УРОК 24
Тема. Изготовление модели парашюта
Цель: научить изготавливать модель парашюта; развивать навыки конструирования; учить использовать в своей работе различные материалы; обогащать трудовой опыт детей; воспитывать аккуратность и желание соблюдать правила техники безопасности, чувство эстетики; формировать элементарные навыки дизайна.
Оборудование: папиросная бумага или тонкий оберточная бумага, ножницы, нитки, клей, кисточка, салфетка.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
1. Поздравления.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Упорядочение рабочего места.
II. Новый материал
1. Объявление темы и цели урока.
- Сегодня мы будем разговаривать о парашюты. Вы уже знаете, что люди издавна хотели летать. Они долгое время испытывали и исследовали, прежде чем подняться в воздух.
Прочитайте загадку за рисками.
- Что это, что это - все кричат, -
Зонтики вон летят.
- Что это за зонтики такие?
- Да, это парашюты. А для чего они нужны?
2. Вступительная беседа.
- Парашюты используют не только для мягкой посадки людей-парашютистов из самолета на землю, а и для того, чтобы доставить в безлюдные места разнообразные грузы (необходимую технику, различные продукты, лекарства и т.д.). Купол парашюта изготавливают из тонкой, но очень прочной ткани (шелка). К нему прикрепляют с помощью строп (крепких тросов) снаряжение для удержания человека или груза. Очень важно правильно сложить парашют, от этого зависит раскрытие купола в воздухе, а также успешное приземление.
III. Демонстрация и анализ образца
1. Инструктаж по технике безопасности.
- Как нужно работать ножницами?
- Какие правила гигиены необходимо соблюдать во время работы с клеем?
2. Последовательность изготовления парашюта.
• Вырежьте квадрат и согните его, как указано на рисунках 1-7.
• Отрежьте лишнюю бумагу по линиям отреза. (7)
• Из восьми кусков ниток сделайте стропы и приклейте их с помощью маленьких квадратиков. (8, 9)
• Чтобы не было на парашюте лишнего клея, не нужно его наносить на бумагу, а необходимо лишь нить мокнуть в клей.
• Сравните стропы, свяжите их в узелок и прикрепите легенькую игрушку или пластилиновую шарик.
IV. Физкультминутка
Шире, дети, надо стать,
Будем дрова мы рубить.
Раз - подняли руки вверх,
Два - ушли все вниз,
И рубим отчаянно,
Пусть тепло приходит в дом!
V. Практическая работа учащихся
Учитель помогает учащимся индивидуально.
- Парашют можно сделать разноцветным или разрисовать фломастером. Работайте вместе в парах, помогайте друг другу.
VИ. Выставка и оценивание работ
1. Анализ работ.
- Парашют который вам понравился больше всего? Почему?
- Что вы выбрали для груза?
- Какие ошибки допустили?
2. Оценивание работ.
VII. Итог урока
- Что мы делали на уроке сегодня?
- Для чего нужны парашюты?
- Какими качествами отличаются парашютисты?
Вариант
Тема. Конструирование игрушечного планера из бумаги
Цель: учить читать чертеж, выполнять разметку по чертежу; выбирать и вносить изменения в средства скрепления деталей изделия; развивать конструкторские умения и навыки, техническое мышление; воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость, навыки эстетики.
Оборудование: модель самолета, рисунки различных видов самолетов, алгоритм методической последовательности изготовления модели планера, плотная и цветная бумага, картон, линейка, кисточка, клей, карандаш, ножницы.
ХОД УРОКА
И. Организационный момент
1. Поздравления.
2. Проверка готовности к уроку.
- Сейчас проверим готовность к уроку. Я буду называть материалы и инструменты, необходимые к уроку, а вы проверяйте, все ли на месте.
3. Упорядочение рабочего места.
II. Новый материал
1. Объявление темы и цели урока.
- Отгадайте загадки и узнаете, что мы будем делать сегодня на уроке.
• Зачепивсь вагон за провод:
«Еду, еду в даль-мир!
