Урок 27-28. Рельеф. Факторы, влияющие на формирование рельефа
Цель: расширить и уточнить представления учащихся о рельефе, определить факторы, влияющие на формирование рельефа; продемонстрировать принцип работы с нивелиром; продолжить формировать навыки работы с контурной картой; развивать пространственные представления о географических объектах, умение переводить теоретические знания на практическую деятельность.
Оборудование: физическая карта мира, физическая карта Украины, атласы, контурные карты, школьный нивелир.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
Если выглянуть в окно, то очень редко (даже в большом городе) мы заметим ровные участки поверхности. Одна улочка направляется куда-то вверх, другая спускается вниз, где неспешно несет свои воды река или спрятался ставок. Как называют все эти неровности поверхности? На какие группы их разделяют? Как человека использует эти неровности в хозяйственной жизни?
III. Актуализация опорных знаний и умений
Составление «ассоциативного куста к слову «рельеф»
Учитель на доске записывает ключевое слово и предлагает учащимся вспомнить все, что они знают о рельеф.
Вывод. Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности.
IV. Изучение нового материала
1. Понятие «формы рельефа».
Все неровности земной поверхности, по размерам могут сильно отличаться. На поверхности крупных форм расположены меньшие, на них - еще меньше и т.д. На вопрос «Какие крупнейшие формы рельефа?» ответ «Горы» является неправильной. Крупнейшими формами рельефа являются планетарные - материки и океанические впадины. На материках крупнейшими формами являются горы и равнины. Горы разделяют по высоте на три группы: низкие (до 1000 м), средние (от 1000 до 2000 м), высокие (выше 2000 м над уровнем моря). Равнины разделяют в зависимости от высоты над уровнем моря на низменности (до 200 м), возвышенности (200-500 м) плоскогорья (более 500 м). по форме равнины могут быть плоскими и холмистыми.
Работа с физической картой мира
- Найдите на карте материки. Назовите и покажите их. Сколько всего материков на Земле?
На материках и океанических впадинах выделяют основные формы рельефа: горы и равнины.
- Найдите горы: Анды, Кордильеры, Гималаи и др. Каким цветом они обозначаются на карте? Что означает цвет изображения гор? Найдите на карте равнины: восточно-европейскую, Западно-сибирскую, Амазонскую, Аравийскую, Тибет.
(Учитель демонстрирует объекты у доски, ученики находят их в атласе.) Работа с физической картой Украины
Найдите горы, прочитайте их названия. Найдите наибольшие высоты этих гор. Равнинная территория нашей страны представлена возвышенностями и низменностями. Найдите на карте крупнейшие возвышенности. Каким цветом они обозначены? Рассмотрите шкалу глубин и высот (она на карте размещена внизу). Что этот цвет означает? Прочитайте их названия (Волынская, Подольская, Приднепровская, Приазовская, Донецка). Аналогично рассматриваются и крупнейшие низменности Украины: Полесская, Приднепровская, Причерноморская.
2. Факторы, влияющие на формирование рельефа.
На каменном лице Земли нет ничего случайного: ни горных хребтов, ни бескрайних равнин. Каждая неровность земной поверхности - от материка до царапины на камне - когда появилась, росла и менялась. История развития рельефа будет продолжаться и впредь, ведь его создатели не закончили свою работу. Пройдут еще сотни тысяч, миллионы лет - горы, что сейчас украшают планету, разрушатся; появятся новые горы, возможно, там, где сейчас простираются равнины или океанические просторы, реки потекут новыми руслами, моря и пустыни поменяются местами - и так до бесконечности! Что же так меняет лицо Земли? Каменную оболочку планеты ни на минуту не оставляют в покое две группы сил, что, дескать армии, сошлись в упорном бою. И этот бой подавляющее большинство жителей планеты не замечает. Одна группа сил действует в земной коре, другая атакует извне (из атмосферы, океана и на суше). Силы, действующие изнутри, называются внутренними. Силы, которые им противостоят,- внешними.
3. Основные формы рельефа своей местности.
Каждый день по дороге в школу вы встречаете различные местные формы рельефа. Это холмы, овраги, балки, оползни, речные долины и т.д.
Какие формы рельефа преобладают в вашей местности? Как человек издавна использовала неровности местности (бугры, холмы, долины рек, низовья)? Вспомните, где (например, в деревне) располагали церковь, где огороды.
Практическая работа на местности
1 вариант. Нарисуйте стилизованную карту рельефа своей местности (небольшой участок, учитывая местные условия) или путь от школы до дома с учетом неровностей местности.
2 вариант. Демонстрация работы с нивелиром.
Нивелир - прибор для определения высоты (относительной) неровностей земной поверхности.
Строение школьного нивелира: планка со шкалой, шнур, отвес (уровень для вертикаль ного центрирования нивелира)
Принцип определения высоты холма с помощью школьного нивелира:
1. Установите нивелир у подножия холма в точку 1. С помощью отвеса проверьте, чтобы нивелир находился в вертикальном положении.
2. Вбейте колышек в точку 2.
3. Перенесите туда нивелир. Повторите действие в т. 3 и т. 4.
4. Вычислите высоту холма.
V. Закрепление новых знаний и умений
1 вариант. Практическая работа
«Обозначение на контурной карте основных форм рельефа». Соблюдая правила, обозначить на контурной карте Крымские горы, Карпаты, самые крупные возвышенности и низменности.
Учитывая индивидуальные особенности класса, практическую работу можно выделить в самостоятельный урок и предоставить возможность в спокойном ритма нарабатывать навыки делать с картой атласа и контурными картами.
2 вариант. Беседа
1. Что называют рельефом?
2. Какие крупнейшие формы рельефа?
3. Какие основные формы рельефа на материках и океанических впадинах?
4. Какие факторы влияют на формирование рельефа?
5. Могут низменности быть бугристыми, а возвышенности - плоскими?
6. Что означает понятие «выветривание»?
7. Назовите главных разрушителей горных пород.
8. Как с помощью нивелира можно измерить высоту холма?
9. Какие формы рельефа более удобные для ведения хозяйственной деятельности?
VИ. Домашнє задачи
Проработать текст учебника.