Урок 26. Погода и наблюдения за ней
Цель: продолжить формировать у учащихся представление о погоде; учить определять, наблюдать и описывать причины ее изменения; ознакомить учащихся с простейшими метеорологическими приборами; формировать умение ими пользоваться, анализировать результаты наблюдений, воспитывать уважение и интерес к народному творчеству.
Оборудование: дневник наблюдений, календарь погоды, термометр, барометр, осадкомер, флюгер, каталог облаков.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний
♦ Что называют температурой?
♦ От чего зависит температура воздуха?
♦ Какими приборами измеряют температуру воздуха?
♦ Что называют атмосферным давлением? Каким прибором он измеряется?
♦ Что называют ветром? Какова причина его образования?
♦ Что называют погодой?
♦ Опишите, какая погода сегодня.
♦ Зачем люди наблюдают за погодой?
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Каждый день собираясь в школу, мы вирішуюємо дилемму: что надеть, чтобы нам было не холодно и не жарко, чтобы мы чувствовали себя комфортно и непринужденно? Все сведения о погоде мы получаем благодаря ежедневным наблюдением за ней, в частности с ее основными характеристиками: температурой, направлением и силой ветра, облачностью, количеством осадков, атмосферным давлением. Из каких источников мы получаем информацию о состоянии погоды? Как наши предки могли прогнозировать осадки без Интернета или ТВ? На уроке мы научимся описывать состояние погоды, пользоваться определенными метеорологическими приборами, составлять прогноз погоды на ближайшее время.
IV. Изучение нового материала
1. По данным дневника наблюдений расскажите, какой была погода (в описании дети указывают температуру воздуха, направление ветра, облачность, осадки, атмосферное давление).
Состояние нижнего (приземного) слоя атмосферы в определенном месте и в определенное время называется погодой.
2. Учитель демонстрирует метеоприлади и объясняет принцип их использования, учащиеся заполняют таблицу.
№ п/п |
Показатель состояния погоды |
Прибор, которым измеряется |
1 |
Температура воздуха |
|
2 |
Атмосферное давление |
|
3 |
Осадки |
|
4 |
Направление и сила ветра |
|
5 |
Облачность |
|
3. Каждый день погода приносит людям радость или беда. Случается, что нередко жизнь человека целиком зависит от погоды (бури, засухи, ливни, штормы и др.). Для того чтобы противостоять грозным явлениям природы, людям необходимо знать, какая погода будет завтра. Прогноз погоды - это совокупность разнообразных предположений относительно ее будущего характера. Существует целая наука, которая занимается прогнозом погоды, - синоптика (от греч. «синоптикос» - способен все увидеть).
Есть ли на Земле еще такая сфера деятельности человека, которая бы объединяла все страны и народы, работала так слаженно, как Всемирная служба оперативных прогнозов погоды? Одновременно каждые три часа на всех метеорологических станциях земного шара (их около 10 тыс.) люди (метеорологи) наблюдают за погодой с помощью специальных приборов. Но наблюдения ведутся и на аэрологических станциях (здесь запускают в атмосферу воздушные шары, радиозонды), на кораблях погоды, которые собирают информацию о погоде в океанах, на буях (они дрейфуют по морям с датчиками температуры, давления, влажности), на самолетах и спутниках и т.д.
Однако это только начало процесса, который дает возможность составить прогноз погоды. За сутки в системе глобальной метеорологической сети по всему миру передается примерно 50 тыс. данных показателей погоды.
4. Народные приметы погоды
Какие народные приметы погоды вы знаете? О чем вам рассказывали родители? Как можно объяснить эти приметы? Распределите их на две группы - признаки хорошей погоды и признаки непогоды.
♦ Птицы, мухи, жуки, бабочки заранее чувствуют увеличение влажности воздуха и усиление ветра, поэтому прячутся перед дождем.
♦ Пауки не развешивают паутину перед дождем. Если вечером видно пауков, то на следующий день будет хорошая погода
♦ Перед грозой пчелы прячутся в ульи.
♦ При хорошей погоде ласточки летают высоко, а перед дождем - низко.
♦ После весеннего прилета жаворонков наступает хорошая погода.
♦ Перед дождем клевер склоняет головки соцветия, это же происходит и с фиалкой.
♦ Ель опускает ветви перед дождем, а перед ясной погодой она их поднимает.
♦ На листьях конского каштана за 1-2 суток перед дождем выступают капельки сока.
♦ Если береза выпускает листья раньше, чем у ольхи, лето будет сухим, а если первой распускается ольха - лето будет холодным и дождливым.
♦ Появление комаров поздней осенью - к мягкой зиме.
♦ Длинные сосульки - к продолжительной весне.
♦ Паутина летит осенью - к теплу.
V. Закрепление новых знаний и умений
1. Заполнение классного календаря погоды
2. Беседа
♦ Что называют погодой?
♦ Назовите основные ее показатели.
♦ С помощью которых метеорологических приборов они определяются?
♦ Почему для составления прогноза погоды в Украине нужно иметь метеорологические данные из других стран мира?
♦ О чем предупреждает изменение показателей барометра?
VI. Домашнее задание
Продолжать работу в дневнике наблюдений.