Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

УРОК № 25

Тема. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные)

 

Цель: научить различать односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные), определять способы выражения сказуемого; развивать умение отбирать языковой материал в соответствии с поставленными задачами; воспитывать патриотические чувства.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический  материал.

ХОД УРОКА

Крепко верить — значит победить.

Народная мудрость

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Несколько учеников зачитывают свои сочинения-миниатюры.)

2. Беседа.

1) Что такое односоставное предложение?

2) Какие есть виды односоставных предложений?

3) Какие есть виды односоставных предложений с главным членом сказуемым?

4) Какие есть виды односоставных предложений с главным членом подлежащим?

3. Диктант с выборочным ответом.

(Ученики осуществляют взаимопроверку работ.)

— Прослушайте предложения и запишите, какими они являются: А — двусоставными; Б — односоставными.

I вариант

1) Героя в бой водила песня.

2) Землю собирали по кусочкам, по ручьям, высоткам и лесочкам, по дорогам, по селеньям малым.

3) Все пути от Волги и до Буга политы горячей кровью друга.

4) В наступление, боевые рати, сыновей державы собирайте.

5) Танк, почерневший в объятьях пожара.

6) Саперы наводят в ночи переправу.

7) Помню отважных и храбрых ребят, славных друзей и хороших солдат.

8) С боем входим в город Брянск.

9) Помнят всегда и везде победный год наш 45-й.

10) Жить и верить — это замечательно.

11) Без совести и при большом уме не проживешь.

12) Постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом.

 

II вариант

1) Родины себе не выбирают.

2) Правдой все на свете победишь.

3) Обожаю всяческую жизнь.

4) Недостаток смелости менее всего извиняется молодыми людьми.

5) Юность склонна к быстрым обобщениям.

6) Старайся дать уму как можно больше пищи.

7) Лицом к лицу лица не увидать.

8) Многое еще, наверное, хочет быть воспетым голосом моим.

9) Есть в мире сотни замечательных явлений.

10) Полей величие немое.

11) Вспоминаем очи карие, тихий говор, звонкий смех.

12) Усидишь ли дома в восемнадцать лет!

 

Запись учащихся выглядит так:

I вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

Б

А

Б

Б

А

Б

Б

Б

А

Б

Б

 

II вариант

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Б

Б

Б

А

А

Б

Б

А

А

Б

Б

Б

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Коллективная работа.

— Прочитайте предложения. Найдите односоставные. Чем они отличаются?

— Выделите грамматическую основу односоставных предложений. Чем она выражена?

1) Вы пойдете в библиотеку?

2) Еду в университет. Ты, Валя, поедешь со мной?

3) Ребята, не опаздывайте на урок!

4) На балконе соседней дачи зажгли свет.

5) В садах окапывают деревья.

6) В дверь постучались.

2. Объяснение учителя.

(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)

Определенно-личные предложения — это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1-го или 2-го лица. Окончания глаголов в этих формах указывают на лицо и число местоимений, подлежащее не обязательно.

Люблю грозу в начале мая.

Определенно-личные предложения употребляются в разговорной речи.

Неопределенно-личные предложения — это односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени.

В таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят. Они мыслятся неопределенно.

Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения могут иметь значение обобщенного лица, то есть указывать на то, что действие должно производиться всеми, любым лицом. Цыплят по осени считают.

Часто это значение имеют сказуемые, выраженные глаголом в форме 2-го лица. Многие пословицы представляют собой именно такие предложения.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Распределительный диктант с грамматическим заданием.

— Выберите и запишите в два столбика определенно-личные и неопределенно-личные предложения.

— Выделите грамматическую основу предложений. Чем она выражена?

1) Через два часа снова буду говорить с врачом.

2) В палате еще долго вспоминали его рассказы.

3) Давай сегодня осмотрим северные склоны.

4) Почему не идешь отдыхать?

5) В комнате выключили свет.

6) Что новенького пишут в газете?

2. Творческое реконструирование.

— Переделайте двусоставные предложения в синонимичные односоставные определенно-личные и неопределенно-личные.

— Выделите грамматическую основу в образованных предложениях.

1) В доме шумят дети.

2) Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей.

3) В институте научные сотрудники проведут ряд экспериментов.

4) На площади строители возводят новое здание.

3. Работа с учебником.

(Учитель может предложить учащимся выполнить упражнения из учебника.)

4. Работа в парах.

— Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите вид этих предложений, чем в них выражены сказуемые.

— Вспомните и напишите три пословицы со сказуемым-глаголом в форме 2-го лица.

1) Умную голову поч..тают (с)молоду.

2) Дело словом (не)замен..шь.

3) После дела за советом (не)ходят.

4) Сначал.. подумай, потом говори.

5) Соловья баснями (не)кормят.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

1) Что такое односоставное предложение?

2) Как делятся односоставные предложения?

3) Какие предложения называются определенно-личными?

4) Какие предложения называются неопределенно-личными?

5) Какое значение могут иметь определенно-личные и неопределенно-личные предложения?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Составить по 3 определенно-личных, неопределенно-личных и предложений обобщенного значения.