Еду, еду, не трясу,
Эй, садитесь, подвезу!» (Трамвай, троллейбус)
• Полотно, а не дорожка,
Конь бежит-многоножка. (Поезд)
• В воздухе я летаю,
Я звезды на крыльях имею,
И мотор у меня есть,
Что жизнь мне дает. (Самолет)
• Ухватился за провод,
Покатился в мир,
Повез близнецов
Целый десяток. (Электровоз)
• Под землей, посмотрите,
Необычная железная дорога.
Снуют поезда:
Этот туда, а тот сюда.
Мы до станции «Днепр»
Едем с папой на... (метро).
• Белая птица мчится стрелой,
В нее крылья. под водой!
Несется легко, не трясет -
Славных детишек везет. (Катер на подводных крыльях)
- Так о чем идет речь? Почему так решили?
- Действительно, мы будем говорить о видах транспорта.
2. Объяснение нового материала. Вступительная беседа.
- Видимо, кое-кто из вас хоть раз летал самолетом. Это совсем не страшно. Необходимо зайти по трапу в салон самолета, сесть в мягкое кресло, а потом смотреть в круглое окно-иллюминатор. Загудят моторы, самолет вырулит на взлетную полосу, наберет скорость - и вот вы уже в воздухе.
Самолеты нужны сейчас всем: пожарным, рыбакам, геологам, строителям.
- Какие воздушные аппараты вы еще знаете, кроме самолета? (Вертолет, истребитель, ракета, дельтаплан, планер)
- Братья Райт из городка Дейтрон изучили специальную литературу, придумали аэродинамическую трубу, но одного изучения оказалось мало. Так даже на велосипеде не научишься ездить! И они решили построить планер, чтобы научиться летать. Когда планер был готов, один из братьев рискнул, привязавшись к планера, подняться в воздух. Планер оторвался от земли, а потом раздался отчаянный и испуганный вскрик пилота: «Спустите меня вниз!» Полет длился две минуты. Почти два года спустя братьям-изобретателям планеру удалось к своему планеру приладить двигатель и винт-пропеллер. Вот так люди стремились взлететь в воздух!
Сейчас много туристов, которые отдыхают в Крыму или на Кавказе, любят такой вид спорта - дельтапланеризм. Они выносят на себе на гору планер, разбегаются - и полет обеспечен. Они летают в воздухе как птицы, чувствуя себя совершенно счастливыми. Это смелые, отважные люди, которые не боятся трудностей и в любую трудную минуту сразу придут на помощь друг другу.
III. Демонстрация и анализ образца
1. Анализ модели планера.
- Давайте рассмотрим модель планера. Из каких частей она состоит?
- Модель состоит из корпуса, крыльев, хвостовой и носовой частей.
2. Методическая последовательность изготовления модели планера.
• На первом этапе обведите шаблон, который лежит у вас на столе. Вырежьте его.
• На втором этапе необходимо загнуть части, как изображено на заготовке. Приклейте носовую часть.
• На третьем этапе оформите изделие: наклейте звезды, эмблемы.
3. Повторение правил техники безопасности с ножницами и клеем.
• Ножницы нельзя оставлять открытыми.
• Резать можно только сидя.
• Нельзя ножницы подносить близко к лицу.
• Передавать ножницы друг другу нужно только кольцами вперед.
• Во время работы с клеем необходимо пользоваться кисточкой.
4. Практическая работа учителя параллельно с детьми.
• Вырежьте заготовку планера и согните носовую часть пополам. (1, 2)
• С каждой стороны носовой части загните внутрь внешние углы. (3)
• Согните заготовку по намеченной линии пополам. (4)
• Отогните крылья и уголки носовой части. (4)
• Отогните маленькие крылья стабилизатора. Киль не отгибать. Наклейте звезды, эмблемы.
IV. Выставка и оценивание работ
1. Выставка и анализ работ.
- Рассмотрите работы товарищей. Чья работа является лучшей? Кто допустил ошибки?
2. Оценивания.
V. Итог урока
- Как создавался воздушный транспорт?
- Какие части планера вы знаете?
- Как называется вид транспорта для испытания самодельных моделей самолетов?