорожской Сечи не было, и Украины не было...

На следующее утро профессор отправился в луга над Стугной. Роса стояла, как вода. Солнце еще не всходило, небо пылало высоким красным огнем, словно перед концом света. Тишина стояла такая, что стало сердце.

Неожиданно тишина взорвалась клекотом и ревом. Из-под высоких обрывов катилась на профессора дикая лава всадников. Крик, топот, стрелы, короткие кровавые мечи, волчьи и лисьи меха на голых телах, сам хан Куря впереди орды, міднотілий, со шкурой рыси за плечами, мускулистые руки в золотых браслетах, на голове золоченый шлем, а конь под ним черный, как смерть, и, как смерть, безжалостный.

Очарован и ошеломлен видивом, которое прорвалось к нему сквозь тысячелетнюю мглу, почти в беспамятства, профессор застыл, не мог содрогнуться, не чувствовал угрозы, а только радость, вознесение духа и торжество. Печенеги! Вот они! Вот!

...Режиссер вместе с директором картины обходили поле, где недавно было снято битву киевской дружины с печенегами.

- Убитых надо было гуще на холмах класть, а ты в балках разложил,- недовольно заметил режиссер.- Скорее забирай всех отсюда. Вон тот до сих пор не шевелится. Чего это он до сих пор лежит?

Директор посмотрел и поблід.

- Я его здесь не клал. Эгей, товарищ! Кино кончилось! Эгей! Профессор лежал мертвый, но весь был в неудержимом порыве: рука выброшена вперед, на захололих устах упрямый крик несогласия: «Неправда! Была большая история, печенеги были и половцы, битвы были, кровь большая, но и надежды тоже большие!» (1210 слов)

(По П. Загребельным)

 

v На каждый из вопросов выбрать правильный ответ.

1. Лето профессор хотел провести на реке:

а) Днепре;

б) Десне;

в) Стугне;

г) Ворскле.

 

2. Инженер Шульга назвал себя летучим голландцем, подчеркивая то, что он:

а) домовитая человек, заботливый хозяин;

б) непоседа, вечный путешественник;

в) темпераментная, энергичная человек;

г) покладистая, тихая и скромная человек.

 

3. Вещи профессора занимали:

а) большой чемодан;

б) истрепанный портфель;

в) дорожный мешок;

г) хлялий рюкзачок.

 

4. Невыносимыми для профессора были:

а) неустроенность, беспорядок, неприбраність;

б) хаос, неорганизованность, беспорядок в доме;

в) любые ограничения, крик, споры;

г) жизнь в четырех стенах, уют и спокойствие.

 

5. По специальности профессор был:

а) математик;

б) химиком;

в) физик;

г) историком.

 

6. Инженер Шульга определял себя как:

а) гуманитария;

б) технократа;

в) эстета;

г) интеллектуала.

 

7. Слово имеет такое технократ значение:

а) человек, который считает, что управляющей силой общества должна быть техническая интеллигенция;

б) человек, который запугивает, подавляет противников насильственными методами;

в) сочетание высокотехнологичных промышленных систем;

г) объединение научных и проектно-конструкторских организаций.

 

8. В лугах вблизи передвигались когда:

а) гунны, готы, варяги;

б) киммерийцы, скифы, печенеги, половцы;

в) этруски, ацтеки, майя;

г) англы, франки, саксы.

 

9. Вся жизнь профессора проходило в борьбе:

а) с расточительством народных средств;

б) с псевдо-научностью и карьеризм;

в) с невежеством, равнодушием, ограниченностью;

г) с бюрократизмом и волокитой.

 

10. Приступы немногочисленных половцев на Русь профессор объяснял:

а) исключительным военным талантом кочевников;

б) змобілізованістю народа и рассеянностью русичей-земледельцев;

в) наличием у нападавших железной оружия и отсутствием ее у русичей;

г) особенностью ментальности кочевых и оседлых народов.

 

11. Историю профессор считал:

а) полезной и интересной для каждой человека информацией;

б) благородным увлечением интеллигентных людей;

в) наукой, знание которой необходимо каждому образованному человеку;

г) тем, что пронизывает и наполняет человека, как сок яблоко.

 

12. На рассвете профессор увидел в щелочах:

а) орду, которую вел на врага Чингисхан;

б) орду, которую вел на врага хан Куря;

в) орду, которая убегала от русичей;

г) орду, которая соревновалась с русичами.

 

13. Профессор умер счастливым, потому что:

а) напоследок будто стал персонажем древней истории Руси;

б) убедился в силе и неодолимости половцев;

в) увидел подтверждение существования силы врагов, в битве с которыми закалялся его народ;

г) догадался, что половецкое войско было ненастоящим.

 

14. Переносное значение вынесенного в заголовок слова печенеги такое:

а) люди, которые побеждают не количеством, а сплоченностью и организованностью;

б) люди, которые достигают победы благодаря численном превосходстве;

в) невежды, пытающиеся победить оппонентов не умом, а напором;

г) избранные, которые не унижаются до дискуссий с теми, кто их мнения не разделяет.