ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
УРОК № 24
Тема. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений
Цель: углубить знания учащихся о видах предложений по строению, ознакомить с видами односоставных предложений; формировать умения правильно определять такие предложения, отличать их от двусоставных; развивать устную и письменную речь, совершенствовать навыки и умения работы с текстом, а также с выученными орфограммами; воспитывать эстетический вкус.
Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал, репродукции картин В.М. Васнецова «Снегурочка», И.И. Левитана «Золотая осень».
ХОД УРОКА
Живопись наружно так проста,
Что уму нельзя не обмануться,
Но к интимной пластике холста
Можно только чувством прикоснуться.
И. Губерман
I. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Чтение эпиграфа, работа с ним.
III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1. Проверка домашнего задания.
(Трое учащихся выступают с сообщениями на тему: «Двусоставное предложение».)
2. Беседа.
1) Что такое предложение?
2) Какие существуют члены предложения?
3) На какие виды делятся предложения по наличию главных членов предложения?
3. Словарный диктант с грамматическим заданием.
— Запишите сочетания слов.
— Составьте одно простое двусоставное распространенное предложение и одно простое односоставное распространенное предложение. Чем они отличаются?
— Выполните синтаксический разбор этих предложений. Чем в них выражены главные члены?
Слушать концерт, опера композитора Бородина, опоздать из-за аварии, отправить автомашину в ремонт, газетный киоск, красочно оформленная витрина, здания современной архитектуры, реставрировать старинную картину, символ дружбы, патриотический долг.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Объяснения учителя с опорой на таблицу.
(Учитель может предложить учащимся прочитать теоретический материал учебника.)
В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов — подлежащего и сказуемого, которые необходимы для понимания смысла предложения.
В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения или его может не быть вообще.
По форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы:
1) с главным членом — сказуемым. Вечереет. Морозит.
2) с главным членом — подлежащим. Вечер. Мороз. Односоставные предложения могут быть нераспространенные (Вечер) и распространенные (Тихий вечер).
Виды односоставных предложений
Виды предложений |
Что означает главный член предложения |
Чем выражен главный член предложения |
С главным членом — сказуемым |
Определенно личные |
указывает на то, что действие выполняется определенным человеком или предметом |
глаголом в форме 1-го или 2-го лица |
Неопределенно личные |
указывает на то, что действие касается неопределенного человека или предмета, важно само действие |
глаголом в форме 3-го лица множ. числа, наст. и буд. вр.; множ. числа, прош. вр. |
Безличные |
передают состояние природы, людей и животных |
безличным глаголом, безличной формой глагола, неопределенной формой глагола |
С главным членом — подлежащим |
Назывные |
указывают на существование какого-либо явления или предмета |
именем существительным в Им. п. |
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Лингвистическое исследование. коллективная работа.
— Запишите предложения.
— Выделите их грамматическую основу. Чем она выражена?
— Определите вид предложения, укажите, распространенное оно или нераспространенное.
1) Тянуло вечерней прохладой.
2) Присаживаемся к костру.
3) Густой туман. Изморозь.
4) Вот и паром. Надо переправляться на другой берег.
5) Виден голый, угрюмый берег.
2. Работа с учебником.
(Учитель предлагает ученикам выполнить упражнение из учебника.)
3. Работа с текстом в парах.
— Прочитайте текст.
— Выпишите односоставные предложения.
— Выделить грамматическую основу этих предложений.
—Определите их вид.
— Выполните синтаксический разбор выделенных предложений.
—Озаглавьте текст.
Зима. Ночь. Опушка леса. Запорошенные снегом деревья. Они как будто покачиваются от ветра. На опушке леса стоит Снегурочка. В меховой нарядной шубке и круглой причудливой шапочке она необычайна красива. Рядом с ней березки и елочки.
На белом снегу видны следы человека. От деревьев и маленькой фигурки Снегурочки падают тени.
Вокруг снег. Вдали за небольшим холмиком что-то мерцает. Это огни деревушки. Маленькие избушки наполовину занесены снегом и кажутся игрушечными. Темное небо. Неясное мерцание. Это красноватые звездочки.
Снегурочка словно озарена лунным сиянием.
4. Творческая работа.
Задание достаточного и высокого уровней
— Прочитайте текст.
— Определите вид простых предложений.
— По возможности преобразуйте двусоставные предложения в односоставные, не нарушая смысла текста.
На картине И. И. Левитана «Золотая осень» изображен ясный солнечный день. Мы видим чистое голубое небо. Солнце освещает часть реки, луг на берегу, березы. В реке отражаются облака, и она кажется серебристой. Блестят стволы берез. Одни деревья пожелтели, другие еще зеленые. На пригорке ковер из опавших листьев.
На берегу реки кусты вишневого цвета. Там, где не отражаются облака, не проникает солнце, река — темно-синяя.
На правом берегу реки, рядом с зелеными деревьями, одиноко стоит березка. Она вся сверкает на солнце. Вдали видны долины и поля.
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
1. Оценивание учебных достижений учащихся.
2. Заключительная беседа.
1) Что такое односоставное предложение?
2) Какие есть виды односоставных предложений?
3) Какие есть виды односоставных предложений с главным членом сказуемым?
4) Какие есть виды односоставных предложений с главным членом подлежащим?
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выучить теоретический материал.
2. Выполнить упражнение из учебника (на выбор учителя).
3. Задание высокого уровня: написать сочинение-миниатюру на тему: «Зима» («Осень»); использовать односоставные предложения.