УРОК 25
Тема. Понятие о изобретательство и раціоналізаторство. Конструирование технических моделей из квадратных и прямоугольных заготовок из бумаги, картона
Цель: совершенствовать умения и навыки работы с картоном, бумагой; учить конструировать технические модели из заготовок геометрических форм; развивать техническое мышление, умение вносить изменения в образец модели; воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, взаимопомощь.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
1. Поздравления.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Упорядочение рабочего места.
II. Новый материал
1. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим конструировать из бумаги и картона. Отгадайте, что это?
• Огромный и стотонный
В воде плывет, не тонет. (Корабль)
• Тарахтел себе медленно
И строки начертал в поле.
Не обычные эти строки,
А для овощей грядки. (Трактор)
• Плывет, хотя и не в море,
Вокруг сияют звезды,
А он к ним несется.
Угадайте, как зовется? (Ракета)
2. Вступительная беседа.
- Многое можно сделать своими руками, но не все. Человек издавна имела для своих рук помощников, которые называются инструментами. Впоследствии появились новые помощники - различные машины. Самая современная и самая совершенная из них - робот, который может управлять поездами и самолетами, помогать синоптикам прогнозировать погоду, переводить с разных языков и т.д.
Множество открытий и изобретений начиналось со сказок. Сначала была сказка, потом до работы брались ученые, а завершали дело инженеры и рабочие. В этом нетрудно убедиться.
Даже величайшее достижение современной техники - космический корабль, - и тот впервые стартовал в сказке. Сергей Павлович Королев любил в детстве слушать сказку «Летучий корабль». Она закалила мальчика и определила его судьбу. Мальчик вырос и стал Генеральным конструктором космических кораблей.
Людей, которые подают разумные предложения (от них облегчается труд рабочих, а машины и механизмы становятся значительно лучше, продуктивнее), называют рационализаторами или изобретателями. Их труд высоко ценят. Ежегодно отмечается их профессиональный праздник. Среди изобретателей есть й школьники. Много их изобретений применяют на заводах.
- Сегодня моделями нашего конструирования является космический корабль (ракета), трактор, корабль.
Трактор - самоходная машина на гусеничном или колесном ходу. Его основной задачей является тянуть за собой другие машины или тележки с грузом.
Первый такой тягач был создан в 1769-1770 годах французским изобретателем Жаком Кюньо. Первые колесные тракторы были построены в 1830 году в Англии и Франции, а в США - в 1912 году. В нашей стране тракторы выпускают с 20-х годов прошлого столетия. Впоследствии человек применила трактор к новым видам работ. С помощью трактора люди начали валить и поставлять деревья в лесных складов, трактор стал использоваться как канавокопач, подъемный кран. Недавно начали выпускать мини-тракторы для работы на даче.
Корабль. Издавна человек искал средства, с помощью которых можно было бы передвигаться по воде. Сначала это была обычная колода, потом начали связывать несколько стволов между собой, а уже потом появился плот.
Первыми судами были лодки, изготовленные из отдельного ствола дерева.
Сейчас существуют транспортные, научные, промысловые суда. Кораблями называются военные суда.
III. Физкультминутка
Руки на пояс ставим все,
Будем прыгать как воробьи.
Скок вперед и скок назад (6 раз)
Крылышки вниз все опустили
И на месте походили.
IV. Демонстрация и анализ образца
1. Инструктаж учителя.
(Дети дома должны были заготовить геометрический материал: нарезать разного цвета и разного размера квадраты, прямоугольники, круги.)
- Рассмотрите образцы моделей трактора, корабля, ракеты. Выберите модель, с которой вы будете работать. Подумайте, можно ли внести изменения в конструкцию: что-нибудь добавить, изменить. Если сможете - внесите эти изменения.
2. Инструктаж по правилам гигиены.
- Вы будете работать с клеем.
• Не намащуйте им чрезмерно.
• Работайте на дощечке.
• Следите за чистотой рук.
• Вытирайте руки влажной салфеткой.
• После завершения работы тщательно уберите рабочее место, вымойте руки.
V. Практическая работа учащихся
Учитель оказывает детям индивидуальную помощь. Ученики могут работать в парах. В этом случае учитель оценивает работу обоих учеников.
VI. Выставка и оценивание работ
1. Анализ работ.
- Кто выполнил работу по образцу?
- Кто внес определенные изменения? Почему?
- Кто допустил ошибки?
2. Оценивание работ.
VII. Итог урока
- Чему научились на уроке?
- Кто такие изобретатели и рационализаторы?