Уроки з російської мови
Всі предмети
ВНО 2016
Конспекти уроків
Опорні конспекти
Підручники PDF
Підручники онлайн
Бібліотека PDF
Словники
Довідник школяра
Майстер-клас для школяра

РУССКИЙ ЯЗЫК ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ 8 КЛАСС

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

УРОК № 26

Тема. Виды односоставных предложений с главным членом сказуемым (обобщенно-личные, безличные)

 

Цель: научить различать односоставные предложения с главным членом сказуемым (обобщенно-личные, безличные предложения), определять способы выражения сказуемого; развивать умения распределять языковой материал в соответствии с поставленными задачами; воспитывать добросовестное отношение к учебе.

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал.

ХОД УРОКА

Ученье — лучшее богатство.

Народная мудрость

 

I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Чтение эпиграфа, работа с ним.

 

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания.

(Трое учащихся записывают на доске по одному предложению каждого из видов.)

2. Беседа.

1) Что такое односоставное предложение?

2) Как делятся односоставные предложения?

3) Какие предложения называются определенно-личными?

4) Какие предложения называются неопределенно-личными?

5) Какое значение могут иметь определенно-личные и неопределенно-личные предложения?

 

IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Анализ языковых явлений.

— Сравните предложения, найдите в них грамматические основы.

— Чем в предложениях выражено сказуемое?

— Чем они отличаются?

1) Вечереет. — Наступает вечер.

2) С утра был мороз. — С утра морозило.

3) Мне хочется спать. — Я хочу спать.

2. Объяснение учителя.

(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)

Безличные предложения — это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не может быть подлежащего.

Уже совсем стемнело.

Сказуемое в безличном предложении выражается так:

 

Простое глагольное

1) Безличным глаголом

На дворе вечереет.

2) Безличной формой личного глагола

Зажгло грозою дерево.

3) Безличной формой глагола быть в отрицательных предложениях; словом нет

Герасима уже не было на дворе.

У меня нет линейки.

4) Неопределенной формой глагола

Вам не видать таких сражений.

Составное

Глагольное Безличным вспомогательным глаголом + неопределенная форма глагола

Над вашим предложением стоит подумать.

Именное

Глаголом-связкой + именная часть (наречие или краткое причастие в форме ср. р.)

В этот час было совсем тихо.

 

Безличные предложения разнообразны по своему значению. Часто они сообщают о различных состояниях природы или людей и животных.

На улице холодно. Мне холодно.

В последнем случае в предложении обычно бывает дополнение в форме дательного падежа, указывающее, кто именно испытывает такое состояние.

Безличные предложения часто используются в разговорной речи. Обобщенно-личными называются односоставные предложения, в которых субъект действия мыслится обобщенно, то есть сказуемое выражает действие, которое производится всеми, любым лицом.

Например: Не сиди сложа руки, так и не будет скуки. Любишь кататься, люби и саночки возить.

Сказуемое выражается глаголом в форме 2-го лица единственного числа настоящего или будущего времени.

Основное предназначение обобщенно-личных предложений — образное выражение общих суждений. Поэтому такие предложения широко представлены в народных пословицах и поговорках.

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Творческое реконструирование.

— Прочитайте, переделайте предложения в безличные. Выделите грамматическую основу в образованных вами предложениях.

Образец. В хорошую погоду ребята не сидят дома. — В хорошую погоду ребятам не сидится дома.

1. Я сегодня всю ночь не спал. 2. Друг не верил в успех поездки. 3. Я хочу научиться хорошо играть в теннис. 4. Он сегодня нездоров.

2. Индивидуальная работа.

— Прочитайте, переделайте предложения сначала в синонимичные неопределенно-личные, а потом в безличные.

— Выделите грамматическую основу в образованных вами предложениях.

— Укажите различие в значении этих предложений.

Образец. Вода залила котлован. — Водой залили котлован. — Водой залило котлован.

1. Песок засыпал клумбу. 2. Огонь выжег траву. 3. Взрыв раздробил скалу.

3. Работа с учебником.

(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнения из учебника.)

4. Творческая работа

— Составьте безличные предложения, в которых сказуемое было бы выражено глаголом в неопределенной форме со значением невозможности чего-либо, или желательности, или приказания.

— Выделите грамматическую основу в составленных предложениях.

Образец. Доплыть. — Только бы доплыть до берега!

1. Догнать. 2. Опаздывать. 3. Увидеть. 4. Побывать на юге. 5. Купить компьютер. 6. Не отставать.

5. Распределительный диктант с грамматическим заданием.

— Запишите предложения в таком порядке: 1) определенно-личные; 2) неопределенно-личные; 3) безличные.

— Выделите грамматическую основу предложений.

(Учащимся начального и среднего уровня рекомендуется раздать предложения на карточках.)

1. См..ркается. Безлюдно. Звездно. Зажглись окошки. Конч..н день. 2. В полях темнело. Близилась гроза. Пустынно. 3. (Не)бывать войне- пожару. 4. Наступила зима. Парк давно закрыли. 5. Идемте верхней тропой. 6. Проснулся я ночью. Темно. 7. Тут снега намета..т метра на три. Выроет снегоочиститель траншею, вот и ед..шь в этой транше.., как в корыт.. . Там уж вправ..-влев.. (не)свернешь.

6. Самостоятельная работа.

— Вспомните и запишите несколько пословиц о науке и знаниях. Определите вид односоставного предложения.

Справка: Век живи, век учись.

Знай больше, говори меньше.

Не учась и лаптя не сплетешь.

 

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

1. Оценивание учебных достижений учащихся.

2. Заключительная беседа.

1) Как делятся односоставные предложения?

2) Какие виды односоставных предложений вы знаете?

3) Какие предложения называются безличными? Какие — обобщенно-личными?

4) Как может выражаться сказуемое в безличных предложениях? А в обобщенно-личных?

5) Где чаще всего употребляются безличные предложения? А обобщенно-личные?

 

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Выучить теоретический материал.

2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).

3. Выписать из художественной литературы по 2 определенно-личных, неопределенно-личных, обобщенно-личных, безличных предложения.