Урок 29. Минералы, горные породы и их свойства. Полезные ископаемые
Цель: расширить представление учащихся о минералы, горные породы, полезные ископаемые, формировать умение наблюдать, сравнивать и описывать образцы минералов и горных пород, воспитывать внимательность при работе с коллекциями, коммуникабельность, умение сотрудничать.
Оборудование: коллекция минералов и горных пород, полезных ископаемых.
Тип урока: формирование новых знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и умений
1. Что называют рельефом?
2. Какие крупнейшие формы рельефа на материках?
3. Какие факторы влияют на формирование рельефа?
4. Что означает понятие «выветривание»?
5. назовите главных разрушителей горных пород.
6. Как вы считаете, только в горах есть горные породы? Из чего состоят равнины?
7. приведите примеры горных пород, которые вы изучали в начальной школе.
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности
Учитель обращает внимание учащихся на кусочек мела, который дети видят с первого класса. Но не все знают, какие свойства он имеет, как образовался. В природе много горных пород, которые использует человек.
IV. Изучение нового материала
1. Понятие «горная порода» и «минерал»
Вся толща земной коры состоит из различных по свойствам, составу и происхождению горных пород (учитель демонстрирует базальт, гранит, песок, глину, известняк). Горные породы, в свою очередь, состоят из минералов. Так, горная порода «гранит состоит из трех минералов: полевого шпата, кварца, слюды. Бывают горные породы, которые состоят только из одного минерала: чистый песок из кварца, известняк - из кальцита (см. приложение 1).
2. Работа с коллекцией горных пород и минералов
Состоит устный описание образцов горных пород (базальт, гранит, песок, глина) и минералов (полевой шпат, кварц, слюда). Первый опись составляется коллективно. Затем класс делится на группы по 4-6 учеников.
Каждая группа получает по 2-3 образцы и заполняет таблицу.
Название образца |
Цвет |
Плотность |
Горючесть |
Растворимость |
Агрегатное состояние |
Использование |
Уголь |
|
|
|
|
|
|
Мел |
|
|
|
|
|
|
Песок |
|
|
|
|
|
|
Мрамор |
|
|
|
|
|
|
Сера |
|
|
|
|
|
|
Насчитывают более 3 тыс. различных минералов. Но только несколько десятков из них встречаются в природе в большом количестве (кварц, кальцит). Большая же часть минералов встречается очень редко и не образует горных пород (золото, алмазы).
Все горные породы и минералы, которые использует человек, называются полезными ископаемыми.
Полезные ископаемые образуют месторождения. Их размещение зависит от особенностей строения земной коры, условий образования горных пород и минералов, которые их составляют.
V. Закрепление новых знаний
1. Определение характерных признаков горных пород и минералов (составление диаграми Вена)
На пересечении кругов записывают общие признаки, а в кругах - различия.
2. Назовите известные вам полезные ископаемые. Где их использует человек?
Которые пользы ископаемые добывают в вашей местности?
Беседа за вопросами. Оценивание работы учащихся
VИ. Домашнє задачи
1. Проработать текст учебника
2. Индивидуальное задание. Подготовить небольшой рассказ (3-4 ученика) про любое растение или животное имеет отчетливые признаки приспособления к окружающей среде.