Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

5 КЛАСС

 

Тема 4. Музыка и визуальные образы

Урок 24

Тема урока. Минорный лад, сольфеджування упражнения. Работа над песней "По дубраве ветер воет". Слушание музыки. "Бандуристе, орле сизый". Т.Шевченко

 

Цель урока: научить учащихся определять лады и уметь их проінтонувати; развивать ладо - тональный слух и вокальные навыки; воспитывать интерес к кобзарского искусства.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: баян, магнитофон, аудио-запись, репродукция картины К. Трутовского „Кобзарь над Днепром”.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы.

 

II. Распевки и импровизация на заданный текст.

 

 

Давайте розспіваємося с вами на этой поспівці и сразу же определим ее лад (Мажорный). А теперь ваша задача закончить музыкальное предложение, придумав мелодию до второй строки:

Там девочка собирает лен мелкий.

 

image59

 

Проплескайте ритм второй строки и запишите.

(Звучит настройка, дети поют тоническое трезвучие, пение по „плавающей нотой" и импровизируют на заданный текст. Лучший вариант поют все вместе и записывают в свои тетради).

- А теперь, дети, подумайте, как бы прозвучало это предложение в миноре. Что нужно сделать, чтобы прозвучал минор?

В миноре расстояние между II - III, V - VI вв. наименьшая - полтона, III степень звучит на полтона ниже. Итак, наша поспівочка будет начинаться мінорним тризвуком.

 

image60

 

- Давайте всю поспівочку выполним в миноре.

(Звучит настройка, дети поют).

 

III. При работе над песней обращаю внимание детей на начало, который построен также на устойчивых ступенях ре минора

А дальше работаю над изучением песни в целом, в спокойном характере передавая журливий настроение. Звук должен быть плавный, протяжный, слова произноситься четко.

 

IV. Слушание музыки.

Беседа.

Образ Кобзаря (Т.шевченко) художники разных видов искусства видели по-своему и отражали это в своих произведениях. Но если присмотреться к картинам художников и послушать произведения украинских композиторов, которые писали музыку к „Кобзаря”, то можно заметить, что их взгляды совпадают, они переживают одинаково и все воспроизводят в своих произведениях. Вам уже известно, что М. Лысенко написал музыку к „Кобзаря” и что она родственна с картиной М. Божия „Думы мои”.

Среди художественных полотен шевченковской тематики выделяется картина „Добзар над Днепром” Константина Трутовского, в которой он видит образ поэта как народного певца-бандуриста. О кобзарское искусство вам уже известно. Вы знаете, что это были народные певцы и музыканты, которые сопровождали пение игрой на кобзе или бандуре и пропагандировали освободительные идеи. Т. Шевченко очень любил слушать их пение, потому что „там была правда”. Сегодня мы с вами послушаем украинскую народную песню на слова Т. Шевченко „Бандуристе, орле сизый” и рассмотрим репродукцию картины К. Трутовского.

(Дети слушают произведение и дают ответы на вопросы).

Беседа за вопросами:

- Почему Т. Шевченко называют Кобзарем?

- Что объединяет содержание песни с каргиною?

- Какие картины о кобзарей вы еще видели?

- Какие раздумья охватили кобзаря?

 

V. Итог урока.